Гид: фестиваль NET
Основная программа
Калигула
Драматический театр им. Стояна Бычварова (Варна, Болгария), La Rose des Vents — Национальный театр Лилля (Вильнев-д’Аск, Франция)
Пьеса А.Камю. Режиссер Я.Гырдев. В ролях Д.Алексиев, Д.Викторова, С.Радев, М.Мутафов и др.
Спектакль содержит жесткие сцены. Разрешено только для лиц от 21 года. Спектакль идет на болгарском языке с субтитрами
Театральные гастроли лауреата ММКФ
Пять лет назад, когда болгарин Явор Гырдев показывал в Москве «Человека-подушку», здесь единицы знали о Мартине Макдонахе, не говоря уж о самом Гырдеве. Но полтора года назад на ММКФ его дебютный полный метр — нуар «Дзифт» — взял второй приз за режиссуру, так что теперь он приезжает на NET звездой — с постановкой пьесы, о которой мечтал, говорит, с девятого класса. «Калигула» — история восхождения и саморазрушения тирана, рассмотренная Альбером Камю через призму экзистенциализма. Философ по первому образованию, до сих пор теоретизирующий в толстых умных журналах, Гырдев уточняет жанр пьесы — это «экзистенциальный панк»: Калигула воюет с системой, олицетворением которой он же и является. «Система» в его спектакле облечена в нацистскую форму, разве что крест заменила черная точка мишени.
Центр им. Мейерхольда, вс 15 ноября, 17.00, 20.00
Оргия толерантности
Компания Troubleyn (Антверпен, Бельгия)
Автор и режиссер Я.Фабр. В ролях Л.Адами, К.Бакалов, К.Бистровик-Дарвас и др.
Спектакль содержит жесткие сцены и ненормативную лексику. Разрешено только для лиц от 21 года. Спектакль идет на английском и французском языке с субтитрами
Театральный «Монти Пайтон»
Перформер, в юности сжигавший деньги и рисовавший пеплом, хореограф, режиссер, имеющий собственную труппу в Антверпене, — в «Оргии толерантности» Ян Фабр опять выступает критиком общества потребления. Сам Фабр говорит, что питался идеями из двух источников — трудов критика капитализма Герберта Маркузе и скетчей «Монти Пайтона»; да и репетировал так же, как члены «Монти Пайтона», — импровизируя вместе с актерами.
Центр им. Мейерхольда, ср 18, чт 19 ноября, 20.00
Великая война
Компания Hotel Modern (Роттердам, Нидерланды)
Авторы и режиссеры Х.Хелле, П.Калкер, А.Хурнвег
Спектакль идет на английском языке с субтитрами
Траншейная война в зарослях петрушки
Голландская группа «Отель Модерн» на глазах у публики снимает кино о Первой мировой, вернее, о позиционной «траншейной войне», развернувшейся на Восточном фронте. Съемочной площадкой служит стол, на котором ландшафты создаются с помощью грунта, вываленного из цветочного горшка, и петрушки, которая в камере выглядит густой рощей. Сельскую идиллию поливают дождем из пульверизатора, а потом месят игрушечными пушками, пока дивной красоты поле не превращается в грязное месиво. Картины эти снимают крошечной камерой, но проецируют на большой экран, и — удивительно — игрушечная война на экране выглядит страшнее настоящей. Этот эффект усиливают голоса актеров, читающих письма, которые солдаты писали с фронта родным и невестам.
Центр им. Мейерхольда, сб 21, вс 22 ноября, 20.00
Воццек
Опера А.Берга. Режиссер Д.Черняков. В ролях Г.Нигль, М.Айхе, Е.Жидкова, М.Байерс и др.
Спектакль идет без антракта на немецком языке с субтитрами
Самая ожидаемая оперная премьера сезона
«Воццек», оказавшийся в программе NET за неделю до начала фестиваля, одним махом расширил его границы за пределы драматического театра и придал ему веса. Во-первых, «Воццек» — опера (пусть и по мотивам драматического «Войцека» немецкого романтика Георга Бюхнера). Во-вторых, эту оперу называют манифестом музыкального модернизма XX века (в России она ставилась только один раз — в Петербурге в 1927 году, еще при жизни композитора). В-третьих, это самая ожидаемая музыкальная премьера сезона — ее ставит Дмитрий Черняков и дирижирует Теодор Курентзис, дебютирующий «Воццеком» в Большом театре.
Большой театр, чт 26 ноября, 19.00
Анна
Центр современного искусства «Дах» (Киев, Украина), Gogolfest (Украина)
Пьеса Ю.Клавдиева. Режиссер В.Троицкий. В ролях В.Миненко, В.Литвиненко-Ясиновская, Zo, М.Галаневич, Д.Ярошенко и др.
В спектакле используется ненормативная лексика. Разрешено только для лиц от 18 лет
Независимый киевский театр играет «новую драму»
Русская новая драма на NET представлена украинским спектаклем — это фантастический кровавый вестерн Юрия Клавдиева, поставленный в киевском независимом театре «Дах» его главой Владиславом Троицким. «Анна» была написана в семинаре театра The Royal Court — благодаря британским супервайзерам у Клавдиева получилась полноценная жанровая вещь. Польский критик, видевший спектакль в Киеве, пишет, что эта «терпкая, пахнущая порохом и галлюциногенными снами пьеса является одним из наиболее свежих исследований славянского анархизма и одновременно вполне может претендовать на звание новейшей антиутопии глобализма». Там же говорится, что молодые актеры «Даха» играют «Анну» в духе кинематографической голливудской эксцентрики. В другой раз на NET актеров «Даха» можно увидеть в перформансе «Dreams of the Lost Road», где они импровизируют безмолвные сцены за спинами неистовствующей «ДахиБрахи».
Центр им. Мейерхольда, вт 24, ср 25 ноября, 20.00
+1
Театральный проект Евгения Гришковца
Автор и исполнитель Евгений Гришковец
Евгений Гришковец против человечества
Ветеран NET Евгений Гришковец в своем последнем монологе рассказывает, как сложно чувствовать себя отдельным человеком в глобальном мире. На сценической площадке, обустроенной художником Ларисой Ломакиной, рабочий стол Гришковца инсталлирован между раем, Северным полюсом и космосом.
Театральный центр «На Страстном», чт 26 ноября, 21.00
Руммельплац
Театр им. Максима Горького (Берлин, Германия)
Пьеса по роману В.Бройнига. Режиссер А.Петрас. В ролях П.Курт, М.Пешель, М.Кламмер и др.
Спектакль идет на немецком языке с субтитрами
Немецкий «Котлован»
Армин Петрас — режиссер, глава крупнейшего берлинского Театра имени Максима Горького и драматург, известный под псевдонимом Фриц Катер. «Руммельплац» — это его инсценировка запрещенного романа о послевоенной Германии, его автор Вернер Бройниг умер в 1976 году, так и не увидев книгу в печати. Место действия в романе — урановое месторождение, на котором, заправляясь водкой и добывая топливо для холодной войны, работают принципиальные противники — недавно вернувшиеся с войны немецкие солдаты, русские политруки, инженеры-интеллектуалы. О спектакле Петраса в Германии пишут, что он экстраполировал настроение безнадежности, царящее в романе, на сегодняшний день.
МТЮЗ, пт 27 ноября, 20.00
Специальный проект
«Новые европейские тексты»
Считай, что ты — Бог!
Пьеса М.Вишнека. Режиссер Й.Лехтонен. В ролях Е.Конисевич, А.Маракулина, В. Гольк, Д.Грудович, Е.Ткачук, М.Сехон и др.
Представление пьесы о произволе сверхчеловечков
Пьеса Матея Вишнека — румына с парижской пропиской, чьи пьесы двадцать лет не шли на родине по цензурным соображениям, — это тридцать новелл, рисующих бесправие человека перед другим человеком, вообразившим себя
Богом. Йоэл Лехтонен, режиссер нашумевших «Монологов вагины», на NET покажет восемь новелл: двое заключенных в ожидании пытки, румынский ветеран, встречающий американцев как освободителей, а потом доедающий их объедки, и тому подобное. Лехтонен, собравший в своем проекте коллекцию первостатейных независимых актеров, представляет его в выставочном зале ЦДРИ, но дальше планирует всякий раз играть спектакль в разных местах.
Центральный дом работников искусств, пн 16, вт 17 ноября, 20.00, в выставочном зале
Европеана
Пьеса Д.Леско. Режиссер В.Коломыцева
Представление музыкальной комедии о евробюрократах в присутствии автора
Пьеса 38-летнего француза Давида Леско высмеивает бюрократические парадоксы, сопровождающие процесс объединения Европы. За пример Леско взял «Мандат» Эрдмана и гоголевского «Ревизора», но вообще-то, комедия у него вышла музыкальной. В Москве эту вещь сыграют в присутствии автора студенты Сергея Женовача и Олега Кудряшова.
Центр им. Мейерхольда, пт 20 ноября, 20.00
Extasy Rave
Экспериментальный театральный центр «Мастер-класс»
Пьеса К.Денниг. Режиссер Е.Новикова. В ролях Д.Дроздовская, М.Коновалов, Е.Баринов, Е.Нестерова и др.
Представление антиутопии о зажившихся стариках в присутствии молодого автора
Пьеса австрийского драматурга Констанции Денниг рисует Европу будущего, где старикам после семидесяти нужно проходить тест на сообразительность. Те, кто выжил из ума, приглашаются на вечеринку, с которой им прямая дорога на небо, билетом куда служит коктейль Extasy Rave.
Актовый зал, ср 25, чт 26 ноября, 20.00
Музыкальный день на NET
Dreams of the Lost Road
«ДахаБраха» (Украина), центр современного искусства «Дах» (Киев, Украина), Gogolfest (Украина)
Режиссер В.Троицкий
Концерт-спектакль лучшей этноджазовой группы на постсоветском пространстве
Когда их просят обозначить жанр своей музыки, они говорят: «Этнохаос». «ДахаБраха» — три девушки, один мужчина, все играют на всевозможных инструментах и блистательно поют — украинская группа, воплощающая местные фольклорные мотивы в гипнотический джаз, в котором мова мешается с английским, а напевы малороссийских селений — с африканскими народными танцами и мрачной минималистической электроникой. Более умную, изобретательную и мощную этнику здесь не умеет играть никто — и может статься, не только здесь. На NET «ДахаБраха» показывают «Dreams of the Lost Road» — перформанс, где их песни сопровождают видеоарт и безмолвная фантасмагория актеров киевского театра «Дах».
«Дворец на Яузе», пн 23 ноября, 19.30