перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Виды рыб

Архив

Все предыдущие фильмы Дэвида Линча кажутся теперь подготовкой к этому. Здесь играют самые красивые актрисы. Здесь звучит самая таинственная музыка. Все излюбленные мотивы, темы и образы Линча сведены в этом фильме воедино и доведены до совершенства. Фильм «Малхолланд драйв», получивший приз за лучшую режиссуру на последнем Каннском фестивале, можно пересматривать по многу раз – но понять, что в этом фильме происходит, почти невозможно. Михаил Брашинский позвонил в голливудский офис Дэвида Линча, чтобы разобраться с фильмом в деталях. Список навязчивых тем Линча составил Максим Семеляк.

– «Малхолланд драйв» должен был стать телесериалом, но когда на канале АВC увидели, ЧТО вы предъявили им в качестве пилота, сериал закрыли. Зато появился фильм. Что вы испытываете теперь по этому поводу – обиду или все же благодарность?

– Конечно, благодарность. АВC позволили мне начать работу, а потом ее зарезали. То, что фильм зарезали, позволило ему стать тем, чем он, как мне кажется, сам хотел стать.

– Малхолланд драйв – это улица в Лос-Анджелесе. Насколько важно место действия для этой истории?

– У каждого фильма должно быть свое чувство места. Это принципиально для любой картины.

– Могла ли эта история произойти в другом месте?

– Нет. Это чисто лос-анджелесская история. В другом месте получился бы совсем другой фильм.

– Почему?

– В Лос-Анджелесе особенный свет. Очень яркий. Я думаю, что солнцезащитные очки были изобретены специально для Лос-Анджелеса.

– Ваши фильмы переполнены одними и теми же навязчивыми темами, постоянными персонажами – вроде карлика, которые, видимо, глубоко укоренены в вашем подсознании. Что для вас важнее: ваши мании или ваши фобии?

– Ну знаете, тут все перемешано. Страхи, и вообще любые негативные факторы, чаще всего мешают. Можно испытывать страх или печаль и использовать этот опыт в историях, но если ты грустен, зол или напуган, очень трудно работать. Ну а мании… Не стоит так говорить, потому что мания подразумевает нечто ненормальное. Вся красота в том, чтобы, приближаясь к мании – в состоянии эйфории, энтузиазма, – ловить идеи. Когда удается поймать идею и влюбиться в нее – это прекрасный, изумительный день.

– Вы говорите об идеях так, будто они существуют независимо от вас, где-то в воздухе, и вы всего лишь пытаетесь их поймать.

– Не знаю точно, как это все устроено, но мне кажется, что идеи существуют. Они как рыбы, мы их ловим. Есть океан идей, который ждет нас всех. Но как их поймать – в этом вся штука. Иногда они могут сами запрыгнуть тебе в голову, когда ты усердно работаешь над чем-то другим, а бывает, что можно просто сесть, закрыть глаза и впасть в некий сон наяву, спуститься в то пространство, где витают идеи, и поймать их таким образом. Это работает не всегда, но иногда работает.

– То есть вы занимаетесь шаманизмом?

– Это магия, чистая магия. Идеи ответственны за все. Они – как коконы, как зерна, только и ждут, чтобы их пересадили куда-нибудь. Они существуют в абстрактном мире, их нельзя потрогать, но они все равно разговаривают с тобой. Они как электричество: они искрятся, они наполняют тебя энтузиазмом, вдохновением, счастьем, в конце концов.

– Давайте поговорим об идеях по порядку. Меня интересует идея дороги. Вас привлекает жанр роуд-муви, дорожного фильма. «Дикие сердцем» – роуд-муви, «Простая история» – тоже. Но половина ваших роуд-муви происходит ночью. Это дорожные фильмы, в которых дороги не видно. Нет ли здесь противоречия?

– В атмосфере ночной дороги есть нечто, что кажется мне необычайно красивым. Ты движешься вперед, в неизвестное, в глубь тайны. Сознание совершенно поглощено этим движением, во всяком случае, мое. Много чего происходит, когда едешь в ночи. Я, например, все время придвигаюсь ближе и ближе к краешку сиденья.

– Тайны крайне важны для вашего кино, но распутывающие их сыщики не в состоянии с ними справиться. Вы снимаете детективы без разгадок. Вы не верите в расследование как способ добраться до истины?

– Даже профессиональные сыщики теряются, заблуждаются, боятся, что уж говорить о простых людях. Но и эти люди – тоже сыщики: исследуют улики, мыслят, используют интуицию, путешествуют в незнакомые, часто пугающие места, чтобы найти ответы. Мы все – сыщики.

– Наверное, эта идея повлияла на ваш сайт, над которым вы работаете уже несколько лет. Вы как-то сказали, что в нем много мест, где можно потеряться.

– Теряться – то же самое, что углубляться в тайну. Есть такие вещи – они как такси: начинаешь в одном месте, движешься по определенному маршруту и видишь что-то по пути. То, что ты видишь, захватывает твой ум и эмоции. В этом сила любой истории, но особенно – истории с продолжением, все глубже погружающей тебя в новый мир. У Интернета, мне кажется, есть такие возможности.

– Интернет подразумевает открытость. Почему же не открытое, а именно замкнутое пространство – комната с бархатными шторами, коробка, Черный Вигвам – всегда является у вас выходом вовне, переходом из одной реальности в другую?

– Не понимаю, что вы имеете в виду.

– В данном случае голубую коробочку, открыв которую героини «Малхолланд драйв» попадают в другую реальность. Хотя в других фильмах этот мотив тоже так или иначе присутствует.

– Когда появляется некая абстракция, ум лихорадочно старается каким-то образом ее постичь. Потом включается интуиция, интеллект и эмоции начинают работать вместе, и в конце концов ты сам приходишь к внутреннему знанию, и это очень красиво. Вам надо посмотреть, в какой контекст помещена коробочка, что происходит вокруг, что вы чувствуете по этому поводу, и тогда вы сами все поймете.

– В сцене ночного концерта обыгрывается тема пения под фонограмму: чудо оказывается фальшью, из фальши рождается чудо. Раньше вы таких тем не затрагивали. Это в самом деле вас интересует?

– Меня интересует то, что вас это интересует. Это как музыка. Музыкальное произведение одного оставляет холодным, а другого, сидящего рядом, доводит до слез. Это абстракция, так что разные люди реагируют по-разному.

– Когда все на экране – как музыка, сама музыка приобретает особую роль. Как бы вы ее определили?

– Каждый элемент должен соответствовать первоначальным идеям и находиться на своем месте – рядом с другими элементами. Тут необходимо много действий, реакций, экспериментов – пока не почувствуешь, что все идет как надо.

– Как вы добиваетесь этого в работе с  Анджело Бадаламенти, вашим постоянным композитором?

– Это изумительный процесс, просто изумительный. Мы садимся с Анджело рядом, я говорю, а он играет на клавишах. Музыка меняется в соответствии с моими словами. Он начинает играть мелодию, которая, на мой вкус, подходит к идее, поддерживает настроение, усиливает его, и это такое красивое чувство! Как только Анджело улавливает звук идеи, он движется в этом направлении, и его музыка растет, как дерево.

– В фильме «Малхолланд драйв» правят женщины. Это тоже для вас ново. Можно ли сказать, что женщины стали интересовать вас больше, чем мужчины? Вы стали «женским режиссером»? Или все это неважно?

(Смеется) Неважно. Все хотят навесить на тебя какой-то ярлык. На самом деле в твоей голове просто складывается история, и в ней, например, превалируют женщины. В следующий раз придет в голову другая история, в которой будут превалировать мужчины. Все идеи – разные, миры разные, настроения разные. Надо следовать идеям.

– На роль домоправительницы Коко вы пригласили 83-летнюю Энн Миллер, звезду классических мюзиклов студии MGM, которая не снималась в кино с середины 50-х. Как вам пришла в голову эта идея?

– Накануне того дня, когда я должен был утвердить актрису на эту роль, моя ассистентка Гэй была на концерте и сидела рядом с Энн Миллер. Гэй рассказала, как она прекрасно выглядит, как чудесно смеется, и я сказал себе: да это же она! Я ей позвонил, у нас была прекрасная встреча, она просто невероятная суперличность. Вот я ее и снял.

– Как объяснить роль, которую в фильме играет ковбой, даже не советующий, а просто информирующий героя о том, что с ним будет дальше?

– Я стараюсь поймать идеи и записываю их на маленькие клочки бумаги. В какой-то момент я зову Гэй, потому что она умеет печатать, а я не умею; сажусь на стул и диктую ей сценарий. Однажды ночью я диктовал ей какую-то сцену, и вдруг в мою голову без стука, просто так вошел ковбой и начал разговаривать. Я стал говорить по-ковбойски, а она просто записывала. Так это и получилось.

– Спрашивая о ковбое, я имел в виду вашу страсть к «американе» – всему исконно американскому: закусочным-дайнерам, ковбойским сапогам, Элвису Пресли. Есть ли в новом фильме что-то, чего русские зрители могут не понять?

– Трудный вопрос. Думаю, люди везде одинаковы. Закусочная – это всего лишь еда и питье. Эти вещи понятны всюду, потому что всем надо есть и пить.

***


Навязчивые темы

Карлик
В «Малхолланде» продолжает влачить свое загадочное существование твинпиксовский карлик – тот, что изъяснялся на весьма пугающем языке, каковой язык, впрочем, еще Карлсон завещал всем полуросликам: «В мири зказок люби булочки тожы гнум». Этот самый «гнум» несколько сдал по части общего инфернального обаяния, он почти не говорит, зато несказанно прибавил в общечеловеческой мафиозности – и называют его теперь мистер Рок. Играет его, разумеется, все тот же Майкл Джей Андерсон.

Дорога в никуда

На этом ночном и никудышном шоссе саксофонист с внешностью Билла Пулмана болезненно удалялся в Ничто под музыку Дэвида Боуи, а Деннис Хоппер устраивал Кайлу МакЛохлану свои собственные цыплячьи гонки. На этом же шоссе начинается «Малхолланд драйв» – катастрофа, повлекшая за собой потерю памяти, большие деньги в шляпной коробке, несколько трупов и общий сбой в мироздании. На шоссе в никуда опять «с кем-то что-то случилось», как справедливо замечает в этом кино старая женщина Луиза.

Напарники
Пара серьезных мужчин шагает из одного линчевского фильма в другой, это могут быть агенты ФБР, полицейские или члены ОПГ – важно лишь то, что они одинаково бесполезны ввиду превосходящих сил зла. В новом фильме два детектива тупо копаются в остатках машины, разбившейся на Малхолланд драйв, в то время как мафиозные братья Кастильяни – Дэн Хедайя и Анджело Бадаламенти – наводят страх на Голливуд.

Нехорошая квартира
Квартирные вопросы у Линча остаются открытыми – что это там во тьме коридора? что за тварь бугрится под простыней? и что это за сладковатый запах из спальни? Как и в «Шоссе в никуда», как и в «Синем бархате», все самое злое и необъяснимое происходит в обжитом помещении. Адским огоньком горит нижний свет. Звучит телефон, до которого лучше не дотрагиваться. В пепельнице чуть дымятся останки сигарет, которыми Линч умеет напугать сильнее, нежели останками человеческими.

Штора
Бархатный занавес насыщенных цветов, обрамлявший интерьер Черного Вигвама из «Твин Пикса», – самый простой, романтичный и сексуальный из всех кинематографических страхов Дэвида Линча. В «Малхолланде» он опять раздвинут на толику – и за ним все тот же испещренный кровавыми острыми линиями белый пол.

Черный вигвам
Мистический Черный Вигвам, этот сад упорно не желающих сходиться тропок, переместился в концертный зал с тютчевским названием Silenzio. Совершенно булгаковский конферансье заявляет: «Здесь нет музыкантов и нет оркестра». Но в два часа ночи там открывает рот Ребекка Дель Рио (см. пункт «Песня»), там обретают свое истинное лицо разбросанные по фильму незначительные персонажи и роняет тяжелое слово царственная женщина с волосами из самого синего бархата.

Трансформатор
В сказках – волшебные помощники, у Линча – волшебные вредители. В «Малхолланде» на авансцену выходит некая шкатулка синего цвета, к которой подходит ультрамариновый же ключик, обнаруженный в сумочке у псевдоблондинки (см. пункт «Блондинка»). У моей девочки есть одна маленькая штучка. Назовем ее коробочка. Начальство коробочки – то, что сидит на заднем дворе (см. пункт «Бар»). Коробочка обладает рядом полезных свойств, например, умеет всасывать в себя людей. И наоборот, выпускать наружу гогочущих, как гиены, старика со старухой. Будучи сама по себе объектом, плохо поддающимся расшифровке, коробочка, по всей видимости, как-то соотносится с отрезанным за кусок синего бархата ухом, а также предметами, фигурировавшими в «Дюне».

Песня
Без песен у Линча не обходится – с тех самых пор, как женщина, живущая за радиатором, пропела герою его «Стирательной головки» о том, что на небесах совсем недурно. В «Малхолланде» криминальные любовницы попадают в заведение Silenzio и вынуждены выслушать с тамошней эстрады песню Роя Орбисона «Cryin’» в феерическом исполнении Ребекки Дель Рио. Пение этой Ребекки – совсем уже неприличная цитата из «Синего бархата»: в решающий момент там тоже поют Орбисона, и тоже под фонограмму. Так или иначе, сцена в Silenzio – одна из сильнейших у Линча. Девушка, как водится, поет о том, что никто не придет назад, и героини этой непростой истории тихо плачут, как некогда делала и Лора Палмер, едва заслышав голос Джули Круз.

Бадаламенти
Вечный напарник режиссера Линча, композитор Анджело Бадаламенти написал для захода этого фильма восхитительный рок-н-ролл, со знанием дела озвучил все ужасное и плохо объяснимое, но главное – удержался в иных сценах от всяких звуков. Ибо самый почетный страх живет у Линча в абсолютной тишине. За понимание этого Бадаламенти, видимо, и удостоился роли мафиози Луиджи Кастильяни, который произносит в фильме единственное слово – «салфетка», после чего смачно плюется, а точнее сказать, выливает изо рта свежесваренный эспрессо.

Блондинка
Белокурая девица – вечный двигатель линчевского сюжета, будь она живой и любопытной (как в «Бархате» и «Диких сердцем»), мертвой и порочной (как в «Твин Пиксе»), восставшей из гроба и очень порочной (как в «Шоссе в никуда»). В «Малхолланде» блондинки торчат буквально за каждым углом – есть блондинка настоящая, но раздваивающаяся (Наоми Уоттс). Есть псевдоблондинка (Лора Хэрринг в парике). Есть, наконец, блондинка дополнительная (Мелисса Джордж) – совсем уже малопонятная и труднопостижимая.

Обычный парень
Простенький неблагополучный вахлак в черной косухе с криминальными замашками – предмет пристального наблюдения режиссера. Такие в изобилии населяли «Твин Пикс», таким был и тихоня Питер Дейтон, вторая ипостась саксофониста из «Шоссе». Живет такой и в «Малхолланде» – идиотского вида и таких же навыков наемный убийца, нанятый для весьма конкретного фабульного поворота, но зачем-то уничтожающий по дороге толстенную тетушку, а также чистильщика ковровых дорожек.

Черный человек
Каратель-психопомп, парламентер недобрых и таинственных сил, настоящий мистер Волк, который решает проблемы, которые сам же и создает. (Не путать с мелкими психопатами, сыгранными Деннисом Хоппером и Уиллемом Дефо в «Синем бархате» и «Диких сердцем» соответственно.) В «Шоссе в никуда» такого урода звали Мистери Мэн. Он не моргая скрипел: «Позвони мне». В новом фильме он не столь страшен, зовут его просто Ковбой. Обитает Ковбой, как и его предшественник из «Шоссе», в деревянной избушке на окраине всего человеческого. Его речи – остроумное быковство, по обыкновению облаченное в форму притчи. Ковбоя убедительно изображает некто Лафайет Монтгомери. Это – его первая роль в кино.

Закусочная
Любимое заведение Линча после Черного Вигвама (см. «Черный Вигвам») – это закусочная на отшибе, где по бирке на груди официантки можно в два счета распознать чужую и свою судьбу. В «Малхолланде» такое кафе служит не только для принципиальных собеседований (как в «Твин Пиксе» и «Синем бархате»), но и для более серьезного укрывательства – там на заднем дворе завелось нечто отдаленно напоминающее монстра из советской киносказки «Финист – Ясный сокол». В титрах Линч ласково именует это нечто Волшебником.

Ошибка в тексте
Отправить