перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Возвращение платформеров Новые Sonic, Mario и Rayman

С интервалом в несколько дней вышли новые итерации самых известных игровых сериалов прошлого. И с ними не все в порядке.

Архив

Sonic Generations

Десятка полтора лет назад это была бы медиабомба: вышла абсолютно новая игра про Марио, к тому же первая на новой нинтендовской консоли (Super Mario 3D Land для Nintendo 3DS); почти день в день с ней появилось новое приключение ежа-конкурента Соника (Sonic Generations для PS3 и Xbox 360).

Даже в новостях федеральных каналов в рубрике «За рубежом» промелькнули бы сюжеты — японцы, ночующие в палатках у магазинов за неделю до поступления игр в продажу; еще какие-то сумасшедшие люди с накладными усами и в красных кепках, жизнь которых только что обрела совершенно новый смысл. Интернет был бы полон грызни между «фанбоями» (идиотское слово) итальянского водопроводчика и синего ежа.

Сейчас всем более или менее наплевать.

С Соником причина понятна: Sega и ее внутренняя студия Sonic Team с самого момента изобретения полигональной графики (а это начало девяностых) пытались угнездить своего ежа в трех измерениях, и от этого неизменно получался один срам. Generations, к сожалению, не исключение — та часть игры, что происходит в псевдо-2D, еще туда-сюда, все остальное — напрасная трата времени. При этом, кстати говоря, в сервисах XBLA и PSN с лета продается классическая двухмерная Sonic 4 — Episode I. Продается довольно скверно, и про второй эпизод что-то ничего не слышно — то есть, может быть, дело не в лишнем измерении, а в том, что сама механика (напомним, бег слева направо с дикой скоростью), на заре времен казавшаяся такой остроумной идеей, сейчас воспринимается как дурацкий анахронизм?

 

Super Mario 3D Land

Ситуация с Марио интереснее. Nintendo, что называется, постоянно изобретает его заново: недавняя Super Mario Galaxy (и ее прошлогоднее продолжение) для Wii — игра безоговорочно гениальная; 2D-сиквел оригинального платформера, New Super Mario Bros., продался невменяемыми тиражами и так далее. Новая 3D Land при этом почему-то не воспринимается цельной игрой — она больше похожа на набор мало связанных друг с другом головоломок. Это не худший способ потратить три-четыре часа, но явно не тот адский прорыв, которого ждали от Марио на 3DS.

Есть еще Rayman Origins. История Реймена, лупоглазого существа без рук и ног, зато с ладонями и ступнями, короче, чем у Марио с Соником, но и в ней есть занятные моменты. Персонажа придумал французский визионер Мишель Ансель, сделавший впоследствии сильно недооцененную и, как следствие, провальную Beyond Good & Evil. Первый Rayman 1995 года выпуска был платформером скорее про думать, чем про бегать; в сиквелах появилось третье измерение, но лучше всего игра чувствовала себя без него. Нынешняя Origins — возврат, как это принято говорить в таких случаях, к корням; все плоское, мультяшное и безумно красивое. В ней что-то около сотни уровней, и это, в общем, энциклопедия игрового дизайна пятнадцатилетней давности — человек, когда-нибудь владевший Sega Megadrive или Super Nintendo, не раз умоется ностальгическими слезами. Есть, впрочем ощущение, что игру мало кто купит.

 

Rayman Origins

Дело, кажется, вот в чем. В последнее время авторы Соника, Марио и Реймена продают инфантильность — все эти выпученные глаза, яркие цвета и смешные зверушки радикально отличаются от общей парадигмы видеоигр в конце 2011 года (см. архив рубрики «Рецензии»). Объяснение про «для детей» не работает — во-первых, для детей все это слишком сложно, а во-вторых, дети играют в Call of Duty и/или в Angry Birds. Скорее всего, продажи Марио (хорошие), Соника (слабые) и Реймена (непредсказуемые) движет ностальгическая инерция тех, кому сейчас за и под тридцать — и в чьих карманах, по стечению обстоятельств, больше всего денег на собственные развлечения. Трудно объяснить человеку, родившемуся в 90-е, почему Майкл Джексон был королем поп-музыки в первую очередь, а зомби и, кажется, педофилом — уже сильно потом. Точно так же никто из нынешних активных пользователей Xbox 360 не поймет, почему он должен ассоциировать себя с синим ежиком или мультяшным усачом, а не с закованным в бронескафандр трехметровым суперменом по имени Spartan 117.

Nintendo, кстати говоря, не так давно объявила о своих миллиардных убытках — в целом для компании с ее нынешним запасом ликвидности это не страшно, но Марио, Сонику и даже Реймену (хотя он, честно говоря, прекрасен) уже в самом деле пора на пенсию. Играть во все это сегодня — все равно что сознательно каждый день смотреть мультфильмы про Винни-Пуха. В смысле, ничего плохого в этом нет, но если вам больше десяти, тот тут уже, как говорится, возникают вопросы.

Ошибка в тексте
Отправить