«Синдром дракона» Первый сериал Николая Хомерики
Режиссер, получивший обидное прозвище Коля Одна Копия, выходит на многомиллионную аудиторию Первого канала.
Умные люди говорят, что наше телевидение отстает от западного на пять-шесть лет. Так что, извините, снова о наших: видимо, после заокеанского всплеска сериалов волна докатилась и сюда. Обычно так бывает с волнами — чем дальше, тем тише.
На прошлой неделе в эфире Первого канала после предварительного показа по украинскому «Интеру» (кажется, украинский рынок используется как гигантская фокус-группа) стартовал многосерийный фильм «Синдром дракона», 12 серий. Время действия растянулось с начала пятидесятых до конца нулевых. Локации тоже более чем обширные: Москва, Одесса, Прага, Киев, Крым, Кировоград. Бюджет, прайм-тайм, все дела. На плакатах красиво написано: «Новый проект Николая Хомерики». То есть не ширпотреб, а индпошив.
Безусловно, «Синдром дракона» выделяется на общем безрадостном фоне отечественного мыла. Помимо ощутимой бюджетной свободы, режиссеру, последний полнометражный фильм которого прокатывался в кино обидной одной копией, были даны и родной ему оператор Алишер Хамидходжаев (в титрах внушительно подписанный: «Хамидходжаев Алишер Султанович»), и композитор Игорь Вдовин, и славный актерский состав — от нелепо погибающего в первой же серии Алексея Серебрякова до вернувшейся на экран femme fatale из «Чужой» Натальи Романычевой. Не все играют ровно, но стараются. А уж история и того краше.
«В доме умершего электрика треста столовых Ильина была обнаружена колоссальная коллекция картин, икон, книг, серебряной утвари»
Как сообщили официальные пресс-релизы, «Синдром» выведен из случая, произошедшего в украинском Кировограде в октябре 1993 года, когда в доме умершего электрика треста столовых Ильина была обнаружена колоссальная коллекция картин, икон, книг, серебряной утвари. Оцененный в баснословную сумму (говорили о миллиарде долларов) клад был национализирован молодым украинским государством, а история пошла в народ, обрастая все более немыслимыми подробностями. Видимо, эти слухи и образовали костяк сценария, сработанного кировоградскими же авторами: директором местной телекомпании Вадимом Мурованым и тележурналистом Юрием Смирновым.
Впрочем, составить детектив в полном смысле этого слова авторам не вполне удалось. Несмотря на то что в кадре идет расследование, загадку расшифровывает не номинальный сыщик (наделенный неказистым внутренним монологом капитан Волков в исполнении Леонида Бичевина), а само экранное действие, следить за которым не так уж просто. История с коллекцией скачет по временной шкале, словно загнанный заяц: из начала 1990-х в начало 1950-х, из 1950-х в 2000-е, затем снова назад. А если учесть, что главные герои могут в ходе какого-нибудь флешбэка еще и припомнить совсем былое, то волей-неволей во время просмотра сосредотачиваешься прежде всего на чтении подтитровок с указанием времени и места действия. Без этих повествовательных костылей события пятидесяти лет должны были бы окончательно слипнуться в единый нераспутываемый клубок предательств, кошмаров, любовей, семейных и государственных тайн. Отличный символ нашей общей истории, пути которой неисповедимы и непознаваемы: ничего не кончилось в Советском Союзе 1991 года — и ничего не началось после. Роли и грехи передаются от отца к сыну. Раньше рыцари плаща и кинжала — главные герои «Синдрома» — разъезжали на «Волгах», а теперь на «Ауди». Но и тогда, и сейчас они ласково протирают стоящие на столах бюсты Дзержинского.
Этой заложенной в сюжете темпоральной путаницей воспользовался постановщик. Получив на руки кособокий сценарий (некоторые диалоги написаны как будто инопланетными захватчиками), Хомерики принял неочевидное, но, кажется, единственно верное решение — опереться на освященную временем отечественную сериальную традицию. Минуя «Улицы разбитых фонарей», «Бандитский Петербург» и ура-патриотические телефильмы второго путинского срока, «Синдром дракона» даже на уровне названия корреспондирует исключительно с перестроечной телеклассикой. Прежде всего с поставленными по братьям Вайнерам «Визитом к Минотавру» и «Входом в лабиринт», а также с грандиозным «Противостоянием» Семена Арановича по Юлиану Семенову. «Синдром» — их младший брат. И по манере изложения с метаниями между эпохами, и по изломанным судьбой героям, по той железной уверенности в том, что стоит только топнуть по тонкому льду настоящего, как сразу окажешься в темном омуте, где мертвые ласково, но цепко хватают за ноги и тянут ко дну живых. В «Синдроме» эта связь времен явлена буквально: в финальной серии обколотому психотропными лекарствами фээсбэшнику Волкову явятся все жертвы сокровища, за которым он охотится.
«Ничего не кончилось в Советском Союзе 1991 года — и ничего не началось после»
Тут бы впору изумиться стилистическому чутью Хомерики, если бы не одно существенное отличие, которое указывает, что Хомерики превосходно чувствует не только жанровые условности, но и свою собственную инфантильную эпоху. В былые времена для борьбы с минотаврами и оборотнями, повылезавшими из темных углов дремучей советской реальности, экрану требовались либеральные рыцари — честные следователи прокуратуры (как Шакуров в «Визите к Минотавру») и незапятнанные прошлым воины госбезопасности. Они картинно содрогались от выпавшего им ужаса, но били зверя. В «Синдроме дракона» эта роль справедливо отводится их наследникам.
Что ж, таких неловких, беспомощных, странных чекистов мы на госканалах еще не видели. Интеллигентный артист Серебряков тужится перед компьютером, совершенно недовольный собой: «Ты устал, Запорожец, ты устал! Думай, Запорожец, думай!»; его молодой подопечный, выписанный за талант из самого Иркутска, оставляет за собой горы свидетельских трупов; чекистская бой-баба (Климова) гарцует на каблуках с двумя береттами; их общий генерал-начальник (Цурило) в основном морщит могучий затылок. Кто эти люди?
Типичная сборная имитаторов, каждый из которых про себя понимает, что в подвал лучше не заглядывать, а то мало ли что.