перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Второй фронт

Архив

18 июня на открытии XXVI Московского международного кинофестиваля в Москве впервые покажут фильм Квентина Тарантино «Убить Билла. Фильм II»

Во второй части четвертого фильма Квентина Тарантино по сравнению с первой частью неожиданным и новым кажется все – ритм, настроение, мотивации. Неизменным осталось, кажется, только одно: даже в самом личном и искреннем своем высказывании (каковым вторая часть, несомненно, является) Тарантино опять показал себя не только, да и не столько режиссером, сколько внимательным зрителем, упертым киноманом, который приглашает случайную спутницу на три фильма о кунг-фу кряду, а в любви признается с помощью внезапно всплывшей в памяти кинематографической цитаты. О том, откуда у Тарантино что взялось, рассказывает Станислав Ф.Ростоцкий.

1. «Считаешь меня садистом?» Как и первая часть, второй фильм начинается с крупного черно-белого плана избитой Невесты (Ума Турман), которая пытается сообщить Биллу (Дэвид Кэррэдин), что он является отцом ее нерожденного ребенка. Выстрел прерывает Невесту на полуслове. Рядом с головой расплывается кровавое пятно.

2. В следующем кадре Невеста едет на автомобиле и рассказывает свою историю точно так же, как делились со зрительным залом своими проблемами персонажи film noir 40-х годов вроде «Двойной страховки» (1944) Билли Уайлдера. Крупный план Невесты за рулем автомобиля взят из начала «Психоза» (1960) Альфреда Хичкока, но если там героиня Джанет Ли ехала умирать, то Невеста движется к пункту своего назначения, чтобы убить. Убить Билла.

3. На репетиции свадьбы в церкви у Двух Сосен появляется органист Руфус (Сэмюел Л.Джексон), который обещает сыграть на церемонии песню Элвиса Пресли «Love Me Tender». Руфус сидит вполоборота к зрителям, так что лица его почти не видно, – точно в таком же ракурсе дух Элвиса (Вэл Килмер) представал перед героем «Настоящего романа» (1993) Тони Скотта по сценарию Тарантино.

4. Герой Дэвида Кэррэдина играл на флейте в сериале «Кунг-фу» (1972), где он заменил изначально предлагавшегося на главную роль Брюса Ли. Кроме того, Кэррэдин снимался в фильме «Молчаливая флейта» (1978), или «Железный круг», Ричарда Мура с участием Кристофера Ли и Эли Валаче по незаконченному сценарию Брюса Ли и Джеймса Кобурна – рукопашном фэнтези, в котором делалась попытка объяснить основные духовные принципы восточных единоборств на довольно-таки диковатых примерах (вроде усекновения пениса). Кэррэдин играл там четыре роли: Чан-Ша, Человека-Обезьяну, Слепца и попросту Смерть.

5. «Мне не все равно, за кого выходит замуж моя девушка», – говорит Билл Невесте. Это реплика Кэри Гранта из комедии Говарда Хоукса «Его девушка Пятница» (1940).

6. Возлюбленный Невесты Томми Плимптон (Кристофер Аллен Нельсон) владеет магазином подержанных грампластинок. Как-то сразу становится понятно, откуда взялся список смертников: если верить Нику Хорнби и его роману «Hi-Fi», продавцы дисков и просто меломаны обожают составлять пятерки и десятки любимых песен и всего на свете – к примеру, людей, которых предстоит отправить на тот свет. Сам Нельсон в реальной жизни является не только актером (он мелькнул и в первом «Билле», хотя в титрах не указан), но и мастером спецгрима: именно он тщательно запекал кровь, пот и слезы на лицах героев обеих серий «Убить Билла».

7. Автомобиль, на котором Билл приезжает к Бадду (Майкл Мэдсен), – ровно такой же, как тот, на котором герой Кэррэдина принимал участие в «Смертельных гонках 2000 года» (1975) Пола Бартела.

8. Бадд признается Биллу, что заложил принадлежащий ему бесценный меч работы Хаттори Ханзо за 250 долларов. Подобным же образом – и за еще меньшие деньги – поступил со своим оружием слепой массажист и фехтовальщик Затоичи в одной из частей грандиозного японского киносериала «Затоичи» с участием Шинтаро Катцу.

9. Глава 7 фильма называется «Одинокая могила Паолы Шульц». «Порочные сны Паолы Шульц» (1968) – романтическая комедия Джорджа Маршалла с участием Элке Соммер (звезды мистических триллеров Марио Бавы) и Боба Крейна, героя которого в «Порочных снах» зовут Билл.

10. Бармен в дешевом заведении, где работает Бадд, – не кто иной, как Сид Хейг, звезда эпизодов в exploitation cinema 70-х годов, а также хозяин музея ужасов Капитан Сполдинг из «Дома тысячи трупов» (2003) Роба Зомби.

11. Невеста вылезает из-под фургона Бадда с мечом в руке и в черной маске, закрывающей половину лица, что делает ее похожей на всех ниндзя мирового кино, главным из которых был Шо Косуги.

12. Бадд избивает Невесту под музыку Эннио Морриконе из «Пригоршни долларов» (1968) Серджо Леоне. Этой темы нет на саундтреке. Чуть позже в фильме звучит мелодия из фильма того же Леоне «Хороший, плохой, злой» (1966) – но совсем не та, что приходит на ум в первую очередь.

13. Невесту закапывают заживо в могилу Паолы Шульц в лучших традициях английских хорроров студии Hammer и картин Лючио Фульчи. Последующие попытки Невесты выбраться из гроба неотличимы от аналогичной сцены в фильме Фульчи «Город живых мертвецов» (1980).

14. Номер джипа Билла – ТНХ 1169. Точно так же назывался фильм Джорджа Лукаса (1971).

15. «Однажды в Китае…» – начинает Билл рассказ о мастере Пей Мее, невольно цитируя название фильма Цуй Харка (1991). «Пей Мей» в переводе с мандаринского – Белобровый Монах. Это частый герой фильмов про кунг-фу 70-80-х годов студии Shaw Brothers – вроде «Палачей Шаолиня» (1977) и «Клана Белого Лотоса» (1980). Первоначально монаха должен был сыграть постановщик боев Йен Ву Пин, потом его собрался изобразить сам Тарантино, но в конце концов роль досталась культовому актеру Shaw Brothers Гордону Лю (в первом «Билле» он играл Джонни Мо) – а Тарантино его озвучил.

16. Тренировки Невесты под руководством Пей Мея (Гордон Лю) напоминают о ранних фильмах Джеки Чана и Йен Ву Пина – «Пьяный мастер» (1978), «Змея в тени орла» (1978), «Бесстрашная гиена» (1979), «Молодой мастер» (1980) – и о множестве других классических постановок в стиле «их звали костоломы». Но редко когда учитель был так груб и жесток со своим учеником. Сцена, когда Невеста и Пей Мей тренируются на фоне заката, подозрительно напоминает аналогичный момент из «Кикбоксера» (1989) Марка Ди Салля и Дэвида Уорта с Жан-Клодом Ван Даммом.

17. Освобождаясь от пут в гробу, Невеста извлекает бритву из ковбойского сапога. Там же хранил свое лезвие мистер Блонд (Майкл Мэдсен) в «Бешеных псах» (1992) Тарантино – перед тем как отрезать ухо копу.

18. Когда Невеста выбирается из могилы, первым делом из-под земли показывается ее рука. Подобный кадр часто встречается в фильмах про зомби – в частности, в «Зловещих мертвецах» (1982) Сэма Рэйми или в фильме «Брюс Ли восстал из могилы» (1976) Ду Юн Ли, в начале которого двойник Маленького Дракона в буквальном смысле слова выскакивает из-под земли, принимая боевую стойку.

19. Элль Драйвер (Дэрил Ханна) появляется на экране в том же костюме, что Миа Уоллес (Ума Турман) в «Криминальном чтиве» (1994) и Джеки Браун (Пэм Гриер) в «Джеки Браун» (1997) Квентина Тарантино. Отсутствие у нее одного глаза – отсылка к классике exploitation cinema, фильмам «Сестры-лезвия» (1975) Джека Хилла и «Они называли ее Одноглазая» (1974) Бо Арне Вибениуса. Первый – про команду крутых девчонок-оторв, второй – про жестокую женскую месть. Кроме того, одноглазым был кумир Тарантино – режиссер Джон Форд.

20. На стене в фургончике Бадда висит постер фильма «Мистер Маджестик» (1974) Ричарда Флейшера – экранизации романа любимого писателя Тарантино Элмора Леонарда, одной из самых странных историй о мести, в которой герой Чарлза Бронсона перебил огромное количество гангстеров за то, что они расстреляли из автоматов собранный им урожай арбузов.

21. В красном чемодане у Элль не только миллион долларов, которые Бадд запросил с нее за меч Хаттори Ханзо, но и самая настоящая черная мамба – одна из самых ядовитых змей, существующих на планете.

22. Бой Невесты с Элль по хореографии схож с одной из лучших женских схваток в истории кинематографических единоборств – бой Синтии Ротрок и Карен Шеперд в фильме «Над законом» (1986) Кори Йена, но полиэкран и залитое кровью лицо Невесты отсылает скорее к «Кэрри» (1976) Брайана Де Пальмы.

23. Поверженная Элль бьется в конвульсиях точно так же, как девушка-андроид Прис, которую в «Бегущем по лезвию бритвы» (1982) Ридли Скотта играла та же самая Дэрил Ханна.

24. Невеста выходит из фургончика Бадда прихрамывая – как Джон Уэйн в финальной сцене классического вестерна «Искатели» (1956) Джона Форда.

25. Встречаясь с возможным отцом Билла Эстебаном (его играет Майкл Паркс, в первой части изображавший шерифа Эрла МакГроу, который, в свою очередь, перекочевал в «Убить Билла» из фильма «От заката до рассвета» (1996) Роберта Родригеса), Невеста узнает, что одним из первых фильмов, который Билл увидел в детстве, был «Почтальон всегда звонит дважды» (1946) Тэя Гарнета, для маленьких детей явно не предназначенный. Сам Тарантино в детстве тоже смотрел фильмы для взрослых гораздо чаще, чем Диснея.

26. Эстебан отправляет Невесту к вилле Билла, которая находится «по дороге в Салину». «Дорога в Салину» (1971) Жоржа Лотнера – фильм с обожаемой Тарантино кинозвездой Ритой Хейворт.

27. Невеста и ее дочь Би Би смотрят по телевизору фильм «Убийца сегуна» (1980) – дайджест японского сериала «Одинокий волк», в котором действуют запредельно жестокий самурай и его маленький сын. Диалог из фильма, звучащий за кадром, можно также услышать на альбоме «Легенда о Жидком Мече» (1995) рэпера GZA, члена Wu-Tang Clan и соратника RZA.

28. Разговаривая с Невестой, Билл называет ее «прирожденной убийцей» (привет Оливеру Стоуну, снявшему одноименный фильм (1994) по мотивам сценария Тарантино). В той же беседе Билл вспоминает трюк, однажды исполненный Невестой в бытность ее Черной Мамбой, – прыжок на мотоцикле прямо на мчащийся поезд. Такую сцену в исполнении гонконгской актрисы Мишель Йео можно увидеть в фильме «Полицейская история-3» (1992) Стэнли Тонга.

29. По телевизору в доме Билла идет «Тихий человек» (1952) – романтическая комедия Джона Форда с Джоном Уэйном.

30. Билл рассуждает о культурологическом подтексте мифов о супергероях комиксов на примере Супермена. Комикс Джерри Сигела и Джо Шустера был впервые экранизирован в 1978 году Ричардом Доннером. Билл считает, что судьба Невесты схожа с перипетиями жизни Супермена. В отличие от большинства героев комиксов Супермен был вынужден притворяться обыкновенным человеком (очкастым репортером Кларком Кентом), хотя и обладал от рождения сверхчеловеческими способностями. Точно так же Невеста пыталась скрыть свою истинную натуру киллера под маской добропорядочной жены и матери.

31. Билл называет Невесту «самой смертоносной женщиной в мире». Похожая характеристика была выдана в «Криминальном чтиве» Миа Уоллес своей героине из пилотной серии так никогда и не увидевшего свет сериала, где должен был прозвучать анекдот про кетчуп.

32. Невеста применяет прием «пяти смертельных пальцев отсроченной смерти», который воздействует на определенные точки и вызывает разрыв сердца, после того как жертва сделает свои последние пять шагов. По одной из версий, с помощью подобной техники в 1974 году был убит Брюс Ли. Считается, что таким образом его наказали адепты истинного, эзотерического кунг-фу за то, что он выдал секреты боевого искусства белым.

Ошибка в тексте
Отправить