перейти на мобильную версию сайта
да
нет

«Великий Гэтсби» Краткий гид по экранизациям романа Фицджеральда

Сегодня в прокат выходит «Великий Гэтсби» База Лурманна. «Афиша» решила изучить предыдущие попытки Голливуда экранизировать главный американский роман XX века.

Архив

«Великий Гэтсби» (1926)

Первая, еще немая, экранизация «Гэтсби», снятая придворным режиссером студии Paramount Гербертом Бреноном на основе бродвейской постановки Джорджа Кьюкора. По отзывам современников, фильм был жалкой попыткой спекуляции на популярности скандального романа — упор сделали на жанровую легковесность и пьяные загулы главных героев. Сними его сам Кьюкор, результат, возможно, не был бы столь плачевным, но тот начал свою кинокарьеру лишь несколькими годами позже. Так ли все было плохо на самом деле, мы вряд ли когда-либо узнаем — фильм вскоре потерялся, ни одной копии до сих пор не было найдено и единственным зримым доказательством его существования остается десятисекундный трейлер. Мнению одного из тогдашних зрителей фильма с некоторой поправкой все же можно доверять — «Гэтсби» 1926 года оказался единственной экранизацией романа, которую смог увидеть сам Фицджеральд. Автор вместе с женой ушли с фильма, не дождавшись финала; Зельда Фицджеральд вскоре написала дочери, что кино было отвратительным, чудовищным и ужасным.

 

«Великий Гэтсби» (1949)

Еще одна провальная попытка экранизации романа, которую тоже долгое время было практически невозможно увидеть. Фильм снят второразрядным режиссером Эллиоттом Наджентом, в главной роли — большая звезда тех лет Алан Лэдд. Следуя духу времени, фильм сильно кренится в сторону нуара: темное прошлое Гэтсби выкладывается на стол в первые же минуты, и именно на нем (и спорном моральном перерождении героя), а не на любовной линии с Дейзи, делается основной акцент. В связи с выбранной эстетикой, а также из-за крайне ограниченного бюджета, книжные сцены бурных вечеринок тоже решили порядком обуздать. Забавно, что изначально фильм должен был снимать режиссер Джон Фэрроу, отец Миа Фэрроу, которая сыграет Дейзи в следующей экранизации «Гэтсби» через 25 лет.

 

«Великий Гэтсби» (1974)

 

Для многих «Гэтсби» 1974 года до сего дня оставался главной экранизацией романа — самой современной, доступной и наиболее близкой к оригиналу, но тоже, к сожалению, провальной. Факт отчасти удивительный, учитывая, что его делала золотая гвардия Нового Голливуда 70-х: Боб Эванс продюсировал, Коппола (заменив планировавшегося изначально Теннесси Уилльямса) написал сценарий, главные роли сыграли Роберт Редфорд, Миа Фэрроу, Брюс Дерн и Карен Блэк. Правда, в Редфорде никогда не было необходимого для Гэтсби декаданса, Коппола впоследствии утверждал, что из его сценария в фильм практически ничего не вошло, а хорошему режиссеру Джеку Клейтону он по сути стоил карьеры. После выхода картины Роджер Эберт написал едкую заметку, в которой выразил всеобщую претензию: для столь верной букве книги экранизации авторы выдающимся образом упустили ее дух и смысл. В итоге «Гэтсби» этого года понравился, кажется, одному лишь Теннесси Уилльямсу, — быть может, он просто был рад, что так и не приложил к нему руку.

 

«Великий Гэтсби» (2000)

 

Снятая в самом начале нулевых режиссером Робертом Марковицем версия романа для кабельного телевидения прошла под радарами, была довольно быстро забыта и редко упоминается в качестве «последней перед лурманновской». «Гэтсби» для «кабельного» вышел довольно воздушным, по тем временам практическим беззвездным (роль Ника, рассказчика, сыграл тогда еще не прославившийся аппатоувскими комедиями Пол Радд) и со всеми привычными изъянами телевизионного кино. Тем не менее для многих поклонников романа, которые фильм видели и помнят, он остается далеко не идеальной, но самый правильной версией книги Фицджеральда.

 

Ошибка в тексте
Отправить