перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Уэс Андерсон «Этот бархат больше пошел бы Барсуку»

Вышел фильм «Королевство полной луны» Уэса Андерсона. «Афиша» разобралась в фильмографии режиссера и выяснила, что он сам о себе думает.

Архив

1994 — «Бутылочная ракета», короткометражка

Черно-белая озвученная джазовым саундтреком 13-минутная короткометражка, что-то вроде эскиза к будущему фильму. Двое друзей (Оуэн и Люк Уилсоны), насмотревшись «Старски и Хатча», решают стать грабителями. Мишени — родительский дом одного из них, забытый кем-то в машине бумажник и, наконец, книжный магазин (который грабят за кадром). Режиссерский почерк Андерсона еще в виде прописей, но уже безошибочно узнается.

 

 

«Я не техасец. Я вообще, наполовину швед. Если кто-то спрашивает у тебя о твоем происхождении, не стоит углубляться в рассказы о своих родственниках, ну за исключением того случая, если твои родственники — индейцы чероки. Мне просто всегда хотелось жить в Нью-Йорке, и потребовалось много времени, чтобы туда попасть. Ну а когда начинаешь много переезжать, понимаешь, что разница между изгнанием и кочевничеством — исключительно в настроении» Уэс Андерсон о самоидентификации

 

 

1996 — «Бутылочная ракета»

Задумчивый Энтони (Люк Уилсон) выходит из психушки, где лечился от депрессии, и обнаруживает, что его энергичный, но слегка оторванный от реальности друг Дигнан (Оуэн Уилсон) спланировал их жизнь на ближайшие 75 лет: им полагается совершить ряд грабежей и сделать криминальную карьеру, завоевав уважение мистера Генри (Джеймс Каан), местного жулика. Отчасти так и происходит — но только отчасти. Комедия про великовозрастных дураков — и одновременно пронзительный фильм о дружбе и нежелании взрослеть.

Уэс Андерсон: «Когда мы познакомились с Оуэном Уилсоном, я изучал литературу, а он — английский. Мы начинали писать вместе. Я всегда собирался быть режиссером, но не могу сказать, что Оуэн когда-то хотел стать актером. Он всегда мнил себя писателем. И, черт возьми, он же действительно хороший писатель.

Как получилась «Бутылочная ракета»? Мы с Оуэном написали нечто, что было нашим, глубоко личным, очень важным именно для нас, и, наверное, не стоило удивляться тому, что этот фильм не стал для всех откровением. С другой стороны, большинство людей, которые работали тогда с нами, после того как его посмотрели, поняли про нас слишком многое.

Одним из парней, которых я нанял, был учитель Джеймса Каана по карате — его звали Так Кубота. Помню, у нас была сцена карате-поединка — мы одели Така в трусы Fruit of the Loom, и тут заходит Каан, который чуть ли не в обморок падает от этого зрелища. Я говорю: «Ну а чего, по-моему, смешно». А он мне: «Так это же вроде не комедия, нет?»

 

1998 — «Академия «Рашмор»

15-летний Макс Фишер (Джейсон Шварцман), сын парикмахера, учится в престижной школе на стипендии (но скрывает это) и проявляет чудеса энтузиазма в разного рода внеклассной работе, при этом находясь на грани отчисления из-за плохих оценок по скучным основным предметам. Он влюбляется в молодую (впрочем, в два раза его старше) учительницу — в нее же влюбляется миллионер в кризисе среднего возраста (Билл Мюррей), с которым Макс настойчиво старается подружиться. Режиссер отвез фильм страдающей Паркинсоном Полин Кейл, та ничего не поняла, он неделикатно об этом рассказал.

Уэс Андерсон: «Билл Мюррей — человек, которого я считаю абсолютным гением. Он очень странно мыслит — понятия не имею, как это у него получается. Он всегда говорит то, чего совсем не ожидаешь услышать, и ты не поймешь, как ему вообще пришла в голову идея сказать такое, до тех пор пока не подумаешь об этом хотя бы минуту».

 

2001 — «Семейка Тененбаум»

Тененбаумы — трое бывших вундеркиндов (Люк Уилсон, Бен Стиллер и Гвинет Пэлтроу), их мать (Анджелика Хьюстон), их супруги, любовники и дети — представляют собой коллекцию разнообразных неврозов и в основном асоциальны, но живут все вместе в одном огромном доме. Туда же возвращается соскучившийся глава семьи Ройал Тененбаум (Джин Хэкмен), много лет назад сбежавший в гостиницу и, в общем-то, наиболее нормальный из них; чтобы его приняли, он вынужден прикинуться смертельно больным. Самый неочевидный — от противного — гимн семейным ценностям и человеческому отно­шению друг к другу.

Уэс Андерсон: «Что заставило меня снять этот фильм? Фрэнсис Скотт Фицджеральд. Знаете, ведь все его рассказы — про аутсайдеров, которые постепенно превращаются в одержимых.

Я люблю цвета. Когда мы искали норковое пальто для Марго Тененбаум, мне прислали миллион норок, для того чтобы я мог выбрать правильный оттенок. У них были головы, ноги и все остальное, но там, где раньше были глаза, были вырезаны маленькие аккуратные дырочки. Это дает тебе возможность лучше понять, что такое мех, — заставляет задуматься дважды.

Я чувствую, что персонажи из одного моего фильма могли бы легко оказаться в другом моем фильме, и это важно — потому что люди из фильмов, которые сняли другие люди, наверняка чувствовали бы себя там страшно неуютно».

 

2004 — «Водная жизнь»

Неутомимый, но стареющий исследователь океанских глубин Стив Зиссу (Билл Мюррей) клянется отыскать «ягуаровую акулу», которая съела его лучшего друга и партнера (Сеймур Кассел). В экспедицию с ним едет множество интересных людей, включая бросившую его богатую жену (Анджелика Хьюстон), возможного сына (Оуэн Уилсон), беременную репортершу (Кейт Бланшетт) и матроса, который все время поет Дэвида Боуи по-португальски. Игрушечный «Моби Дик», в котором, пока глаза отвлекает невероятный дизайн (в первую очередь корабля «Белафонте»), обычная для Андерсона меланхолия умножается на специфически морскую тоску.

Уэс Андерсон: «Когда мы работали над «Водной жизнью», с нами все время происходили какие-то странные и безумно красивые вещи, и в определенный момент они начали выходить из-под нашего контроля. И только после этого получилось настоящее кино.

«Водная жизнь» — это довольно странная метафора. Что-то связанное с морем: все эти люди, которые умирают, и это задание, на которое отправляются Стив и его команда. Они же практически становятся семьей. И океан — это метафора: что-то, что связывает их всех и по чему они дико скучают.

С самого начала я почти бессознательно пытался не уточнять, где именно происходит действие в моих фильмах, и наполнять их деталями, не принадлежащими ни к какому конкретному временному периоду. В этом фильме, например, есть реквизит и гаджеты из 70-х, 60-х и даже 50-х. Это просто случайность — я люблю старые вещи, которые превращают любой фильм в затерянный во времени и пространстве «Синий бархат». Мне нравится ощущение смещения реальности».

 

2007 — «Поезд на Дарджилинг»

Три брата, холерик (Оуэн Уилсон), флегматик (Джейсон Шварцман) и меланхолик (Эдриен Броди), едут через Индию в роскошном поезде. Один только что побывал в аварии, у другого проблемы с девушкой, у третьего — с женой, у всех троих — друг с другом. Их отец умер, а мать (Анджелика Хьюстон) убежала в монастырь, который, как выяснится, и является конечной остановкой путешествия — или же началом нового. Тревелог по выдуманной Индии и самый, пожалуй, сентиментальный из андерсоновских фильмов: из всех троих больше всего запоминается печальная мина Броди.

Уэс Андерсон: «После «Дарджилинга» меня начали обвинять в расизме. Почему? Это же совершенно нереально. Никогда не чувствовал себя более неправильно понятым.

Мне казалось, что мы едем в Индию просто смотреть место для съемок. Но наиболее точное и романтическое описание того, что мы там делали, — мы пытались сами сыграть этот фильм. Мы старались стать им еще до того, как он появился на свет».

 

«Если вы спросите меня, на какого режиссера я похож в бытовом плане, я назову Стэнли Кубрика. По-моему, это плохой знак — это же человек, который посвятил всю свою жизнь жесткому контролю над ней. В плане у него была прекрасная семья, и он организовал свою работу так, чтобы она могла идеально вписаться в его жизнь. И люди при этом смотрели его фильмы. И он снимал только то, что хотел. Он создал систему, которая необходима в условиях, когда надо следить одновременно за многими вещами» Уэс Андерсон о Стенли Кубрике

 

 

2007 — «Отель «Шевалье»

Блистательная 13-минутная (как и «Бутылочная ракета») короткометражка, бонус и одновременно пролог к «Поезду на Дарджилинг», документирующий непростые отношения одного из братьев Уитман (Джейсон Шварцман) с его девушкой (Натали Портман).

Уэс Андерсон: «Мне бы хотелось не повторяться. Но, по-моему, я все время делаю это в своих фильмах. Я просто хочу делать очень личные фильмы, которые смогут смотреть другие люди. Я понимаю, что меня критикуют за превосходство стиля над содержанием и за детали, которые якобы мешают персонажам. Но любое решение, которое я принимаю, направлено лишь на то, чтобы развить моих персонажей».

 

«Меня никто не узнает на улице. Даже когда я в Нью-Йорке, никто не подходит ко мне с просьбами дать автограф. Париж мне нравится тем, что там я становлюсь совсем невидимым. Единственным, кто там ко мне как-то раз подошел, был один парень, который сказал: «Эй, я живу в Нью-Йорке через два дома от тебя, мы как-то раз встречались в продуктовом» Уэс Андерсон о Париже

 

 

2009 — «Бесподобный мистер Фокс»

Уэс Андерсон мечтал экранизировать детскую книжку Роальда Даля десять лет, но не мог придумать способ, как это сделать. В конце концов он решил сделать кукольный мультфильм в привычной компании друзей — сценарий вместе с ним адаптировал Ной Баумбах, а кукольных зверей озвучивали Билл Мюррей, Джейсон Шварцман и Уиллем Дефо. С «Мистером Фоксом» связан удивительный парадокс: его любят даже те, кто презирает вселенную Андерсона.

Уэс Андерсон: «Я никогда не хотел, чтобы Джордж Клуни озвучивал мистера Фокса. Просто он первым пришел на кастинг и удивительным образом сразу же его прошел.

Меня страшно заботит одежда в моих фильмах. В иллюстрациях к первому изданию «Бесподобного мистера Фокса» звери в одежде — прекрасных костюмах эдвардианской эпохи. Я не уверен, что когда-то видел куклу в бархатном костюме, но у меня был кусок бархата, который мне нравился, именно такого цвета, который подходил к стилистике фильма. И я подумал: «Было бы мило одеть в него Фокса». Хотя теперь мне кажется, что этот бархат больше пошел бы Барсуку».

 

«Есть очень четкая грань между простой банальностью и банальностью, которая тебя вдохновляет, — она называется надежда» Уэс Андерсон о надежде

 

 

2012 — «Королевство полной луны»

Двое 12-летних детей, живущих на островке на Восточном побережье, — книжная девочка из благополучной (только внешне) семьи и решительный бойскаут-сирота, — влюбляются друг в друга и совершают побег. За ними гоняются родители девочки (Билл Мюррей и Фрэнсис МакДорманд), скауты (во главе с Эдвардом Нортоном) и печальный полицейский (Брюс Уиллис). Смешной, нежный, но временами очень грустный фильм о том, что дети могут стать взрослыми, а наоборот — уже вряд ли.

Уэс Андерсон: «Память о мечте», — сказал мне один репортер в Каннах, и для «Королевства полной луны» это самое точное определение. Я помню это чувство — когда я был в пятом классе, со мной произошло нечто подобное, но на самом деле ничего не было. Я просто тогда много думал о том, как могла бы повернуться жизнь, если бы я был немножко другим. По-моему, фильм — просто выдумка одного из персонажей».

 

«Когда я снимаю кино, это мучительно долгий процесс. Для меня всегда было важно понимать, что фильмы не получаются по принципу «мне пришла в голову гениальная мысль, и все люди мира сейчас умрут от желания дать мне ключи от машины со словами «Забери ее скорее!». Эту машину придется угнать, а потом заставить двигаться тем или иным способом, с огромной помощью других людей» Уэс Андерсон о кино

 

Друзья Уэса Андерсона

Братья Уилсон (Эндрю, Оуэн, Люк)

Андерсон познакомился с Оуэном Уилсоном в институтском театральном кружке; Уилсон изучал английский, а Андерсон — литературу, притом оба страшно хотели стать писателями. Потом они вместе написали «Бутылочную ракету», затем — «Академию «Рашмор» и «Семейку Тененбаум» и с тех пор остаются лучшими друзьями; «Королевство полной луны» стало первым фильмом, в котором не участвовал хоть кто-то из трех братьев Уилсон.

 

Роберт Йеоман

Постоянный оператор Андерсона, работавший на всех его фильмах, а заодно снявший пару фильмов его друзей — Баумбаха и Романа Копполы.

 

Анджелика Хьюстон

Дочь великого режиссера Джона Хьюстона начала работать с Андерсоном на «Семейке Тененбаум», где сыграла мать семейства, а затем появилась в двух последующих его фильмах — «Водной жизни» и «Поезде на Дарджилинг».

 

Марк Мазерсбо

Постоянный (за исключением случаев с привлечением Джарвиса Кокера или индийских артистов) композитор Андерсона, один из основателей группы Devo. Именно ему мы обязаны выбором «Needle in the Hay» в «Семейке Тененбаум» и «Space Oddity» в конце «Водной жизни».

 

Уиллем Дефо

Сыграл у Андерсона в «Водной жизни» и озвучил злую крысу в «Бесподобном мистере Фоксе», однако уже за это режиссер считает его членом своей постоянной команды.

 

Роман Коппола

Сын Фрэнсиса Форда Копполы, клипмейкер и режиссер, работавший сначала помощником у своего отца, а потом незаметно перебравшийся в команду Андерсона, сначала в качестве второго режиссера «Водной жизни», а потом — соавтора «Поезда на Дарджилинг» и «Королевства полной луны».

 

Билл Мюррей

Любимый актер Андерсона. Мистера Блума в «Академии «Рашмор» Уилсон и Андерсон писали с расчетом на то, что его должен сыграть именно Мюррей, но сомневались, что есть какая-то вероятность, что он хотя бы прочитает их сценарий. Однако и Мюррей, и его агент оказались большими поклонниками «Бутылочной ракеты», Мюррей согласился сниматься почти бесплатно, и теперь невозможно представить себе без него ни один фильм Андерсона.

 

Ной Баумбах

Вместе с Андерсоном придумал «Водную жизнь» и на время сменил Оуэна Уилсона на месте постоянного соавтора. Подружились из-за совпадений в мировоззрении и любви к одним и тем же фильмам, в какой-то момент взялись вместе продюсировать новый фильм Питера Богдановича. Баумбах до сих пор говорит, что Андерсон — единственный человек кроме его жены, которому он позволяет вмешиваться в свою творческую деятельность.

 

Мартин Скорсезе

Главный поклонник творчества Андерсона, опубликовавший в 2000 году статью в журнале Esquire про то, что Андерсон — это новый он, после чего Андерсону приходится во всех интервью объяснять, как именно на него повлияли «Злые улицы» и где в его фильмах можно найти параллели с «Таксистом».

 

Эрик Чейз Андерсон

Брат режиссера, писатель и иллюстратор, который работает над дизайном и всеми сопутствующими материалами к фильмам Андерсона. Время от времени появляется в безымянных эпизодических ролях, в «Бесподобном мистере Фоксе» озвучил маленького племянника Фокса Кристофферсона.

 

Джейсон Шварцман

Кастинг-директора «Академии «Рашмор» отсмотрели 1800 подростков, прежде чем нашли 17-летнего Джейсона Шварцмана — племянника Фрэнсиса Форда Копполы. Несмотря на то что Андерсон представлял себе Макса Фишера похожим скорее на 15-летнего Мика Джаггера, Шварцман напомнил ему Дастина Хоффмана, что тоже оказалось неплохо, и его утвердили на роль. Таким образом началась его актерская карьера и дружба с Уэсом Андерсоном, вылившаяся в многолетний творческий альянс.

 

Ошибка в тексте
Отправить