Первая биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?»
Несмотря на то что в названии указано «Первая», мероприятие на самом деле состоится уже в пятый раз — нынешняя биеннале выросла из соименного фестиваля, называвшегося «Стой! Кто идет?», который проходил ежегодно с 2002 года. Потому «Стой!» — в общем-то, уже бренд, правда, нельзя сказать, что с однозначной репутацией. Организатор фестиваля Дарья Пыркина на протяжении шести лет запальчиво пыталась доказать, что и у нас в России есть больше десяти молодых художников. Выставки получались не всегда убедительными, пару лет назад затея казалась бессмысленной, а навязчивое «Стой» вызывало снисходительную улыбку.
Сегодня юношеские недоделки, вызванные неопытностью или нехваткой средств на реализацию, воспринимаются на ура. Вроде бы для всех, кроме разве что Ксении Собчак, восторженно вещающей о мегакачестве «Арт-Москвы» по радио, краткосрочность успеха отечественного арт-рынка, не обеспеченного подрастающим поколением, — очевидна. Так что прежний фестиваль неслучайно стал биеннале и априори вызывает радостный трепет. «Стой…» пройдет более чем на десяти площадках и представит участников из разных стран. Для арт-сцены понятие «молодой» всегда двойственное: можно быть молодым по духу, а можно — по карьерным высотам; официально же авторы, присылающие работы на конкурс, были ограничены возрастным цензом в 35 лет.
В ГЦСИ будет показан кураторский проект Дарьи Пыркиной «Pro это» — и это социально-политическое высказывание. Пыркина берет работы, преимущественно отобранные из конкурсных заявок никогда и нигде не выставлявшихся авторов, и произведения уже известных молодых радикалов типа группы «Р.Э.П.» и делает обзор на стандартные темы: критика медиа, терроризм, капитал, поиск идентичности. Последней же посвящена еще одна выставка в ГЦСИ — молдавских молодых художников.
«Винзавод», самая большая из площадок, отдана под кураторский проект Анны Зайцевой, сменившей пост арт-директора Московской биеннале на руководителя некоммерческой выставочной программы ЦСИ «Винзавод». Анна выбрала ход, очень популярный сейчас в западных институциях: куратор приглашает художников сыграть роль кураторов. В результате «взрослые» заслуженные авторы отбирают молодняк, и каждый делает мини-выставку своего подопечного. Юрий Альберт, например, превращает в молодняк мэтров, отбирая их юношеские работы для выставки в залах RIGroup.
Четыре этажа ММСИ в Ермолаевском переулке будут отданы под нацпредставительства Мексики, Финляндии, Китая и проект выпускников института Pro Arte прошлого года под руководством Владислава Ефимова. Молодые итальянцы обустроят живописью и фото RuArts и сделают инсталляцию в проекте «Фабрика». Кураторы Александр Евангели и Сергей Хачатуров объединили на одной выставке Жанну Кадырову, Ирину Корину и Диану Мачулину — что получилось, можно посмотреть в галерее «Арт-стрелка-projects». А еще почти целый месяц в ММСИ в программе «Арт-хаус в коротком метре» можно смотреть кино, собранное Татьяной Данильянц по тематическим коллекциями. Тут объем ожидаемого и обещанного и заканчивается, дальше — лишь опытным путем.