перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Появится ли в России независимое народное кино «28 панфиловцев» и другие краудфандинговые кинопроекты

В России может появиться по-настоящему независимый кинематограф: в конце июня проект фильма о подвиге героев-панфиловцев в духе снайдеровских «300 спартанцев» за двое суток собрал на краудфандинговой платформе 500 тыс. рублей. «Афиша» поговорила с создателями трех кинопроектов, к которым можно присоединиться прямо сейчас.

Архив

«28 панфиловцев»

 

Режиссер Андрей Шальопа объявил на Boomstarter о своем желании снять патриотический блокбастер о Великой Отечественной — и уже собрал почти 3 млн рублей (всего нужно 60 млн). Теперь он собирается за год с небольшим закончить работу над лентой об обороне Москвы и героях-панфиловцах, выпустить ее к годовщине битвы и встать вровень со Заком Снайдером.

 

Андрей Шальопа

режиссер

Мне всегда эта история нравилась — красивая же легенда! Я уже будучи взрослым человеком узнал, что она совсем неоднозначная и достаточно скандальная, но все же именно как миф она меня всегда привлекала. Тут же есть такая безусловная аллюзия к «Тремстам спартанцам» — похожий сюжет. Вообще когда я только делал наброски, то думал снимать такой комикс, что-то вроде «Города грехов». Но чем дальше заходил, тем понятнее становилось, что это здесь не сработает. Если вы были когда-нибудь на Мамаевом кургане, то вы наверняка обращали внимание, что во всех работах Вучетича есть что-то античное. То же самое и с панфиловцами — они оттуда откуда-то, в них есть такая античная героика, она с комиксовой стилистикой не слишком вяжется. Знаете, вот есть фильм «Они сражались за Родину». Он тяжелый и великий. Есть «Белое солнце пустыни». Оно тоже тяжелое, конечно, но его можно смотреть сколько угодно раз. А есть совсем другое — «300» Зака Снайдера. И вот я пытался придумать что-то, что бы могло эти три точки объединить.

Мы перепробовали очень много разных методов сбора денег, фильм вообще должен был появиться на свет к 16 ноября 2011 года еще, то есть к юбилею подвига панфиловцев. Но ни один из методов не срабатывал. Только после того, как мы на собственные деньги сняли тизер, что-то завертелось и появились люди, готовые нам по возможности помочь.

Когда сценарий был только написан — я был уверен, что найду государственную поддержку. Или хотя бы какую-то — обращался и в коммерческие структуры. Но мне говорили, что тема войны сейчас зрителю не интересна и не окупается — вон даже Михалков провалился. Тогда я уже обращался в Минкульт — отправлял сценарий, звонил. Мне достаточно быстро ответили: да, ваш проект под все определения социально значимого кино подпадает. Дождитесь — дело летом было, — осенью объявим конкурс. Но конкурса не было — во всяком случае, я заходил на сайт, проверял, его никак не объявляли. Потом пытался выйти на канал «Звезда»: посылал им сценарий по почте, потом еще передавал руководству канала его через общих знакомых. И опять ответили: да, у вас очень любопытный проект, мы с вами обязательно свяжемся. Наконец, у нас же есть такой Фонд поддержки патриотического кино — я и с ними выходил на связь. Там дали вовсе изумительный ответ: «Мы не поддерживаем внешние проекты». Как, говорю, какие внешние? Я же внутренний! Они помялись-помялись и снова отправили в Минкульт. Ну и опять — ждите конкурса. Я проверял регулярно, заходил на сайт, смотрел новости. Не видел никаких объявлений — может, прошлой осенью, например, он был уже, но я в тот момент уже не следил.

Решили среди прочего попробовать разместить материалы о фильме на этом ресурсе, «Бумстартере». Я вот хочу что сказать: в первое время внимания к проекту было не так много. Деньги внезапно хлынули после того, как ссылку у себя на сайте разместил Гоблин, Дмитрий Пучков. Я с ним  достаточно давно знаком — он же не только переводчик и блогер, все-таки он еще кинообзоры делает. И давно уже, в 2008 году, я снял свой дебют, фильм «Поймать ведьму», и пригласил его на показ. Он тогда очень благосклонно о фильме отозвался. Ну и здесь тоже нам оказал помощь, у нас с тех пор дружба завязалась все-таки, и он о нашем фильме рассказал читателям. За что ему большое спасибо.

У нас бюджет заявлен 60 миллионов, то есть 2 миллиона долларов. Для кино это немного совсем. Но уже сейчас я понимаю, что даже если мы не соберем всей суммы — все равно к зиме запустимся, чтобы к ноябрю 2014 года, очередной годовщине подвига панфиловцев, устроить премьеру фильма. Мы не готовы работать с продюсерами или инвесторами, которые будут диктовать какие-либо условия. Особенно теперь, когда тысячи поверивших в нас людей послали нам свои деньги.

«Для нас — ничего!»

 

 

Двое журналистов (сами себя они называют анархо-туристами) отправились в путешествие по Латинской Америке и в процессе открыли для себя движение сапатистов — индейцев, борющихся за свои права и отвоевавших небольшую часть страны, где основали колонии. Теперь авторы ищут деньги на то, чтобы закончить работу над документальным фильмом, который планировался как репортаж о неслучившемся конце света, а оказался фильмов о свободе для всех.

 

Олег Мясоедов

режиссер

Лена Корыхалова

режиссер

Мы приехали в Мексику с намерением отправиться в длительное путешествие по Латинской Америке: с севера на юг. Решили не терять время в праздности, а искать по дороге интересный материал.

Первое, с чем ассоциировалась  Мексика в декабре 2012 года, — тема конца света. Поэтому мы и решили найти настоящих майя, следующих древнему календарю. В интернете информация об ареале их обитания была весьма расплывчата, поэтому мы искали помощника, который мог бы нас направить в нужное русло. Этим помощником стал единственный человек с сайта Couchsurfing.org, найденный по поиску с ключевым словом «майя», из города Сан-Кристобаль. Он заверил, что особые ритуалы в этот день есть, но до последнего не открывал тайны: где и кто их проводит. Мы постепенно двигались в сторону Сан-Кристобаля, никакой новой информации у нас не было и мы решили встретить 21.12 на руинах Паленке, в пяти часах езды от Сан-Кристобаля. В Паленке нашли тот самый календарь, там эти дни были обозначены как переход в новую эру. В заветный день мы в итоге сняли лишь кучку хиппи, бесплатно прорвавшихся на руины. Этот репортаж мы и отправляли из кафе с вайфаем, когда увидели молча марширующих людей в масках. Олег побежал снимать и уже потом мы выяснили, кто они; это и были сапатисты.

Марш был масштабный, было понятно, что их много и они хотят заявить о себе. Поверхностно ознакомившись с основами движения, мы поняли, что многого о Мексике не знали. И тут мы получили письмо от коучсерфера с местом и временем проведения «ритуалов». Надо было срочно ехать в Сан-Кристобаль, чтобы оттуда двигаться в деревню майя. Приехав в эту деревню на следующий день, мы увидели плакаты, на которых были люди в масках. «Ритуалы» представляли из себя деревенский праздник, во всяком случае только на эту часть мы успели. Перед приездом мы уже знали, что в этой деревне 22 декабря убили невинных жителей.

Там мы поняли, что стремление к самоорганизации исходило из недовольства тем, как  обращались с людьми власти, и из простой необходимости выживать. Это нас увлекло. Позже мы прочитали сочинения субкоманданте Маркоса в переводе Олега Ясинского и узнали, насколько далеко сапатисты продвинулись в этом деле. О текущем же положении информация в интернете очень скудная, хотелось увидеть все своими глазами. А это, как мы поняли, требует много времени, доверия и рекомендаций. Так потихоньку мы и вели съемки, на ощупь.

Это наш первый проект, у которого есть вполне ощутимый результат в виде трейлера, демонстрирующий проделанную работу. Для постороннего человека это сигнал, что нам можно доверять. Пока этот результат на русском языке, остальные источники информации о нас и нашей деятельности тоже представлены только в рунете, поэтому и платформу для краудфандинга мы выбрали русскоязычную. Никто из наших друзей или знакомых не делал этого раньше. Никто не советовал, не рассказывал, как все должно быть. Мы действуем самостоятельно, методом проб и ошибок, прочитав несколько статей в интернете.

«Территория Джа»

 

Андрей Пантелеев сначала собирался снимать фильм про то, как землю атакуют опасные инопланетяне — просто комедию. А потом решил, что делать ее без масштаба и шума нельзя — и принялся искать средства для того, чтобы снять массовые сцены и сделать спецэффекты.

 

Алексей Пантелеев

режиссер

Снять фантастическую комедию я мечтал с детства, но не было под рукой Марса, то есть подходящих декораций. Когда мы нашли место для съемок — его называют «Другая Планета», — решили провести там как можно больше времени, чтобы прочувствовать загадочную атмосферу. Что за место, мы не афишируем — это заповедник, в некоторых источниках говорим «Австралия» и все. В итоге съемки растянулись на три года. Они были тяжелыми, настоящее испытание — условия в глиняной пустыне очень суровы, но у нас была цель.

Изначально фильм не планировался таким масштабным, но мне хотелось любыми способами показать миру новый взгляд на кино. В работе принимали участие только те, кто готов был пойти на риск и отправиться в сотый раз практически на край света. Потом музыкант Александр Лаэртский внес свой вклад, сыграв президента галактики, и мне захотелось расширить звездный состав для того, чтобы привлечь к фильму как можно больше людей. Пригласили Дмитрия Нагиева и его сына Кирилла. Сергей Белоголовцев мой кумир с детства, я мечтал поработать с ним, это было потрясающе. Плюс немного сексуальности и скандала от Елены Берковой и моего учителя Вадима Шлахтера, а потом присоединился еще Дмитрий Пучков, Гоблин.

Спецэффекты не планировались, но ко мне пришел талантливый парень, Евгений Бердюгин, который хотел показать, на что он способен, и мы начали прислушиваться к его советам, даже несколько раз брали его с собой на съемки в пустыню, чтобы он смог подсказать, как лучше снимать сцены для 3D-графики.

О краундфандинге я узнал совсем недавно и сразу решил к  нему обратиться. Заявленная сумма 120000 — это, по идее, копейки и по большому счету просто немного сдвинет процесс. Для завершения хватит, а для продвижения нужно 5 миллионов долларов. Нам краудфандинг интересен был в первую очередь именно как возможность получить обратную реакцию — она всегда всегда дороже денег. Нам важно, что люди поддерживают не только словом. 

Ошибка в тексте
Отправить