перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Есть только миг

Архив

В России выходит книга Малкольма Гладуэлла, английского публициста и социолога, автора бестселлера «Переломный момент», «Озарение: сила мгновенных решений». В преддверии публикации Гладуэлл сам себе задал несколько важных вопросов

— О чем книга «Озарение»?

— О быстром распознавании — виде мышления, который позволяет человеку принимать решения мгновенно. Когда вы знакомитесь с новым для вас человеком, переступаете порог квартиры, которую собираетесь купить, или читаете первый абзац книги, ваш мозг тратит примерно две секунды на то, чтобы выработать серию определенных умозаключений. Эта книга посвящена как раз этим двум секундам — ибо я полагаю, что решения, которые вы принимаете в это время, являются очень важными и зачастую правильными.

Можно также сказать, что это книга об интуиции, — просто я очень не люблю это слово, до такой степени, что ни разу не использую его в книге. Под интуицией мы прежде всего понимаем собственные эмоциональные реакции — то, что называется «нутром чую», то есть мысли и ощущения, часто далекие от рационального мышления. А то, что происходит у вас в мозгу в течение тех самых двух секунд, — это и есть мышление. Просто оно быстрее обычного, и его механизмы менее изучены — в отличие от механизмов принятия обдуманных сознательных решений, которые мы по привычке отождествляем с работой разума. В «Озарении» я пытаюсь понять и описать эти две секунды. Что происходит в нашем мозгу в процессе быстрого распознавания? В каких случаях мгновенно принимаемые решения удачны, а в каких — наоборот? Что мы можем предпринять, чтобы развить нашу способность быстрого распознавания?

— Каким образом настолько молниеносное принятие решений может быть полезным? Ведь сила человеческого мышления как раз и состоит в способности, взвесив всю имеющуюся информацию, не торопясь все обдумать?

— Подобное отношение к мыслительному процессу вкладывается в нас с детства: поспешишь — людей насмешишь, семь раз отмерь — один раз отрежь, остановись и подумай. Мы живем в обществе, в основе которого лежит идея, что нет ничего лучше и правильнее, чем собрать как можно больше информации, чтобы потом как можно дольше ее анализировать. Я не думаю, что это верный подход. Существует масса ситуаций — прежде всего кризисных, — когда спешить не смешно и надо резать, не меряя, когда первые впечатления и мгновенные решения гораздо лучше помогают разобраться в том, что происходит.

Одна из историй, рассказанных мной в книге, — история врачей скорой помощи в одной из больниц в районе Чикаго Кук-Каунти. Это большая государственная больница, и пару лет назад ее врачи полностью пересмотрели принцип диагностирования сердечных приступов. Врачам дали следующее указание: собирайте минимум информации о пациентах, но только пусть это будет самый важный минимум — типа кровяного давления. Все остальное — возраст, вес пациента, историю его болезней — смело отметайте. В результате «Кук-Каунти» теперь лидирует в сфере диагностики болей в грудной клетке и области сердца.

— Вряд ли вас удивит тот факт, что это было весьма непросто — убедить врачей «Кук-Каунти» придерживаться выбранного плана, поскольку, как и все мы, они искренне считали, что чем больше информации, тем лучше. Тем не менее в книге я привожу множество примеров обратного. В психологии есть отличная концепция «шинкования», утверждающая, что человек способен адекватно анализировать ситуацию, базируясь на минимальном опыте.

— Как появился замысел книги?

— Все началось с того, что однажды я решил отрастить длинные волосы. Обычно я стригусь консервативно коротко, но иногда безо всякого повода устраиваю на голове непроходимые джунгли. Я поступал так с подростковых лет и однажды начал наблюдать странные изменения в моей будничной жизни — незначительные, но при этом весьма ощутимые. Мне постоянно начали выписывать штрафы за превышение скорости — чего раньше со мной никогда не случалось. Меня отсылали в очередь на спецдосмотр в аэропортах. И вот однажды, когда я шел по улице на Манхэттене, к тротуару подъехала полицейская машина, откуда выскочили три копа. Полицейские сообщили мне, что я, видите ли, очень похож на находящегося в розыске насильника. Потом они показали мне рисунок и описание. Я взглянул на рисунок и как мог вежливо объяснил, что совершенно не похож на изображенного на нем человека. Преступник был явно выше и крупнее меня, не говоря уж о том, что лет на 15 моложе (и не такой симпатичный, добавил я, чтобы разрядить обстановку). Все, что нас объединяло, — это большая копна кудрявых волос. Минут через двадцать офицеры приняли мою точку зрения, и все отправились по своим делам. Конечно, это было банальное недоразумение — афроамериканцы в Штатах до сих пор ежедневно подвергаются гораздо более серьезным унижениям. Но мне показалась интересной специфичность и абсурдность стереотипного мышления — ведь речь шла не о чем-то очевидном типа цвета кожи, возраста, роста или веса. Все дело было в прическе. В процессе лихорадочной охоты на преступника офицеры прежде всего обратили внимание на прическу, и это первое впечатление преобладало в их мышлении целых двадцать минут. Этот уличный эпизод заставил меня задуматься о силе первых впечатлений.

— Но это же классический пример неправильного «шинкования» реальности, приводящего к ложным выводам. В книге приводятся примеры ошибочного быстрого распознавания?

— Да, этому посвящена значительная часть книги. Меня очень интересуют ситуации, в которых мы должны с осторожностью обращаться с нашими способностями быстрого распознавания. Например, в книге есть глава о людях высокого роста. Я обзвонил сотрудников нескольких сотен компаний из списка Fortune 500 и всем задал один и тот же вопрос: какого роста президент и вице-президент вашей компании? Практически все отвечали: они очень высокого роста. Странно, не правда ли? Не существует никакой взаимосвязи между ростом и интеллектуальными способностями человека, как нет никакой связи между ростом и трезвостью суждений или ростом и управленческим талантом. Но по какой-то странной причине корпорации промоутируют на высшие посты долговязых. Я думаю, это отличный пример ошибочного быстрого распознавания: в первые секунды знакомства с высоким человеком в нашем мозгу происходит что-то, что заставляет нас поверить в то, что этот человек будет эффективным руководителем, — точно так же как моя прическа убедила копов, что я — насильник. Эти стереотипы очень часто используются, например, при приеме на работу. В книге я пытаюсь помочь людям отделить позитивное быстрое распознавание от ошибочного.

— В каком жанре написано «Озарение»?

— Мне постоянно задавали этот вопрос перед выходом моей первой книги, но я и тогда не мог четко на него ответить. Назовем ее приключенческим романом в мире мышления. В книге очень много психологии. Сама основа этой книги базируется на новейших исследованиях в достаточно удивительной сфере психологии, на предмет существования которой никто еще не удосужился просветить широкую публику. Эти исследования я иллюстрирую реальными примерами практически из всех областей жизни. Только в первых четырех главах речь идет о столь малопохожих явлениях, как брак, взлом шифров во время Второй мировой, древнегреческая скульптура, лучший автодилер Нью-Джерси, Том Хэнкс, медицинская небрежность, как правильно подавать мяч в теннисе и какое знание можно почерпнуть в процессе разглядывания чьей-то спальни. Так что жанр «Озарения» — веселая наука, пожалуй.

Ошибка в тексте
Отправить