400 подвигов Геракла Документальный фильм «Мир Кормана»
Свежий документальный фильм о Роджере Кормане, «Мир Кормана: подвиги голливудского бунтаря» Алекс Стэплтон, — трогательная и ужасно смешная биография главного на свете продюсера B-movies и учителя лучших режиссеров от Копполы до Камерона.
«Мы считаем, что монстр должен убить кого-то в самом начале и потом делать это через определенные интервалы. Первое убийство должно быть довольно шокирующим, остальные, пока мы нагнетаем напряжение, — чуть менее шокирующими. А потом, конечно, кульминация — любые средства хороши, экран заливает кровью». Красивый
Первый документальный фильм про жизнь и карьеру Кормана — с броским подзаголовком «Дикий ангел Голливуда» и, очевидно, уже с замахом на какие-то обобщения — вышел в 1978 году. Его авторы явно поторопились, а режиссер «Мира Кормана» — эффектная брюнетка Алекс Стэплтон — примерно тогда только родилась. «Мир» она снимала на голом энтузиазме, без бюджета, поначалу почти ничего не умея и на ходу учась у собственного персонажа.
По фильмам кормановских студий начиная с середины
Ядерная паранойя
При этом единственный раз, когда политически сознательному Корману захотелось поговорить на те же темы серьезно, — этот момент в фильме Стэплтон освещен достаточно подробно — оказался и чуть ли не единственным его коммерческим провалом: «Незваный гость» о проблемах расовой интеграции на Юге почти его разорил, и Корман навсегда ушел от прямых высказываний.
Отдельный замечательный сюжет — предпринятая им в
Или глава с советской фантастикой, которую Корман покупал, чтобы перемонтировать и выпустить в США (такой была, например, самая первая работа Копполы). Питер Богданович, светясь от восторга, рассказывает, как ему поручили вмонтировать в фильм, ставший «Путешествием на планету доисторических женщин», собственно доисторических женщин, но запретили давать им реплики, чтобы не тратить деньги на звук. Когда оказалось, что молчание выглядит странно, решили, что они общаются друг с другом телепатически. Когда это оказалось еще более странным, не открывающих рты телепаток озвучили голосом за кадром.
Или история о том, как Корман принимал ЛСД, готовясь к фильму «Трип». О том, как из-за мелких разногласий он потерял права на «Беспечного ездока», оказавшегося потом одним из самых прибыльных фильмов в истории. О том, как он предлагал Скорсезе сделать героев «Злых улиц» чернокожими. О том, как все закончилось в середине
Сам он при этом, по многочисленным свидетельствам, любил Бергмана и Антониони — и в
О Кормане говорят начинавшие у него режиссеры — Скорсезе, Богданович, Джонатан Демме, Рон Говард (почему-то он при этом сидит на кладбище), Джо Данте, и актеры — помимо Николсона, Де Ниро, Дэвид Кэррадайн, Пэм Грир, Питер Фонда. Ближе к концу есть мажорная нота — Корману в 2009 году вручают почетный «Оскар» за выслугу лет, и это, как ни странно, единственный момент, когда в фильм прорывается какой-то едва заметный дискомфорт, какое-то скрытое напряжение. В самой ситуации есть нечто искусственное — слишком разные миры соединяются на слишком формальном мероприятии, и трудно отделаться от мысли, что Корман не за тем полвека снимал кино, чтобы Квентин Тарантино похлопал его по плечу.
Но Стэплтон — вообще, надо сказать, мастерски монтирующая — знает, чего хочет, и уже после этого ставит по-настоящему пронзительный эпизод: Джек Николсон в середине какой-то непринципиальной реплики о Кормане вдруг начинает рыдать — натурально, от нежности. И фрагмент из «Высшей школы рок-н-ролла» с участием группы Ramones — единственное, что мешает к нему присоединиться.