перейти на мобильную версию сайта
да
нет

От Виллалобоса до Марли 9 документальных фильмов про музыку, снятых не по правилам

На прошлой неделе в прокат вышел наполовину игровой фильм «Metallica: Сквозь невозможное». «Афиша» попросила создателей Beat Film Festival Кирилла Сорокина и Алену Бочарову рассказать еще о девяти не уступающих художественному кино документальных фильмах про музыкантов.

Архив

«Mistaken for Strangers»

Группа The National, помимо прочего, всегда была примечательна своим составом, почти сплошь состоящим из братьев — в этом смысле из него выделялся только вокалист Мэтт Бернингер, и этот фильм, снятый его младшим братом Томом, самым комическим образом исправляет это. Несмотря на название, именно он — металлист, лоботряс и бездельник, до сих пор живущий в родительском доме в Цинциннати, — является не только его режиссером, но одним из главных героев, отправляясь в качестве roadie в тур в поддержку «High Violet». Один из самых человечных, смешных и неформальных фильмов, снятых о музыкантах, как водится, не вполне о музыке, зато сделан с беспрецедентным доступом, которым может похвастаться только незадачливый младший брат.

 

«Anvil: История наковальни»

Документальный фильм о музыке для тех, кто не любит документальные фильмы о музыке, считает их прикладным жанром или думает, что это всегда панегирик, завизированный менеджером артиста, — душераздирающая история тотального невезения канадской хеви-металлической группы Anvil, которая умудрилась растерять буквально все шансы, но тем не менее не сдается и выглядит намного симпатичнее многих своих более преуспевающих коллег. Один из лучших документальных фильмов нулевых, который даст фору многим драматическим фильмам.

 

«Efterklang: Призрак Пирамиды»

«Призрак Пирамиды» снят крепким датским документалистом Андреасом Кефедом о «русском» путешествии группы Efterklang (его предыдущий фильм «Танцор» тоже, как ни странно, был посвящен русскому танцору). Он идеально иллюстрирует то, каким должен быть фильм, заказанный музыкальной группой в поддержку выхода альбома в современном мире. На норвежском острове Шпицберген в шахтерском поселке Пирамида, который процветал в 60-е годы, а сегодня законсервирован, группа Efterklang собирает звуки для альбома, а параллельно режиссер рассказывает историю жизни местного жителя — полярника Александра Наумкина, когда-то прожившего здесь долгую счастливую советскую жизнь.

 

«Боб Марли. Регги навсегда»

Образцовый пример того, как снимают документальное кино в Голливуде: начал Мартин Скорсезе, продолжил Джонатан Демми, завершил Кевин МакДональд. И вышло очень хорошо: традиционная манера повествования компенсируется невероятно зрелищными, сделанными с оскаровским размахом съемками и отличными немузыкальными историями — о том, как Марли вывел на сцену и заставил пожать руки представителей двух враждующих партий Ямайки во время благотворительного концерта, тем самым положив конец гражданской войне. О том, как фанатично рубился в футбол и терпеть не мог проигрывать даже своим многочисленным детям. И о том, как, совсем лысый, он умер от рака, «болезни белых», сама возможность которой передалась ему с кровью отца, после лечения в Германии.

 

«Виллалобос»

Опус немецкого режиссера-радикала Ромуальда Кармакара, специализирующегося в основном на фильмах об убийцах и наемниках («Warheads» и «Totmacher»). Единственный немецкий режиссер, удостоивший мощнейшую немецкую культуру электронной музыки внятного высказывания. «Виллалобос» — венец его так называемой «Клубной трилогии», снятый при помощи считанных монтажных склеек и в котором Рикардро Виллалобос предстает натуральным демиургом и повелителем молодых умов, угорающих на танцполе.

 

«The Posters Came from the Walls»

Фильм о том, как любят группу Depeche Mode по всему миру, был заказан лейблом Mute двум британским художникам, но сразу же после его международной премьеры был запрещен группой к показу. Вместо парадной картины лауреат Turner Prize Джереми Деллер снял настоящий парад фриков, включая, например, русскую тетку, которая переводит тексты Depeche Mode пушкинским ямбом, сидя на домашней кухне уголком.

 

«20000 дней на Земле»

Еще во время работы над альбомом «Push the Sky Away» режиссеры установили камеры в офисе Кейва, а потом перекинулись на более частные пространства и сняли несколько постановочных сцен. Получился фильм о буднях Ника Кейва с ним самим в главной роли: он пишет песни за рабочим столом, ходит к психологу, смотрит «Лицо со шрамом» с сыновьями, и все как будто взаправду. Среди героев мелькают Кайли Миноуг и другие узнаваемые лица. Выходит в 2014-м — покажем на Beat, ждите!

 

«В поисках Шугармена»

Прошлогодний «Оскар» за лучший документальный фильм — сказочный детектив о том, как не оцененный на родине американский фолк-певец Сиксто Родригес стал музыкальной иконой в ЮАР, о чем сам не подозревал до своих 70 лет. Зато после выхода фильма, который с феноменальным успехом прошел в прокате не только в Америке, но и по всей Западной Европе (и как водится, не был выпущен в России), Родригес получил свое: был хедлайнером на «Гластонбери» и Primavera Sound, а его средний гонорар за выступление в 2012 году был равен 100000 долларам.

 

«Заткнись и играй хиты»

Отличный фильм о том, что у поколения «Питчфорка» тоже была прекрасная эпоха, — последние 48 часов из жизни группы LCD Soundsystem, включая их, кроме шуток, триумфальный последний концерт в «Мэдисон-сквер-гарден», сняты таким образом, что Джеймс Мерфи, зануда и тюфяк, в сущности, на пустом месте распустивший свою группу, предстает здесь ужасно трогательным персонажем. А тот, у кого на финальных кадрах к глазам не подступили слезы, родился, видимо, сильно раньше 80-х. Во время его премьеры на «Сандэнсе» люди танцевали в проходах, во время его показа в рамках Beat — во дворе «Стрелки». И нет для этого фильма, равно как и для LCD, конца закономернее.

 

Ошибка в тексте
Отправить