EA против Zynga Битва за фейсбук
Zynga выпускает клон The Sims Social, Electronic Arts отвечает клоном CityVille. Или наоборот. «Афиша» объясняет, что это означает в глобальном смысле.
Ситуация подробно описана на сайте Inside Social Games: в прошлом году EA выпустила The Sims Social — довольно успешную социальную адаптацию своей мультиплатиновой игровой серии. В ответ Zynga начала разработку The Ville — грубо говоря, той же самой игры, но с некоторыми новыми завитушками. Тем временем ЕА на днях запустила SimCity Social — опять же, социальную адаптацию своего градостроительного симулятора, оказавшуюся удивительно похожей на прошлогоднюю CityVille той же самой Zynga. Коротко говоря, EA (второй по величине издатель «больших» игр в мире) и Zynga (крупнейший производитель мобильных и социальных игр) наступают друг другу на хвост на глазах у почтеннейшей публики.
Inside Social Games справедливо замечает еще, что Zynga в очередной раз демонстрирует свое непревзойденное умение взять чужую игру, прикрутить к ней новую графику и более жесткую монетизационную модель и заработать в десять раз больше, чем авторы оригинала. В свою очередь, ЕА следует своей социальной стратегии, обозначенной еще в позапрошлом году: «социализировать» свои так называемые core brands и таким образом привлекать аудиторию, ранее играми на фейсбуке брезговавшую.
Нельзя еще не заметить, что как минимум ЕА нарочно дразнит конкурентов: на недавней Е3, представляя SimCity Social прессе, компания прямо сообщала, что это будет «more City, less Ville» — прямая, то есть, шпилька в адрес Zynga.
«EA (второй по величине издатель «больших» игр в мире) и Zynga (крупнейший производитель мобильных и социальных игр) наступают друг другу на хвост на глазах у почтеннейшей публики»
Авторы публикации заключают, что игровой фейсбук уже не тот, что был два-три года назад, и двум левиафанам (с одинаковыми играми) на нем может быть тесновато. Это, конечно, правда, но есть еще один важный момент. Как мы телеграфировали с той же самой Е3, главная тенденция последнего времени — острое желание «традиционных» игропроизводителей поскорее интегрироваться в триединство «mobile-tablet-social», пока это триединство не сожрало их с потрохами; см. Xbox SmartGlass, Playstation Mobile и странный социальный сервис будущей приставки Wii U. Electronic Arts — самый яркий на сегодня пример одного из возможных форматов такой интеграции.
В то же время Zynga — отличный пример того, что само триединство пребывает в некоей растерянности. Несколько дней назад мы сообщали о Ruby Blast — новой игре могущественной компании, которая напоминает помесь тетриса с развлечениями для секретарш. Мобильное направление левиафана тоже, ммм, несколько хромает: см. Matching With Friends — та же самая Words With Friends той же самой Zynga, только для совсем уж идиотов.
Есть ощущение, что генералы традиционно пытаются победить в давно закончившейся войне — даже в штаб-квартире «Фейсбука» автору этих строк говорили, что «mobile is the new social»; все мантры о мобильном будущем никакого смысла не имеют, потому что мобильное уже настоящее, и чем дальше, тем более это будет заметно. Причем с учетом появления нового айпэда, Samsung Galaxy S3 и подобных им устройств стало понятно, что «большие» игры на портативных устройствах больше не ограничены техническими характеристиками последних — сейчас это в большой степени психологический вопрос. Причем сразу с двух сторон: готовы ли пользователи играть в «большие» игры на телефоне? готовы ли крупные игрокомпании выпускать такие игры?
И ЕА, и Zynga применяют в своих мобильных и социальных играх принципы дизайна, устаревшие несколько лет назад. От того, кто из них первым решится на эксперименты, зависит судьба не только сотен миллионов пользовательских долларов, но и ландшафт видеоигровой индустрии в целом. Которую, кстати, уже сейчас довольно глупо делить на «мобильную», «социальную» и еще какую-нибудь другую.