перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Новые бельгийские режиссеры «Бычара», «Синяя птица» и другие звери

В пятницу 14 декабря на фестивале «Зимняя эйфория» состоится единственный показ фильма «Бычара» бельгийского режиссера Михаэля Р.Роскама. Еще недавно на кинематографической карте мира Бельгия существовала только благодаря братьям Дарденнам, но сегодня в этой стране работает много интересных режиссеров — «Афиша» называет лучших.

Архив

«Эльдорадо», «Гиганты»

Були Ланнер

режиссер, сценарист, актер

В Бельгии Ланнер прославился еще в конце 1980-х как телевизионный комик; время от времени его фактурную внешность используют французские режиссеры (среди недавних работ — короткое, но яркое появление в роли организатора подпольных боев в фильме Жака Одиара «Ржавчина и кость», который сейчас показывают на фестивале «Французское кино сегодня»). Ланнера-режиссера заметили (и стали сравнивать с Коэнами) в 2008-м, после «Эльдорадо» — одновременно яркого, смешного и мрачноватого роуд-муви про дружбу здоровенного валлонца (сам Ланнер) с доходягой-наркоманом, забравшимся к нему в дом. Три года спустя его следующий фильм «Гиганты» закрывал каннскую программу «Двухнедельник режиссеров». Это история трех подростков, покинутых взрослыми, попавших в злую (а иногда — немотивированно добрую) сказку. Странным образом «Гиганты» напоминают советское каникулярное кино (вроде быковского «Пропало лето»), с поправкой на сегодняшние реалии (драгдилеры, жутковатые русские перевозчики мебели); дурацкие проблемы растворяются в июльской неге, а на финальных титрах звучит песня Галины Хомчик «За окном моим беда».

 

«Захватчик»

«Захватчик»

Николя Провост

режиссер, художник

«Захватчик» — единственный пока что полнометражный фильм Провоста — открывается незабываемым крупным планом женского лона. Камера отъезжает и следует за героиней, склеек нет; она, как по подиуму, идет по пляжу, пока (как и зрители) не замечает, что берег усеян темными телами. История девушки на этом заканчивается, и начинается история одного из тел — беженца из Африки, выжившего в море и выживающего теперь в большом городе. Но это не сентиментальное кино об иммигранте — это кино о враждебной материи, которая внедряется в чужой организм (в том числе при помощи секса), ведет себя как захватчик. До своего полнометражного дебюта в 2011 году Провост был видеохудожником — одним их тех, кто пробует на прочность границы между кино и артом; он выставлялся по всему миру — от Антверпена до Сиэтла, а в его короткометражке «Звездная пыль» едва ли не в последний раз мелькнул Деннис Хоппер. О дальнейших планах Провоста пока ничего неизвестно, а жаль — переход из галереи в кинозал он осуществил убедительнее многих.

 

 

«Малыш Иисус из Фландрии», «Синяя птица»

Густ Ван Ден Берге

режиссер

Ван Ден Берге родился в 1985 году, в детстве танцевал в балете и играл в театре, потом снимал короткий метр, а в 2010-м показал в каннском «Двухнедельнике режиссеров» свой дебют — «Малыша Иисуса из Фландрии», вольную черно-белую экранизацию Нового Завета, в которой часть ролей сыграли актеры с синдромом Дауна (почему-то случай для Бельгии не единичный — так, автор «Господина Никто» Жако Ван Дормель постоянно работает с актером Паскалем Дюкенном, также страдающим от этого синдрома). Вряд ли спекуляция — так Ван Ден Берге воссоздает маленьких человечков Босха и Брейгеля; блаженны кроткие — только они могут передать дух Рождества в замерзающих полях Фландрии. Следующий фильм режиссера (и вторая часть трилогии, которую он собирается завершить в ближайшее время) — экранизация «Синей птицы» Метерлинка, сделанная столь же необычным способом: на этой раз изображение не черно-белое, а синее, и действие разворачивается в африканской деревушке. Результаты модернистских упражнений Метерлинка (вроде короля Время или Самого Тучного Блаженства) тут становятся причудливым африканским фольклором, и если «Малыш Иисус» — это декабрьский вечер в сырых полях, то «Синяя птица» — опасное путешествие по зною, раскаляющему землю до синевы.

 

 

«Бычара»

 

«Бычара»

Михэаль Р.Роскам

сценарист

Роскам тоже изучал искусство, был журналистом, а потом сценаристом; снятый в 2011 «Бычара» — его режиссерский дебют. Это довольно запутанная (на первый взгляд) история здоровенного парня, который оказывается замешан в дела сельскохозяйственной мафии (Бельгия — крупный экспортер мяса, скоту делают гормональные инъекции для увеличения массы тела). Довольно сложно объяснить, чем так сбивает наповал этот фильм, не выдавая главной сюжетной тайны, которая раскрывается лишь в середине фильма, во флешбэках; детство героя (как и всякое мальчиковое детство) оказывается смертельно опасным. «Бычара» — это и увлекательный триллер, и эмоциональный шок, и метафора кризиса маскулинности и безжалостная деконструкция любой тестостероновой бычки. В числе дальнейших проектов режиссера указывали и сериал для HBO, и фильм про сибирскую деревню, которую терроризирует тигр-людоед. Одна из последних новостей: Роскам снимет Тома Харди в фильме «Спасение животных» — главный герой находит в мусорном бачке живого щенка и становится жертвой агрессии со стороны прежнего хозяина собаки.

 

 

«Хадак», «Пятое время года»

 

Петер Бросенс и Джессика Вудворф

режиссеры

Бросенс — бельгийский документалист, автор трилогии о Монголии; прославился он в 2006 году, когда «Золотого льва» за лучший дебют получил его фильм «Хадак», снятый совместно с американкой Джессикой Вудворф. Нечто среднее между этнографической зарисовкой и медитацией, картина с успехом прошла по международным фестивалям; затем они вместе сделали в Перу «Альтипано», а в этом году неожиданно представили в венецианском конкурсе «Пятое время года» — сказку о том, как на протяжении года, от Рождества до Рождества, по бельгийской деревне расползается апокалипсис. Хотя цельного и оригинального высказывания о конце света у Бросенса и Вудворф не получилось, отдельные эпизоды (вроде взаимоотношений одного из героев с петухом) и атмосфера предзакатной могильной сырости запоминаются надолго.

 

 

Ошибка в тексте
Отправить