перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Главные кинотенденции сезона Шварценеггер везде, космос возвращается, ведьмы — новые зомби

«Афиша» проанализировала самые ожидаемые фильмы ближайших месяцев — от «Нимфоманки» Ларса фон Триера до «Черепашек-ниндзя» — и выявила основные закономерности мирового кинематографа середины 2010-х годов.

Архив

Арнольд Шварценеггер везде

None

Уходя в политику, Шварценеггер вроде бы не обещал вернуться, однако объемы его присутствия на экранах вскоре сравнятся с серединой 80-х. Неуверенно прощупав почву в прошлогодних «Неудержимых-2», в 2013 году бывший губернатор уже успел спасти Аризону в «Возвращении героя» и скоро удерет из тюрьмы в «Плане побега» (см. «Рабы и пленники»). На следующий год и вовсе запланирована ковровая бомбардировка из третьих «Неудержимых», пятого «Терминатора», нового «Конана» и маячащего на горизонте сиквела «Близнецов». Это все можно было бы списать на ностальгический тренд, не кажись это тоской отдельно взятого человека по самому себе.

Фильмы: «План побега», «Неудержимые-3», «Терминатор-5»

 

Байопики

None

Всегда стойкий поток биографий великих людей в этом сезоне течет с удвоенным напором. Особое внимание — иконам сугубо цифровой эпохи: в ближайшее время выйдут «Джобс» про бывшего главу Apple и «Пятая власть» про Джулиана Ассанжа. Помимо героев традиционной рубрики ЖЗЛ вроде Манделы, принцессы Дианы, первой порнозвезды Линды Лавлейс и вездесущих битников, Голливуд все активнее черпает вдохновение в героях газетных заметок (тут и борец с пиратами в «Капитане Филлипсе» Пола Гринграсса, и биржевые махинаторы из «Волка с Уолл-стрит» Скорсезе). То ли жизнь все интереснее, то ли в Голливуде совсем не осталось сценаристов с оригинальными идеями.

Фильмы: «Джобс», «Диана: История любви», «Пятая власть», «Мандела», «Капитан Филлипс», «Волк с Уолл-стрит», «Убей своих любимых»

 

Ведьмы

None

Вкачав большие бюджеты в зомби и высосав последние соки из вампиров, кинематографисты занялись поисками новой модной нечисти. В предстоящем сезоне ею, судя по всему, окажутся ведьмы и ведьмаки. Испанец Алекс де ла Иглесиа отправляет своих героев в заколдованный город ведьм — Сугаррамурди. Вскоре должен выйти многострадальный «Вий 3D» Олега Степченко, а Сергей Бодров выпустит «Седьмого сына», в котором Джефф Бриджес и Бен Барнс будут бороться с Джулианной Мур в роли колдуньи. В следующем году студия «Дисней» перескажет «Спящую красавицу» от лица ведьмы Малефисенты (Анджелина Джоли), а Вин Дизель сыграет в «Последнем охотнике на ведьм».

Фильмы: «Вий 3D», «Малефисента», «Седьмой сын», «Последний охотник на ведьм», «Ведьмы из Сугаррамурди»

 

Женщины

None

На Каннском фестивале победил фильм, в котором есть все — и любовь, и предательство, и судьба, но нет героя-мужчины (см. «Леа Сейду везде»). И это, конечно, не случайность. Дело не в гомосексуальном лобби (акцентированное, идеологическое гей-кино перестало существовать еще в 2000-х). Женщина, ее фрустрации и сексуальные поиски (самая широкая панорама которых, видимо, будет явлена в «Нимфоманке» Триера) — одна из магистральных тем арт-кино начала десятых. Неслучайно в самом европейском из русских фильмов года, «Интимных местах», женские персонажи очевидно затмевают мужские.

Фильмы: «Страсть», «Жизнь Адель», «Нимфоманка», «Интимные места»

 

Конец медленного арт-кино

None

Горячечный темп жизни и монтажный тур-де-форс 90-х вызвал ответную реакцию: в нулевые, чтобы прослыть радикалом, надо было снимать медленное кино. После каннской победы чемпиона по экранным медитациям Апичатпонга Вирасетакуна вчерашний радикализм окончательно превратился в фестивальное общее место. Одним из первых это понял Цзя Чжанкэ — раньше в его фильмах обездоленные бедняки Нового Китая медленно поглощали на экране лапшу, сегодня они одеваются ярче, двигаются быстрее и часто берут в руки дробовик.

Фильм: «Прикосновение греха»

 

Конец света

None

21.12.12 давно позади, за последнюю пятилетку с миром, казалось бы, окончательно разделались и Роланд Эммерих, и Ларс фон Триер, но на разные лады его будут пытаться уничтожить весь сезон. Сперва об этом пошутят Эдгар Райт в «Армагеддце» и Сет Роген с товарищами в «Конце света 2013». Вскоре подтянутся и более серьезные силы: «Ной» Даррена Аронофски с шестирукими падшими ангелами, «Помпеи» визионера категории «C» Пола У.С.Андерсона (см. «Рабы и пленники»), а также пара инопланетных армий с плохими намерениями.

Фильмы: «Армагеддец», «Конец света 2013: Апокалипсис по-голливудски», «Ной», «Помпеи», «Игра Эндера»

 

Конец ультранасилия

None

Освещенный неоном Райан Гослинг пачкает руки кровью в «Только бог простит» Николаса Виндинга Рефна, Спайк Ли заставляет Джоша Бролина взяться за молоток в ремейке корейского «Олдбоя», а Ким Ки Дук продолжает ранить особо нежные части тела в «Мебиусе». Все трое будто бы потерялись в середине нулевых —  еще недавно бывшее одним из основных приемов артхауса ультранасилие неожиданно становится вопииюще несовременным. О насилии как таковом этого не скажешь (см. «Конец медленного арт-кино») — просто Рефн и Ким не заметили, что оно перестало быть самоцелью.

Фильмы: «Только бог простит», «Олдбой», «Мебиус»

 

Космос возвращается

None

Мечта о космосе осталась в ХХ веке: окончание холодной войны снизило активность на орбите, инопланетяне так и не появились, и после 11 сентября большинство кинематографических катастроф происходили на земле (или совсем уже в выдуманных мирах). Теперь земля наскучила достаточно, чтобы снова взглянуть в пустое небо: один из самых интригующих фильмов осени — «Гравитация» Альфонсо Куарона про двоих астронавтов, потерявшихся в открытом космосе; в ноябре выйдет зомби-хоррор «Последние дни на Марсе», а у сиблингов Вачовски в недоснятом еще «Восходе Юпитера» и вовсе фигурирует Королева Вселенной.

Фильмы: «Гравитация», «Последние дни на Марсе», «Восход Юпитера»

 

Леа Сейду везде

None

Внучка президента кинокомпании Pathé с внешностью вечно простуженной дворовой оторвы претендует на место большой французской звезды, без которой мировой кинематограф никогда не будет полным. Прежде она мелькала у Тарантино в «Бесславных ублюдках», в «Робин Гуде» Ридли Скотта и в парижском кино Вуди Аллена. В мае в Каннах победила «Жизнь Адель» Абдельлатифа Кешиша (см. «Женщины»), где у Сейду роль даже не заглавная, но в ближайшее время она будет везде: в журналах, в рекламе, а также в пяти-шести новых фильмах не последних авторов (в их числе — Уэс Андерсон и Бертран Бонелло).

Фильмы: «Жизнь Адель», «Гранд Централ», «Отель «Гранд Будапешт»

 

Литература в кино

None

Кинематограф бредит литературой: пастиш База Лурманна в разы увеличил продажи Фицджеральда, баталии вокруг «Анны Карениной» Джо Райта не стихали несколько месяцев. Вампиры у Джармуша («Выживут только любовники») цитируют Шекспира. Клер Дени в «Славных ублюдках» намекает на «Святилище» Фолкнера. Джесси Айзенберг и Миа Васиковска разыгрывают повесть Достоевского в «Двойнике», комедии из современной жизни. Герою следует быть если не лузером (см. «Лузер среднего возраста»), то литератором («Малавита» Бессона, «Август» с Мерил Стрип и МакГрегором, «Великая красота» Паоло Соррентино и так далее). Плюс — очередная «Ромео и Джульетта» и несколько неочевидных экранизаций («Невероятная жизнь Уолтера Митти», «Книжный вор»).

Фильмы: «Выживут только любовники», «Сэлинджер», «Гольциус и Пеликанья компания», «Ильфипетров», «Малавита», «Великая красота», «Ромео и Джульетта», «Славные ублюдки», «Двойник», «Книжный вор», «Август», «Невидимая женщина», «Невероятная жизнь Уолтера Митти».

 

Лузер среднего возраста

None

Спайк Джонзи снял кино про усатого Хоакина Феникса, влюбленного в операционную систему («Она»), и в этом мало удивительного. Другое дело — братья Коэн и Ной Баумбах, саркастические инди-умники, вдруг сделавшие самые нежные свои фильмы. Первые — про барда-неудачника, живущего за счет друзей в Гринвич-Виллидже 60-х («Внутри Льюина Дэвиса»), второй — про двадцатисемилетнюю хипстершу, которой уже пора бы чем-то заняться в жизни, да все никак («Милая Фрэнсис»). В этой лирической категории и «Географ глобус пропил» с Константином Хабенским про несчастного (но по-своему счастливого) пермского учителя. В трагическом ключе тему фрустрации мужчины среднего возраста выставил разве что Константин Лопушанский со своей «Ролью»: уставший от собственных успехов актер (Максим Суханов) решил в реальной жизни примерить на себя роль убитого красного командира — не в лучший момент.

Фильмы: «Она», «Внутри Льюина Дэвиса», «Милая Фрэнсис», «Географ глобус пропил», «Небраска», «Роль»

 

Надоевшие франшизы

None

Блокбастеры с неприличными порядковыми номерами никуда не деваются, но мечтать о новых «Трансформерах» все сложнее. В течение года выйдет как минимум десяток продолжений, в половине случаев — про супергероев. Ирония не изменяет только создателям «Железного человека»: на май вместо очередной серии франшизы назначена премьера комедии Джона Фавро «Шеф-повар», в которой его актеры из фильма-комикса, Скарлетт Йоханссон и Роберт Дауни-мл., появятся в совершенно других амплуа.

Фильмы: «Тор-2: Царство тьмы», «Люди Икс: Дни минувшего будущего», «Первый мститель: Другая война», «Хоббит: Пустошь Смауга», «Голодные игры: И вспыхнет пламя»

 

Ностальгия по 90-м

None

Замена доживающим последние годы франшизам (см. «Надоевшие франшизы») — спекуляции на ностальгии подростков из 90-х. В следующем году продюсерское чутье Майкла Бэя вернет на экраны черепашек-ниндзя (Эйприл О’Нил, конечно же, сыграет Меган Фокс). Голливуд во второй раз попытает удачу с «Годзиллой», а также попытается починить «Робокопа». В Британии тем временем вспомнили про писателя Ирвина Уэлша (еще одного героя 90-х) и экранизировали его роман «Грязь» с Джеймсом МакЭвоем и в стилистике раннего Дэнни Бойла.

Фильмы: «Черепашки-ниндзя», «Годзилла», «Робокоп», «Грязь»

 

Обыденная нечисть

None

Пока индустриальное кино ищет, из какой бы еще карнавальной бесовщины выжать кассу (см. «Ведьмы»), кино авторское помещает разнообразную нечисть на лужайки буржуазных домов и в ночные клубы мегаполисов. Обыденное зло — инфернальные существа, выглядящие, как ты да я, — появляется у Джармуша под видом пары меланхоличных вампиров, летающих бизнес-классом; у Алекса ван Вармердама компания суккубов и инкубов в партикулярном платье под видом садовников и слуг разрушают жизнь буржуазной семьи; у Джонатана Глейзера в фильме «Побудь в моей шкуре» инопланетная тварь (см. «Пришельцы») подбирает с дороги ни о чем не подозревающих автостопщиков и отправляет их на родную планету в качестве деликатеса — зло намного ближе, чем кажется.

Фильмы: «Выживут только любовники», «Возмутитель спокойствия», «Побудь в моей шкуре»

 

Подростки

None

Если оставить за скобками закономерное продолжение «Голодных игр» (см. «Надоевшие франшизы»), подростки в этом сезоне, помимо прочего, будут спасать мир от пришельцев («Игра Эндера»), бегать от монстров по огражденной территории (в экранизации очередной подростковой фантастики «Бегущий в лабиринте»), впервые окажутся в большом мире («Молодой и удивительный Спивет» Жана-Пьера Жене), попадут под суд за несовершенное убийство («Узел дьявола» Атома Эгояна) и в итоге окажутся одержимыми темными силами («Телекинез»). Плюс — Лукас Мудиссон экранизировал комикс своей жены про трех тринадцатилетних девочек из 80-х, решивших собрать панк-группу («Мы лучше всех»).

Фильмы: «Телекинез», «Игра Эндера», «Бегущий в лабиринте», «Молодой и удивительный Спивет», «Узел дьявола», «Мы лучше всех»

 

Пришельцы

None

С долгожданным продолжением «Дня независимости» Роланд Эммерих будет возиться еще пару лет, но и без него пришельцы Землю в покое не оставят. С «Игрой Эндера» ситуация двоякая: с одной стороны, это экранизация важнейшего сай-фая про битву детей с инопланетными захватчиками (см. «Подростки», «Конец света»); с другой, автор романа — гомофоб, поэтому часть либеральной общественности призывает его бойкотировать. Том Круз тем временем окажется в своеобразном «Дне сурка» и будет вынужден заново проживать один день, постепенно обучаясь убивать пришельцев («На краю будущего»). Клипмейкер Джонатан Глейзер же вернется в большую режиссуру с фильмом про Скарлетт Йоханссон-инопланетянку («Побудь в моей шкуре», см. «Обыденная нечисть»).

Фильмы: «Игра Эндера», «На краю будущего», «Армагеддец», «Побудь в моей шкуре»

 

Рабы и пленники

None

Высказавшись о рабстве в «Джанго освобожденном», Тарантино, как оказалось, тему не закрыл, а открыл. Британский художник-режиссер Стив МакКуин, не первый раз снимающий о телесной и душевной несвободе («Голод», «Стыд»), расскажет историю чернокожего скрипача, похищенного и проданного в рабство на 12 лет, — судя по всему, со свойственным ему надрывом и без тени иронии. Пол У.С.Андерсон сделает рабом главного героя своего, как подсказывает чутье, бесстыжего эпика про последние дни Помпеи (см. «Конец света»). Уже за вполне конкретные грехи взаперти просидит не раб, но тоже пленник Джош Бролин в «Олдбое» Спайка Ли, а Шварценеггер и Сталлоне на пару сбегут из экспериментальной тюрьмы в «Плане побега».

Фильмы: «Двенадцать лет в рабстве», «Помпеи», «Олдбой», «План побега», «Из пекла»

 

Режиссерские дебюты модных актеров

None

Хипстерские звезды подросли и устали от вечного «ты просто ходи-ходи». Скоро мы оценим первые режиссерские работы Джозефа Гордон-Левитта («Страсти Дон Жуана» — про конкуренцию между Скарлетт Йоханссон и порно), Райана Гослинга («Как поймать монстра» — про подводный город), Скарлетт же Йоханссон («Летний круиз»по Трумену Капоте), Эллен Пейдж («Мисс Стивенс» — про учительницу). Также в режиссуре дебютируют не такие модные, но не забытые Кеану Ривз («Мастер тайцзи») и Джейсон Бейтман («Плохие слова»). У нас полный метр снял актер, по-своему не менее популярный, чем Райан Гослинг, — Дмитрий Дюжев.

Фильмы: «Страсти Дон Жуана», «Как поймать монстра», «Летний круиз», «Мисс Стивенс», «Мастер тайцзи», «Плохие слова», «Чемпионы»

 

Русская экспансия

None

В этом году русские будут заметны скорее за пределами России. Сергей Бодров снял высокобюджетное фэнтези «Седьмой сын» (см. «Ведьмы»). Актер Григорий Добрыгин сыграл в экранизации Джона ле Карре у Корбейна и в «Черном море» Кевина МакДональда (где, судя по сообщению в фейсбуке, разбил губу Джуду Лоу). Режиссер Попогребский работает над международным проектом «Пропавшие комнаты» с Полом Беттани. Роднянский спродюсировал сиквелы «Мачете» и «Города грехов», и даже «Сталинград» Бондарчука и того же Роднянского метит на Запад (большая презентация прошла летом на Comic-Con).

Фильмы: «Седьмой сын», «Мачете убивает», «Город грехов-2», «Сталинград»

 

Русское кино в жопе, только Федя Бондарчук молодец

None

Балабанов умер, Михалков все безумнее, Хлебников недавно выпустил два фильма и нескоро снимет новый. Из программы «Кинотавра» зрителям стоит показывать два фильма — «Интимные места» и «Географ глобус пропил» (оба выйдут осенью). Все самое энергичное пытается окопаться на Западе (см. «Русская экспансия»). Посреди выжженной пустыни зрительских ожиданий возвышаются только руины «Сталинграда» — больше в ближайшие месяцы на русском языке ждать нечего.

Фильм: «Сталинград»

 

Старики не сдаются

None

Поголовно разменявшие седьмой десяток бойцы Нового Голливуда снимают кино, которое хочется хвалить не только из вежливости. Де Пальма в «Страсти» окончательно рехнулся, но сделал это с завидной самоуверенностью. Мартин Скорсезе, по-видимому, снял самое лихое кино за последний десяток лет, а Вуди Аллен вдруг сделал великий фильм про женщин. Роман Поланский, кажется, боится выходить из квартиры, но война полов — его конек, отсюда и «Венера в мехах», снятая как будто бы мастером в расцвете сил. Опасения вызывают Терри Гиллиам и Ридли Скотт, но хочется рассчитывать и на них.

Фильмы: «Страсть», «Голубоглазая Жасмин», «Волк с Уолл-стрит», «Венера в мехах», «Теорема Зеро», «Посредник»

 

Старость

None

Пожилым актерам тоже надо где-то играть, их поклонники пока не собираются ложиться в гроб. Отсюда — комедии с шестидесятилетним Пирсом Броснаном («Удар любви»), семидесятилетними Де Ниро и Майклом Дугласом («Последний мальчишник в Вегасе») и десяток фильмов со Шварценеггером (см. «Арнольд Шварценеггер везде»). Арт-кино понимает тему по-своему: Ари Фольман снял жутковатый анимационный «Конгресс» про стареющую актрису, а канадский провокатор Брюс Ла Брюс — фильм «Геронтофилия», в котором молодой человек устраивается на работу в дом престарелых по зову души и тела.

Фильмы: «Удар любви», «Побег из тюрьмы», «Последний мальчишник в Вегасе», «Геронтофилия», «Конгресс»

 

Хлоя Морец везде

Не самая большая актриса и не главная молодая красавица Голливуда Морец благодаря харизме и уникальной способности строить одновременно потерянное и надменное лицо и так появляется в каждом втором фильме, а в ближайшее время будет появляться еще чаще. Помимо возвращение к принесшей ей славу роли Убивашки в «Пипце 2» и ремейке «Кэрри» у нее в планах комедия с Кирой Найтли, боевик с Дензелом Вашингтоном и основной выход в новом фильме Оливье Асайяся на пару с Жюльет Бинош.

Фильмы: «Пипец 2», «Телекинез», «Зильс-Мария», «Уравнитель», «Маленькая большая девочка»

Теги
Ошибка в тексте
Отправить