перейти на мобильную версию сайта
да
нет

«Периодически становится грустно» Аркадий Морейнис и его фабрика стартапов «Главстарт»

У самой заметной в стране фабрики стартапов международная новость. Ее проект TagBrand (приложение для фотосъемки и обсуждения одежды) поехал в Америку и принял участие в важном профильном мероприятии TechCrunch Disrupt. «Афиша» поговорила с создателем «Главстарта» Аркадием Морейнисом про свежие идеи и узнала, на что денег у него лучше не просить.

Архив

Пример неправильной заявки

 — У вас в фейсбуке чаще всего всплывают фотографии девушек из приложения TagBrand. Это, если я правильно понял, самый успешный стартап, которому вы дали деньги?
Ну не чаще всего — просто, наверное, они больше остальных постов привлекают внимание. Там ведь симпатичные девушки. Вообще интересный побочный эффект: девушки публикуют свои бренд-ины (Фотографии людей в одежде, которая помечается тегами торговых марок. — Прим. ред.), и мужчины залипают. По поводу успешности говорить рано. Но проект, который меньше чем за год прошел путь до сцены TechСrunch Disrupt, — это круто. По-моему, TagBrand — вообще первый российский стартап, который получил приглашение выступать на этой сцене. Плотный интерес к нему со стороны инвесторов уже есть, а главное — понятно, в какую вполне коммерческую сторону он будет развиваться. Ведь это не просто сервис про красивые картинки.

— Бум стартапов в России продолжается?
Бум продолжается. Конкуренция начинает ощущаться даже среди бизнес-ангелов (Предпринимателей, готовых вкладывать в стартапы личные деньги. — Прим. ред.), что пару лет назад было сложно себе представить. Еще на каждый Startup Weekend мы получаем около 200 заявок от проектов — это уже страшно. Но нет-нет — не страшно: только при большом потоке можно найти что-то действительно стоящее.

— Есть какие-то новые идеи в этом потоке? Если посмотреть на список проектов на ваших сайтах glavstart.ru или wanted.vc, то видно, что люди по-прежнему напряженно изучают базу TechCrunch.
Проблема в том, что люди как раз не изучают напряженно TechCrunch. Они выдумывают велосипед, уверенные в своей гениальности. И не удосуживаются даже погуглить, чтобы понять, а делал ли кто-нибудь что-то подобное и каков был результат.

 

 

Выступление Ивана Оленченко, придумавшего приложение TagBrand, на TechСrunch Disrupt. Полгода назад примерно с той же речью Иван победил на русском «ТехКранче»

 

 

— Ну хорошо, тогда заявка какого стартапа в этом году вас сильно удивила? Допустим, новое мобильное приложение, благодаря которому будет еще она причина купить айфон.
Поверьте простой вещи: 90 процентов людей используют телефон просто как телефон. К тому же крутых штук на уровне идей, к сожалению, практически не бывает. Ну взять тот же TagBrand. Год назад какие-то ребята из Барнаула на новосибирском Startup Weekend предложили что-то там снимать и тегировать, причем изначально речь не шла о брендах — ну понятно, в общем. А сейчас про них пишет американский Forbes. Удивительная вещь становится удивительной уже потом, когда ею пользуются. Или знаете, все гениальные идеи проходят три стадии: это все херня, в этом что-то есть, ну кто ж этого не знал.

— Вообще какие идеи чаще всего предлагают?
Выделить ничего особо нельзя — каждой твари по паре, но то, что встречается очень много похожих идей, — абсолютная правда. Вот сразу могу перечислить, что мне предлагать, наверно, не стоит. Приложения, показывающие что-то вокруг (купоны, скидки, магазины) или зачем-то объединяющие людей (по интересам, лайкам в фейсбуке). Сервисы отзывов или вопросов-ответов. Очередную единую дисконтную карточку. Бывают исключения, конечно. Иногда человек приносит что-то под названием социальной сети только потому, что ему это слово кажется модным, а там внутри, если покопаться, какой-то совсем другой смысл.

— То есть к вам можно прийти с довольно сырой идеей?
Смотрите. Во-первых, «Главстарт» — это поиск не только хороших идей, но и людей, способных работать над проектом. Поэтому у нас такая многоступенчатая система отбора. Во-вторых, почти все изначальные идеи в ходе разработки меняются. Наш проект «Море салонов» был системой, позволяющей заказывать расходные материалы для парикмахерской. Сейчас это скорее система для записи клиентов. Ты не знаешь точно, что именно зацепит пользователя. Поэтому надо как можно раньше запускать прототип и менять концепцию в зависимости от обстоятельств. Вот пару недель назад мы выкатили мобильный чат Yolki для общения со случайными людьми вокруг…

— Он как-то напоминает американские Highlight или Glancee.
—  Ну да, все делают примерно одно и то же. И справедливости ради надо сказать, что прародитель этих приложений для спонтанного общения — русского происхождения коммуникаторы Cybikо, которые лет десять назад придумал Давид Ян. Так вот, про Yolki: сразу после запуска нам стало ясно, что люди не понимают самое простое — о чем им там вообще разговаривать. И тут же выяснилось, что есть забавный сценарий: незнакомые люди, находящиеся в одном районе Москвы, вечером после работы используют Yolki, чтобы встретиться и выпить. В новой версии мы испытаем эту гипотезу — через пару недель в приложении появится опция «Встречи».

 

 

Еще 3 стартапа, в которые инвестировал «Главстарт»

За два года Аркадий Морейнис вложил примерно по 100 тысяч долларов (личных денег, по его словам) в 13 российских сайтов и приложений. Из них продолжают работу восемь.

Menutka

iOS

Поиск блюд в ресторанах Москвы и Питера.

«Друг другу»

веб

Сайт исполнения желаний. Заявляют о них одни пользователи, исполняют другие.

«НормаСахар»

Android

Приложение, помогающее диабетикам следить за уровнем глюкозы в крови. (Вчера в нем появился поиск продуктов по штрих-коду.)

 

— Вы обычно даете стартапу 100 тысяч долларов и берете себе долю в 40 процентов. Не много ли? Кто в итоге все контролирует?
—  Мы сейчас уже не очень хотим давать (и брать) сразу так много. Это тоже проблема. Ситуация, как с жестким диском: каков бы ни был его объем, он все равно засрется. То есть проект будет готов, когда закончатся все деньги. И если пользователям не понравится, то средств (и времени) что-либо менять уже не будет. Поэтому сейчас у нас этапная система инвестирования, начинающаяся с 20 тысяч за долю в 10 процентов. После этого первого этапа можно продолжать работу с нами, а можно идти к другим инвесторам, если они дадут более высокую оценку. Все в руках стартапера. Наша основная задача — не контролировать, а помогать, советовать и оценивать результаты.

— Вы, кажется, недавно устраивали выездное мероприятие на Тайване. Там стартапы отличаются от наших?
—  И еще в Турции. Это был такой эксперимент под названием Startup Labs — посмотреть и поинвестировать в стартапы на развивающихся рынках. Вложились там в десяток проектов, в каждый примерно по 30 тысяч. Но вывод один — везде все то же самое, ну кроме Америки, наверное. У большинства людей одинаковые мысли. У каждого проекта были какие-то аналоги в России. Ну о'кей, не у каждого. Был один таиваньский сервис для проверки уязвимостей в коде сайтов. В общем, я пока не уверен, будем ли мы дальше проводить такие встречи.

— Что вас бесит в стартаперах?
—  Меня уже ничего не бесит — я настолько привык ко всяким глупостям. Просто периодически становится грустно.

 

Аркадий Морейнис, один из первых российских предпринимателей (если не первый), кто начал давать деньги стартапам, в том числе тем, у которых пока нет ничего кроме идей. В его фабрику входит собственно компания «<a href=”http://glavstart.ru/”>Главстарт</a>», <a href=”http://russia.startupweekend.org/about/”>русская версия Startup Weekend</a> и «сайт знакомств» стартаперов и бизнес-ангелов <a href=”http://wanted.vc”>wanted.vc</a>, подобие angel.co, основополагающего для американских инвесторов списка идей и проектов в области IT.

 

Как пройти отбор в «Главстарте» и получить деньги для своего проекта

Прежде чем браться за дело, желательно прочитать книгу Эрика Риса «The Lean Startup». Не обязательно по-английски — можно в пересказе Аркадия Морейниса.

1. Прислать заявку на idea@glavstart.ru.
Заявка включает в себя три документа: концепция проекта, график разработки (roadmap) и бюджет на ближайшие три месяца. «Мы в этом случае не оговариваем строго формат этих документов, чтобы посмотреть, как человек сам понимает такие вещи. Это уже показатель», — говорит Морейнис.

2. Пройти собеседование в скайпе.
«Я разговариваю с человеком лично после первого письма, если ясно, что он нормальный».

3. Прийти на встречу с Аркадием Морейнисом.
Обсуждается сотрудничество и все самое интересное.

Котик «Афиши Daily» присылает ровно одну хорошую новость в день. Его всегда можно прогнать и отписаться.
Ошибка в тексте
Отправить