10 комедий про нацистов Гитлер как персонаж ситкома, футболист, клиент психоаналитика, говорящая голова
Посмотрев «Железное небо», «Афиша» вспоминает другие — в основном более удачные — картины о том, что винтовка — это праздник.
«You nazty spy!» (1940)
«Однажды в медовый месяц» (1942)
Второстепенная работа Лео МакКери, что-то вроде романтической комедии на фоне гибели Европы: американский радиорепортер (Кэри Грант) влюбляется в свою соотечественницу, артистку легкого жанра (Джинджер Роджерс), которая в 1938 году выходит замуж за австрийского барона — барон же втайне является чуть ли не правой рукой Гитлера и ездит по континенту, подготавливая вторжение. Фюрер мелькает один раз — проходит по коридору на заднем плане. Легкомысленная любовная линия периодически прерывается на патриотические речи и разные печальные обстоятельства: однажды Кэри Гранта даже принимают за еврея. Также он играет на саксофоне, притворяется портным, спаивает девушку, убеждая ее, что водка — это «вода» по-польски, и говорит фразу «Well, well, baroness, heil». В том же году вышел «Быть или не быть» Любича — превосходящий, конечно, «Месяц» по всем статьям.
«Они сохранили мозг Гитлера» (1968)
Один из худших фильмов на свете. По замыслу — не комедия, конечно, но в результате — более чем. В мае
«Где фронт?» (1970)
В 1943 году самый богатый человек в мире, американский промышленник (Джерри Льюис), оказавшись непригодным к военной службе, создает собственную армию из шести человек и отплывает на яхте в Италию, где союзники никак не могут прорвать линию немецкой обороны. Немцами командует фельдмаршал Кессельринг (тоже Льюис) — поскольку миллиардер на него похож, он решает его похитить, занять его место и приказать войскам отступить. Еще он убивает Гитлера. Скудоумная комическая вариация на тему «Грязной дюжины» относится к тому периоду, когда у Джерри Льюиса вдруг обострилось гражданское сознание — чуть позже он снял еще фильм о клоуне, который развлекает еврейских детишек в концлагере, но его, к счастью, никто так и не увидел.
«Жестокие битвы на мягких постелях» (1974)
Эксцентрическая комедия о буднях элитного французского борделя во время немецкой оккупации: девушки сперва неохотно обслуживают офицеров Вермахта, а потом начинают их убивать и становятся героями Сопротивления (а мамашу Де Голль производит в генералы). Питер Селлерс, как у него водилось, играет половину мужских ролей: старенького французского генерала, британского шпиона, шефа гестапо и так далее. Еще японского принца. Ну и, конечно, Гитлера: тот тоже посещает бордель, но обнаружив там негритянку, в ужасе убегает с криком «Шварце!».
«Фюрер сходит с ума» (1974)
Малобюджетный французский ответ популярным комедиям про войну вроде «Большой прогулки» и «Аса из асов». Готовится футбольный матч между немцами и французами, три ленивых идиота попадают в немецкий плен, и Гитлер решает вывести их на поле за свою команду. Вообще, Адольф тут — практически главный герой и довольно обаятельная личность, чего не сказать о Еве Браун, которая ездит на розовом танке и норовит изменить фюреру. Последние двадцать минут посвящены собственно матчу — опять же с непосредственным участием Гитлера. В финале он уплывает в Мексику. Невероятное зрелище.
«Завтра встану и ошпарюсь чаем» (1977)
Чехословацкая фантастическая комедия, крайне примечательная. В светлом социалистическом будущем путешествия во времени поставлены на коммерческую основу, и нацистские недобитки (которые пользуются таблетками против старения) собираются отправиться в 1944 год и передать фюреру водородную бомбу, чтобы тот победил. Они подкупают пилота машины времени, но тот умирает, поперхнувшись булочкой, и вместо него в бункер к Гитлеру, не подозревая об этом, летит его брат-близнец, в отличие от погибшего, кутилы и развратника, мужчина положительный. В общем, «Иван Васильевич», снятый в стилистке «Бегства мистера Мак-Кинли». Самая трогательная сцена — Гитлер рыдает над кинохроникой еще не случившегося падения Берлина.
«Дядя Адольф по прозвищу Фюрер» (1978)
Малоизвестный фильм любимцев советских кинозрителей Кастеллано и Пиполо. Адриано Челентано играет двух братьев: один, бывший фокусник (взаправду разрезавший на сцене девушек), делает стремительную карьеру в СС, а второй, анархист и антифашист, предпринимает неудачные покушения на фюрера. Параллельно в юмористическом ключе комментируется биография Гитлера — с подмонтированной хроникой. У Аманды Лир есть выход в образе Марлен Дитрих. И вообще много интересного: расстреливают Бэтмена, Гитлер изобретает зигу, Челентано дергают плоскогубцами за соски, еще он гоняется по лесу за старым евреем и сожительствует с гиеной.
«Хайль, дорогая, я дома» (1990)
Английский ситком, прикрытый после первой же серии. Гитлер и Ева Браун живут в уютной берлинской квартирке, по соседству же проживают невыносимые супруги Гольденштейны, к которым вдобавок заявилась Руфь, девушка на выданье. Сюжет первой серии вертится вокруг визита английского премьера Чемберлена, который приезжает в гости к Гитлеру, чтобы подписать Мюнхенское соглашение — туда же напрашиваются Гольденштейны и нажираются шнапсом. Все, как положено, происходит в одних декорациях, с закадровым хохотом и прилипчивой одноименной песенкой на титрах. Безусловно, жемчужина этого обзора.
«Мой Фюрер, или Самая правдивая правда об Адольфе Гитлере» (2007)
Вышедшая с некоторым скандалом и дружно осужденная (скорее за качество, чем за скандальность) немецкая картина. Герой — знаменитый еврейский актер, которого Геббельс вытаскивает из лагеря, чтобы тот помог Гитлеру отрепетировать рождественское обращение к народу и войскам. Гитлер изображен несчастным невротиком, который рассказывает актеру о своих детских комплексах, прибегает к нему ночью в кровать, дружит с собачкой, играет в ванной с корабликами и так далее. При этом баланс между комическим и трагическим режиссер найти никак не может, из-за чего фильм получился нудным, пафосным и довольно противным, «Король говорит!» со свастиками.