Картина. Четвертая
Выставка к «Декабрьским вечерам-2000», как заведено на «Вечерах», тематическая, посвящена изображению искусства музыки. Помимо изображений лютнистов и натюрмортов с лютнями из Эрмитажа и Серпухова, из Музея истории искусств Вены привезут последнюю великую картину великого Яна Вермеера Дельфтского.
После 35-летний художник не сделал ничего столь же значительного и спустя четыре года вообще бросил живопись. Сюжет картины, которая с XVII века носит название «Искусство живописи», к музыке имеет мало отношения (если не считать трубу в руке натурщицы), но важно, что Вермеер, гордость великих музеев, вообще будет в Москве. Третий раз примерно за сто лет. Первый Вермеер мог бы даже стать московским – если бы коллекционер Дмитрий Щукин не доверился знатоку Илье Остроухову и купил «Аллегорию веры» (ныне Метрополитен-музей, Нью-Йорк). №2 и №3, «Сводня» и «Девушка с письмом», одно время были спрятаны в Музее имени Пушкина, со всей трофейной Дрезденской галереей.
«Искусство живописи» тоже походила в трофеях. В 1938 году ее удостоили чести принять в личную галерею Гитлера: фюрер, сам художник и известный критик, высоко оценил сюжет о том, зачем вообще пишут картины. Натурщица в лавровом венке – то ли Клио, муза истории, то ли просто Слава. Занятый работой живописец – возможно, единственный автопортрет Вермеера. Кем-то невидимым отдернут занавес, и зрителю открывается святая святых Искусства.