Ответы. Елена Гремина, драматург
В московском «Театр.doc» готовят премьеру документальной пьесы про трейдеров. Руководитель театра Елена Гремина лично интервьюировала сотрудника крупной инвестиционной компании в тот момент, когда президент Медведев объявлял признание независимости Южной Осетии и Абхазии и рынок стремительно падал.
— Для начала, что это такое — документальный театр?
— Часто пишут полную, честно говоря, глупость, что документальный театр, вербатим — это когда взяли диктофон, подслушали и потом вынесли это на сцену. Ничего подобного, это только самое начало работы. Этот самый вербатим куда более трудоемкая история, чем обычный спектакль, поэтому они не так часто появляются даже у нас в театре. Но сейчас мы собрались с силами и инициировали четыре чисто документальных театральных проекта. Как раз сейчас группы собирают документальный материал.
— Один из них — про трейдеров. О чем эта вещь?
— Про людей, профессия которых деньги, про приключения денег и ценных бумаг. Трудно даже понять поначалу, что это за мир — так называемый деск в крупном банке, целый этаж, где за компьютерами сидят полторы сотни людей, обвешанных со всех сторон мониторами. Там есть большие экраны, по которым транслируют СNN и другие новостные каналы. И есть главное табло из цифр и латинских букв, местами оно из красных строчек — это когда рынок падает, зеленые буковки и цифры — это растущие котировки. В течение дня красное становится зеленым, и наоборот, кажется поначалу, что это какие-то призрачные сущности, а на самом деле это реальные измерения событий нашей жизни.
— Самое яркое событие, которое вы застали на деске?
— Пожалуй, момент, когда президент произносил речь о признании независимости, а в этот момент менялась кривая котировок и индексов. Когда он начинал говорить, рынок падал, а когда договорил, рынок вырос.
— Хотя ничего хорошего для рынка он не сказал.
— Нам объяснил трейдер, один из наших доноров, что рынок падает на слухах и неизвестности, на новостях он растет, какими бы они ни были. Вообще, когда красное стремительно сменяется зеленым, даже ты, непосвященный, начинаешь нервничать. А трейдеры — те радуются: в этот момент от них требуется мгновенно принять решение. Шум, возбуждение, адреналин буквально разлит в воздухе. А рядом с деском в комнате аналитиков молодые сосредоточенные люди сидят за компьютерами в мертвой тишине.
— Трейдеры — это герои нашего времени?
— Я против подобных резких формулировок. Слова из «гуманитарного запаса» сегодня живут отдельно от явлений, которые вроде бы эти слова называют. Вот, казалось бы, «фестиваль». Недавно видела над улицей перетяжку: «Фестиваль утюгов». Или «миссия». Можно ведь встретиться сейчас и с «миссией поставщиков мобильной связи». А завтра мы увидим «героев клининга», или «героев нашего офиса», или героев еще чего-нибудь.
— Самый знаменитый спектакль вашего театра — «Сентябрь.doc» о бесланских событиях. Как вы его делали?
— Взятие заложников сопровождалось полемикой в интернете среди разных народов — наших и кавказцев, кавказцев внутри себя, и это был запредельный градус взаимной ненависти, там мы и собирали высказывания. Спектакль был посвящен тому, что происходит у нас в голове. В нем была, например, реальная реплика женщины из Дагестана, примерно такого содержания: «Не верьте русским, они считают нас людьми второго сорта. Вы почитайте их объявления — они сдают квартиру всем, кроме кавказцев, негров и китайцев. Вы только подумайте, они нас, кавказцев, сравнивают с этими грязными неграми и китайцами!» Вот эта точка, когда жертва становится агрессором и наоборот, и есть для нас самое интересное.
— А по ходу спектакля как публика реагирует?
— Помню, у нас был спектакль «Преступления страсти», где актриса Галина Синькина от лица своей героини-рецидивистки описывала, как готовила убийство. И одна женщина в зале закричала: «У тебя четверо детей, сволочь, что ты творишь, ты о детях подумала?» И вышла в ярости из зала.