«Можно создать ситуацию, и она начнет вибрировать, вибрировать» Бартенев, Гай Германика, Саакян, Собчак и другие обсуждают фильм «Энтропия»
На этой неделе в прокат выходит «Энтропия» — фильм про четырех представителей богемы и одного пролетария, которые запираются в недостроенном загородном доме и, активно истязая друг друга, ждут конца света. «Афиша» узнала от создателей, снимали ли они политическое кино.
Действующие лица:
Мария Саакян
Режиссер
Юлия Мишкинене
Кандидат философских наук, продюсер («Энтропия», «Охотник»)
Ксения Собчак
Телеведущая, общественный деятель. В фильме играет альфа-самку — продюсера Пашу
Валерия Гай Германика
Режиссер. В фильме играет успешного режиссера Геру Дарк
Данила Поляков
Модель. В фильме играет неуспешного режиссера Илью
Андрей Бартенев
Художник картины
Бакур Бакурадзе
Режиссер. Помогал монтировать «Энтропию»
— Рассказывайте, как все это началось.
Мария Саакян: Идея родилась у сценариста Григория Матюхина. Он в «Сине Фантоме» вел встречи с режиссерами авторского и неавторского кино, насмотрелся, пресытился богемой и подставил зеркало. То, что он в этом зеркале отобразил, мне показалось знакомым — я тоже от этого устала.
Юлия Мишкинене: Мне кажется, это очень своевременный фильм, несмотря на то что мы года два назад начали его делать, и с каждым днем становится все актуальнее и актуальнее. Мало в России фильмов, в которых люди могут поиронизировать над собой — вот как в «Идиотах» Ларса фон Триера. Все у нас какие-то серьезные. А в таком формате можно расслабиться и представить, что будет делать человек, которому все позволено. Когда человеку все позволено? Когда он находится перед лицом смерти. Когда он думает, что сейчас умрет и умрут все остальные. И то, что наши герои даже перед концом света не расслабляются, — это тоже признак современной ситуации.
— Диалоги тоже сценарист придумал?
Саакян: Зачем придумывать, вы видите этих людей?
— Кто автор ключевых реплик «Русский народ никто е…ать не будет» и «Земля, ты ох…ела, я расправлюсь с тобой прежде, чем ты со мной»?
Саакян: Это Гриша.
Валерия Гай Германика: Думаете, мы сами могли до этого додуматься своим маленьким мозгом? Только вот Маша и может, генератор идей в этом фильме — режиссер.
Саакян: Мне надо волосы заткнуть чем-то.
Данила Поляков: Ложкой.
Саакян: Ложкой не выйдет, нет у тебя ножа?
— А актерский состав как сложился?
Саакян: Валерия была предрешена изначально. Гриша очень долго изучал ее поведение.
Германика: Как он меня изучал? По «Яндексу»?
Саакян: На выбор остальных очень сильно повлиял Бартенев, он сказал, что нужно выбирать интересные лица.
Бартенев: Хит-парад нашего кастинга — это коза.
Мишкинене: Идея была в том, что все играют самих себя. Мы сначала хотели, чтобы режиссера играл режиссер, а продюсера — продюсер. Но, к сожалению, люди в кинотусовке не склонны к самоиронии. Поэтому играют актеры, хотя они и не актеры даже.
— Задачу какую вы им ставили?
Саакян: Задача — соответствовать самим себе в предлагаемых обстоятельствах. Или немного другим самим себе. Например, Данила в жизни не режиссер…
— И не задрот, как его все называют в фильме.
Поляков: Я не задрот?!
Саакян: Его герой-режиссер существует в нише авторского кино, а это достаточно задротная позиция — быть человеком, который делает кино и вообще не знает, кому оно нужно и сколько человек придет в зал.
— В тот момент, когда «Энтропия» снималась, вы понимали, что делаете политическое кино?
Саакян: Почему политическое? Оно социальное.
— Но в тот момент, когда посреди хаоса появляется хроника — кортеж Путина на пустых улицах Москвы, — оно становится политическим.
Саакян: Это вы знаете, что Путин едет. Там может быть кто угодно.
Германика: Это Ксюша едет.
Ксения Собчак: Я знала, что это кино политическое, когда с пилами танцевала «Танец последнего распила».
Саакян: В этом смысле — да, политическое.
Германика: Меня не приписывайте. Я до сих пор не верю.
Собчак: Трусливые конъюнктурщики.
Мишкинене: Фильм становится политическим со временем.
Саакян: От самой реальности.
— Ксения, вы зачем снялись в этом фильме?
Собчак: Интересный жизненный опыт. Мы встретились с Машей, она рассказала: непрофессиональная группа актеров, мы будем жить на съемочной площадке, покидать ее редко.
— А вы перед тем, как начать жить, были друг с другом знакомы?
Собчак: С Германикой шапочно и с Поляковым. Его я очень боялась, думала, что он будет швыряться и кусаться. Мне казалось, что он невменяемый, животное.
Поляков: Так это все так и есть.
Германика: Его на проекте сломали.
— Вас на время съемок изолировали от мира?
Германика: Я уезжала на свою работу.
Собчак: Поляков один раз оттуда в состоянии творческой депрессии ушел пешком в три часа ночи, в простыне.
Саакян: И вернулся бритый. Мы начали снимать его с бородой, с бровями. С утра пришел ассистент по актерам и говорит: «Не знаю, что делать: балконная дверь открыта, сим-карта переломлена — его нет». Но, видимо, стыд замучил — вернулся.
Собчак: У меня была очень сложная сцена, я ее читала и никак себя с текстом не соотносила — вот когда я иду с пистолетом, а потом у меня истерика. У меня же нет актерской подготовки, я не могу заплакать. И дальше на площадке появился Женя Цыганов, совершенно удивительный, который стал помогать людям, которые ничего не умеют.
Саакаян: Быть неактером на площадке — страшный дискомфорт. На это и была ставка — что все будут неадекватно себя вести. А потом пришел Женя, и его герой Овощ — первый, кто начинает там строить отношения.
«Поэтому неважно — мертвая она или не мертвая. Если любит, то навеки»
— Почему его зовут Овощ? Потому что он простой народ?
Саакян: Простой человек, овощ, без которого не прожить. Как картофель — на чем земля держится.
— Но при этом Овощ — не менее патологический тип. Он влюблен в мертвую женщину.
Саакян: Я бы не сказала. Я продолжаю верить, что он честный, чистый человек. Для него рамки времени и реальности немножко раздвинуты. Поэтому неважно — мертвая она или не мертвая. Если любит, то навеки.
— Он противопоставлен другим героям, московской богеме?
Саакян: Конечно. Он общается, он умеет любить, он умеет сочувствовать. Они же все в позе, которая не позволяет им увидеть друг друга.
— Вы идеализируете народ, понятно.
Саакян: Да.
Собчак: Я народ не идеализирую — и делать этого не нужно. Нужно создавать понятные рамки системы, в которых народ будет цивилизовываться, становиться лучше, ему будут прививаться правильные ценности. И этим путем ему можно изжить те недостатки, которые существуют у любой нации. В этом смысле мы ничем не отличаемся от итальянцев и французов.
Саакян: А я верю в духовную силу.
Андрей Бартенев: Маша, вы живете в Ереване. У вас островное сознание. А я вам вот что скажу. Как только Женя Цыганов появился на площадке, девушки сразу собрались, качество косметики улучшилось. Не знаю, какие у них были планы на Женю, но они сразу стали такие — «утю-тю». Шутки изменили направление. Стали изображать, что они самые лучшие претендентки на роль матери всех его будущих детей. Это происходило неосознанно. Он был олицетворением надежды на площадке.
— Перестали быть альфа-самками, понятно. У вас же там у всех самопародийные образы. Германика сидит на унитазе и говорит: «Я Гера Дарк, режиссер». Люди же не на Геру Дарк будут смотреть, и не на Пашу, а на Германику и Собчак.
Мишкинене: На унитазах там все сидят — у них нет других сидений.
Собчак: У нас уже такая репутация, что мы мечтаем ее потерять.
Мишкинене: Данила, и Ксения, и Лера — они потому и являются медийными персонажами, что они способны на смелые поступки. Способны выйти за рамки каких-то общепринятых правил. Посмеяться не только над теми, кого олицетворяют их персонажи, но и над собой.
Саакян: Была еще такая задача: плюнуть в вечность, пока ты молодой и красивый.
Мишкинене: Когда Ксения станет премьер-министром, будет интересно смотреть.
Собчак: Может, после этого фильма уже и не стану.
Бартенев: Я как художник-постановщик выбирал пространство, куда можно поместить девушек-напалм. Потому что я знал, что из себя представляют наши будущие актрисы. Территория должна быть максимально очищена для их испепеляющего огня. И этим испепеляющим огнем они метят свои территории. И когда вы посмотрите фильм, вы увидите: все, что они там делают, — метят территории. Не только пространство дома, но и души тех людей, которые им попадаются на дороге. Идет борьба между Ксюшей и Лерой за этих нескольких людей, которые случились рядом. Они, конечно, главные шахматисты. У героини Леры самая любимая подруга — это ее собака, мужского пола. Почему? Потому что их повадки и манеры одинаковы. И мы пытались сделать так, чтобы там лишней пылинки не лежало, чтобы вся трава стояла…
Саакян: Бартенев бегал за каждой травинкой: «Поднимите, поднимите».
Собчак: Я сейчас в выгодном положении, потому что я не видела фильм. Глядя на ваши заговорщицкие лица, чувствую себя пионеркой, которую заманивают в стан педофилов.
Германика: Скоро увидишь, и твое положение превратится в идиотское.
Бартенев: Журналистка выглядит этим главным педофилом.
Собчак: А вы видели фильм?
— Да, два раза.
Собчак: И как вам?
— Очень интересно.
Собчак: Когда человек говорит «очень интересно»…
Саакян: Это не мог быть фильм, который всем нравится. Когда люди выходят и говорят: «Ой, как красиво».
— Хорошо, я скажу: мне хочется хотя бы иногда видеть кино, которое бы отражало это ощущение вибрирующего ох...ения, в котором мы все находимся. И «Энтропия» — единственный русский фильм, который это ощущение воспроизводит на экране. При всех несовершенствах, эмоционально фильм очень точный — это ощущение длящегося, бесконечного конца света.
Саакян: А мы немножечко в нем и находимся. Но есть шанс из него выйти. Фильм для того и сделан, чтобы мы как-то взбодрились, проснулись.
Мишкинене: Пусть Бакур что-нибудь скажет.
— Бакур, вы же к финальному монтажу имели какое-то отношение, насколько я знаю?
Бакурадзе: Я к этому проекту имел косвенное отношение с самого начала. Но снимал собственный фильм и не имел возможности подключиться. Читал сценарий, правда, не до конца. Если честно, он мне показался сомнительным — я был против этого фильма. Читал пожелания автора сценария, который писал о том, что это кино о кризисе во ВГИКе как в некоторой институции, в которой, собственно говоря, создается кино. И он хотел простебаться над молодым кинематографическим сообществом, над молодыми продюсерами. Время от времени я все-таки подключался с какими-то советами. Юля мне позвонила, когда шел кастинг, и сказала: «На роль режиссера возьмем или Германику, или Собчак». Я ей: «Надо обеих снимать». Я был уверен, что нужен срез совершенно разных людей — тогда фильм приобретет другой смысл. Когда я освободился, то посмотрел материал. Он показался мне неоднозначным — понятно было, что сюжетное кино из него не сделать. И не нужно, хотя Маша все-таки пыталась выстроить сюжетную линию. В какой-то момент она уехала, мы сели с режиссером монтажа и пришли к выводу, что надо все делать эклектичным. Думаю, и Маша к тому моменту уже созрела для этого решения. И когда мы начали монтировать, мы поняли, что это кино вылезает из рамок стеба над вгиковцами и становится высказыванием о кризисе культуры вообще. Получился в итоге не столько фильм, сколько художественный акт, который использует элементы кино. И то, что там есть кадры, которые отсылают к политике, — это потому, что показан процесс от кризиса в каком-то маленьком сообществе до глобального кризиса. Не уверен, что эти кадры были необходимы. Думаю, и без кортежа Путина фильм мог существовать. Но с кортежем он еще какой-то некий метасмысл приобрел и стал для меня интересен.
— Вообще, кортеж Путина — это же единственный по-настощему успешный русский блокбастер. Его видели все.
Саакян: Вопрос в том, насколько мы хотим быть статистами в этом блокбастере.
Собчак: Феодальная власть всегда отгорожена от мира, она всегда за стеной, — красной кирпичной — даже если она вне этой стены.
— Интересно, конечно, что фильм сейчас выходит, когда конец света не состоялся.
Мишкинене: У нас же идея в том, что конец света в каждом.
Саакян: Там есть достаточно пластов, чтобы не воспринимать его как фильм о катаклизме, о каком-то физическом конце света. Там же не летит планета, как в «Меланхолии». Меланхолия — в нас. И это наш выбор — мы на планете, которая заканчивается или на планете, которая живет.
— Скучно как-то без конца света…
Германика: Скучно без Волобуева сегодня, а не без конца света. А, он же больше не работает в «Афише»…
— Не думаю, что он так заинтересовался бы этим фильмом. Что вы, кстати, Лера, думаете о фильме.
Саакян: Она меня побить хотела.
Германика: Что вы себе цену набиваете? Побить хотела… Смотрите в будущее, ребят. Конца света не будет.
— Жаль.
Саакян: У нас в Ереване не было конца света. Но мы испекли кексы.
— Андрей, а заспиртованный младенец в банке, которого усыновил герой Цыганова — это ваше изобретение?
Бартенев: Это в сценарии было.
Саакян: Ребеночек, которому принадлежит будущее. Там же есть семья, взгляд вперед — пусть он немного странный. Пусть у мужчины мертвая женщина и заспиртованный младенец…
Мишкинене: Мужчина любить может только мертвую женщину. Обещать ей весь мир.
Бартенев: Неважно, какими средствами мужчина становится счастливым.
— Ксения, вы не видели фильм, но вам изнутри он казался политическим высказыванием?
Собчак: Изнутри было очевидно, что танец с пилами — явно политический образ, и этим он мне нравился. Единственный политический момент, который был явным.
— Первый кадр фильма — вы выступаете на митинге.
Собчак: Да?
Геманика: Видишь, ты ничего не знаешь. Ты лучше поменьше говори. Потерянное поколение олицетворяешь ты.
Собчак: Мне кажется, отчасти я и есть часть потерянного поколения. Во всяком случае, я себя ощущаю частью потерянного поколения.
Германика: Вам просто интересно в группы сбиваться, вы же социальные люди.
Саакян: Ты сама забилась в нашу группу.
Германика: Я купленный кот, я не забилась в вашу группу. Я продалась на десять дней, не забывайте. Но я не идеологически же… Я же не знала, что ты про политику снимаешь, я думала — это кино про четырех дебилов. Думаю, когда зрители фильм увидят, они тоже не поймут. Если ты хочешь видеть там политику, пожалуйста, видь — фильм не станет от этого яснее или политичнее.
Саакян: Он стал более ясным в смысле высказывания.
Германика: Да не может он стать яснее, там нет драматургии.
Собчак: Давайте честно, у нас в принципе с драматургией всегда проблемы. Я бы не была в этом смысле так строга.
Германика: Почему всегда-то?
Собчак: У тебя во «Все умрут, а я останусь» тоже не было особо драматургии, но при этом очень круто.
— Андрей хотел что-то сказать.
Бартенев: Я один из тех, кто лоббировал участие Ксении в фильме. Мы обсуждали, кто из современных мужчин может подойти на роль продюсера Паши, и я сказал, что никто по своей силе не может сравниться с Ксенией Собчак. И только она может соответствовать написанной роли.
— А, так Ксения играет мужскую роль?!
Бартенев: В сценарии так — да. У меня еще раньше был период обдумывания — почему Ксения подходит? У меня был перформанс, мы кидались на «Красном Октябре» тортами — примерно пятьсот тортов. И я Ксению звал: десять юношей и десять девушек кидают через стол торты. И я чувствовал, что в Ксении есть энергия абстрактного выброса. Что можно создать ситуацию, и она начнет вибрировать, вибрировать. Никто не знает, что будет итогом этого выброса. И вот этот танец с пилами — это был такой крик души. Мое ощущение, что Ксения — прекрасная актриса для перформанса, и это стало основой ее успеха в ее профессии и в жизни. Но нужна атмосфера и повод для таких вот спонтанных выбросов.
Германика: Ксении просто очень нравится нравиться.
Саакян: Валерии тоже.
Собчак: Собрали трех истероидов и тихо над ними издевались.
Бартенев: Нет, это не связано с издевательствами. Я не занимаюсь политикой, я занимаюсь перформансами. И с удовольствием сделаю с Ксюшей перформанс.
Собчак: Про перформанс я запомню эту мысль. С учетом того, что Pussy Riot уже в тюрьме.
Германика: Потом тюрьма станет музеем современного искусства, и все будут туда ездить за перформансами.
— Уже ездят: на процесс Алехиной. А когда роль Ксении была мужской, была другая какая-то расстановка сил?
Саакян: Немножечко другая.
Собчак: Вообще, я шла на кастинг на женскую роль. Уже в процессе выяснилось, что лучше сделать ее такой альфа-самкой.
Саакян: Бартенев считает, что это очень современная концепция — когда три женщины пожирают одного мужчину. Три разных женских типа.
Мишкинене: Бартенев считает, что это соответствует гендерной ситуации в России.
— Данила, вы себя чувствовали сожранным?
Поляков: Я понимал, что это будет мозготрах.
Саакян: Скажи, потом ты стал сильнее — через такое пройти.
Поляков: Мне кажется, когда говорят «я стал сильнее» — это какой-то обман самовосхваления. Становишься более… Выражение такое есть: «Ну и ладно». Тебя мозготрахают, мозготрахают, мозготрахают сильные женщины, а ты такой: ну и ладно. Появляется снисхождение.
Мишкинене: Данила — подарок, он не актер, но он настолько пластичен в руках режиссера. Не все актеры на такое способны.
— Действительно, не каждый согласится повеситься, мастурбируя в кадре.
Мишкинене: У нас был долгий кастинг на эту роль. Некоторые профессиональные артисты говорили: «Ну, я могу попробовать сделать этот эпизод». Но было понятно, что им придется переступить через себя. А у Данилы все получилось совершенно органично — и не только это.
Поляков: Для меня была самая большая проблема — я не могу запоминать текст. Я же не могу спрятаться за буквы, я не читаю книжки. Поэтому был такой же эффект: «Просите, что хотите». Но я очень рад, что этот фильм есть — смотреть и вспоминать, как это все было.
Бартенев: Это был полный эксперимент — в силу разных причин. Я страстный поклонник перформанса. Для меня это была ситуация, в которой все люди разыгрывают большой непредсказуемый перформанс. Когда в этом ансамбле появился Женя Цыганов, он тронул мое сердце. Когда он сказал слова о любви, у меня по телу пробежали мурашки. Не знаю, осталось ли это ощущение в фильме. Сколько стоит билет в первый ряд? Нужно не фильмы снимать, а зрителей звать на съемки. Будет интереснее, продуктивнее, и денег можно больше на этом заработать.
Саакян: У Андрея огромная роль в этом фильме. Он провел беседу, без которой никто бы не выдержал эти 14 дней огромного стресса. Если мы здесь собрались, сказал Андрей, давайте возьмем себя в руки и будем помогать друг другу. В фильме вы слышите мат, видите довольно трэшовую ситуацию, но группа, напротив, перестала ругаться, никто не пил, читали Набокова. Такое «блюдение себя». Собственно, это тот эффект, который, я надеюсь, фильм произведет и на зрителей. Я надеюсь, что, посмотрев на это, человек захочет внутренне собраться.
«Афиша» благодарит ресторан Osteria della Piazza Bianca за помощь в организации съемки