10 шагов к мировому господству
На Московской биеннале современного искусства целых три спецпроекта китайского происхождения. Самый крупный носит многообещающее название «Мы — ваше будущее». То, что для России выглядит смелым преувеличением, на западном арт-рынке уже реальность: китайское искусство покоряет арт-ярмарки, штурмует аукционы и берет в осаду музеи современного искусства. Анастасия Митюшина составила подробный отчет, как китайское искусство завоевывало мир, почему лейбл Made in China срывает банк на международном арт-рынке, а за успехами 2007 года грядут еще более впечатляющие.
10 Выставка на заборе (1979)
Точка отсчета современного искусства в Китае — выставка объединения молодых художников «Звезды»: работы были вывешены на заборе рядом с пекинской Национальной галереей. Как и советские нонконформисты, молодые китайцы разделывались с эстетикой соцреализма: например, Ван Кепин выставил деревянную скульптуру Мао, один глаз которого был прикрыт, — на тот момент это была неслыханная дерзость. Одна из главных звезд того времени — художник, архитектор и куратор Ай Вэйвэй. В 1981 году он эмигрировал в США, а по возвращении в 1993-м был принят как крестный отец местной арт-сцены. Ломать железный занавес, как и в случае с СССР, китайцам помогал американский классик Роберт Раушенберг: его приезд в 1985-м был воспринят — как у нас сегодня приезд Мадонны.
9 Инсталляция из двух пуль (1989)
В 1989-м китайский авангард показывали уже в Национальной галерее в Пекине. Желавших участвовать было так много, что выставка «Китай/Авангард» стихийно вылилась за пределы музейных стен в прилегающий сад. После того как художница Сяо Лу завершила инсталляцию двумя пистолетными выстрелами, выставку закрыли. А потом студенческую демонстрацию на площади Тяньаньмэнь раздавили танками. В итоге многие артистические объединения развалились, одни художники эмигрировали, другие ушли в подполье. В атмосфере всеобщей озлобленности появился циничный реализм — нечто вроде нашего соц-арта, только гораздо злее. Его типичные представители — Фан Лицзюнь и Юэ Миньцзюнь; сегодня они больше смеются, чем ехидничают, и смеются не только над соцреализмом, но и над классикой — от Вермеера до Мане.
8 Золотой лев (1999)
Первый китайский десант на мировую арт-сцену организовал любознательный французский куратор Жан-Юбер Мартен. В 1989 году он привез из путешествия по Китаю грандиозную выставку «Magiciens de la terre» в Центр Жоржа Помпиду. Но настоящее внедрение китайцев в западный художественный мир началось благодаря куратору Харальду Зееману, выставившему 16 китайских художников в основном проекте Венецианской биеннале 1999 года. Один из них, Цай Гуйцян, получил высшую награду биеннале — «Золотого льва»: на производство его инсталляции «Двор для венецианской коллекции из отрабатывающих ренту» ушло 60 тонн глины. Сейчас Цай Гуйцян живет в Нью-Йорке, продолжая делать специфически китайское искусство — вроде картин из пороха.
7 Шанхайская биеннале (2000)
«Заимствуй чужое — моделируй свое»: руководствуясь этим принципом, Китай достиг невероятных экономических успехов. По тем же соображениям в Китае появились свои Биеннале современного искусства. Старейшая из них — Шанхайская, стартовавшая в 1996 году. Две первые можно не брать в расчет: фокусировались они целиком на традиционных видах искусства и исключительно с китайскими участниками. В 2000-м подход организаторов радикально меняется: Шанхайская биеннале начинает работать как форпост всего азиатского региона в его прорыве на Запад: привлекаются художники и кураторы со всего мира, а ограничения по жанрам сняты.
6 Christie’s и Sotheby’s (2004)
Аукционные дома присматривались к китайскому рынку с 1994 года, но только в конце 2004-го, спустя 3 года после вступления в ВТО, Китай дал добро на проведение аукционов на своей территории. В 2004 году выручка Christie’s и Sotheby’s от продажи современного азиатского искусства составила 22 миллиона долларов, итог 2006-го — 190 миллионов. Работа художника Лю Сяодуна была продана за 2,7 миллиона долларов, став самым дорогим произведением китайского современного искусства, когда-либо продававшимся на аукционе, — и поставив Сяодуна в один ряд с Дэмиеном Херстом и Джеффом Кунсом, самыми дорогими художниками из ныне живущих. Второй по стоимости автор — Чжан Сяоган, стилизующий живописные портреты под фото времен «культурной революции»; его последний рекорд — 2,3 миллиона долларов.
5 Джентрификация (2000–2007)
Активная джентрификация — освоение людьми искусства пустующих промзон — началась в Китае в 2000 году при мощной господдержке. В результате самым мощным арт-пространством Пекина оказался район бывшего военного предприятия по производству электроники Дашанци на северо-востоке города, или просто завод 798. Завод был построен в 1957 году немецким архитектором баухаузовского толка, теперь он превращен в многофункциональный культурный центр, куда только на первый вернисаж пришли 1000 человек. Кстати, строительство завода осуществлялось в рамках реализации «Плана социалистической стандартизации» между СССР и КНР — так что можно сказать, что бумом современного искусства китайцы отчасти обязаны и нам.
4 Павильон в Венеции (2005)
В 2005 году Китай получает свой павильон на старейшей и самой престижной биеннале современного искусства — Венецианской. Как и 6 лет назад, главный герой китайской Венеции — Цай Гуйцян, на этот раз он выступает в качестве куратора. Шесть авторов не ограничились предложенными им площадями — бывшими подсобными помещениями внутри Арсенала. Часть их работ располагалась в прилегающих садах, где была выстроена архитектурная конструкция из бамбука. Там же экспонировалась работа «Фэн-шуй для Венеции»: характер павильона каждой страны в ней расписан во вполне мягких тонах, но их общая конфигурация отвергнута как непригодная, и роль стабилизатора этого диссонанса берет на себя китайский павильон.
3 Китайцы для Саатчи (2007)
Чарлз Саатчи — это скандально известный лондонский коллекционер, владелец галереи Saatchi и совладелец пиар-агентства, сделавшего Маргарет Тэтчер премьер-министром Великобритании. Феноменальный успех молодых британских художников во главе с Дэмиеном Херстом — тоже его рук дело. Осенью 2006 года Саатчи, по решению суда лишившийся своей прежней выставочной площадки и ожидающий завершения строительства новой, в интервью The Guardian признался, что хотя китайцы для него, пожалуй, слишком китчевые и для поездок в Китай он довольно ленив, ему удалось отыскать 6 художников, чьи работы он считает достойными. В том же интервью Саатчи заметил, что идея открыть новую площадку в июне 2007-го выставкой китайского искусства ему очень даже симпатична.
2 Мы — ваше будущее (2007)
Так называется выставка нового китайского и латиноамериканского искусства, которую привозит на Московскую биеннале галерист из Нью-Йорка Итан Коэн. Он не единственный галерист, выбравший себе восточный профиль: судя по росту числа галерей подобного типа в Европе и Америке, работа с китайским искусством весьма ликвидна. Оперативность и мегапроизводительность лейбла Made in China даже настораживает; теперь уже вопрос в том, устоит ли мировой рынок современного искусства перед таким напором или оправдаются страшные пророчества: как признавалась член группы АЕС+Ф Татьяна Арзамасова, «я вот немного побаиваюсь в Китае активно выставляться, хотя и зовут… все представляю, как я в Москве в переходе за угол заворачиваю, а там мои скульптуры маленькие по 30 рублей продают».
1 Китайская силовая установка (2007)
Теперь уже непонятно: то ли Китай становится частью мирового арт-рынка, то ли мировой арт-рынок — частью китайского. Процесс идет лавинообразно. В 2007-м в Пекине открылся офис крупного лондонского журнала ArtReview. Самая влиятельная и одна из старейших публичных галерей Лондона — Serpentine открыла в октябре 2006 года крупномасштабную выставку «Chinese Power Station» в помещении лондонской электростанции Баттерси. В последующие 3 года выставка проедет из Лондона через Осло в Пекин, попутно трансформируясь вместе с самим китайским искусством. А Центр Помпиду, отпраздновавший в январе 2007 года свое 30-летие, собирается открыть свой первый за пределами Франции филиал — разумеется, в Шанхае.