Органы власти
В галерее «Триумф» 11 декабря откроется выставка братьев Чепмен, британских радикальных художников, предпочитающих скульптуры голых детей с гениталиями вместо носа. «Афиша» поговорила с одним из братьев — Джейком Чепменом
— Когда я думаю о Британии, первым делом на ум приходят панки, Sex Pistols, бешеные футбольные фанаты. Вы очень органично вписываетесь в этот ряд. Против чего протестуете, чего скандалите?
— Вообще, я не соотношу себя с британской культурой. Меня всякие рациональные определения Британии не касаются. Британия — это такая большая лужа говна, где легко можно захотеть и быть не британцем, а кем-то еще. Что же касается Sex Pistols — это поколение 70-х, я на этом рос. Оно меня восхищало, всякие маргинальные течения, где люди впервые смогли задаться вопросами о мире, политике и нации.
— В Москве я видела ваш проект лишь однажды — в Галерее Гари Татинцяна.
— Какой?
— Это была выставка о шахматах, и там была и ваша доска.
— Моя? Не может быть. Ничего об этом не знаю. Я впервые буду здесь выставляться в «Триумфе».
— Странно, но, как бы там ни было, у вас первая персональная выставка в России, и вы выбрали закрытую галерею. Вы об этом знаете? Понимаете, что ваше искусство почти никто не увидит?
— Я не знал. Да, вообще-то, я и не выбирал. Просто шел мимо, увидел красивый особнячок и звонок и позвонил. Если вы мне сейчас еще что-нибудь эдакое про них расскажете, может, я и не стану тут выставляться. Вообще, они тут все милые ребята, и мне здесь нравится. Для меня публика — это всего 4 человека, среди них моя мама и мой папа. Остальное неважно. В этой галерее мне особенно импонирует бар, это для меня главное. Я же не пойду на собственную выставку, даже в зал не войду. А зачем? А вот бар — это да, место для меня очень важное.
— Говорят, специально для Москвы вы создали живописный проект. Я никогда не видела вашей живописи, какая она?
— Я и сам никогда не видел. Это первый опыт. В Лондоне у нас есть специальные маленькие гномики, очень маленькие, их очень много, они для нас рисуют. Это наши подмастерья. Они встают друг другу на плечи, ставят маленькие бамбуковые лестницы, карабкаются по холсту. Иногда они падают с лесенок и ломают конечности, им приходится накладывать маленькие гипсики. Это грустно, но очень здорово, потому что в искусстве должен быть надрыв, должна быть драма. Пусть лучше гномики рисуют, чем мы с Диносом, у них драма есть, оттого лучше получается. Иногда мы их даже кормим.
— Вы употребляете психотропные вещества?
— Нет! Нет! Нет! У нас просто нет ничего такого. Ну или я об этом ничего не знаю. Может, у вас есть? Дадите попробовать? Хотя нет! Нет!
Братья Джейк и Динос Чепмены начинали как участники группы «Молодые британские художники», затем отделились и придумали собственный эпатажный творческий прием — пластиковые скульптурные композиции (часто детей) с гениталиями вместо ртов, ушей и носов
— Вы с Диносом работаете вместе, какое у вас разделение обязанностей?
— Итак, я прихожу по понедельникам, а Динос приходит по вторникам, я прихожу в среду, а Динос — в четверг, потом я в пятницу, а он в субботу, я в воскресенье, а он в понедельник, я во вторник, а он в среду. Достаточно понятно?
— Получается, что вы не встречаетесь. Как же вы общаетесь, через гномиков?
— Нет! Через маму. По понедельникам я прихожу и выкладываюсь полностью, делаю все, что могу, а во вторник Динос все меняет. Я прихожу в среду, звоню маме и плачу: «Мами, Динос нарисовал на моей картине какую-то фигню, зачем же он это сделал?! Я хотел на этой неделе нарисовать пенис, а он все испортил». Мама говорит: «А ты нарисуй там небольшую вагину». — «Спасибо, мама».
— То есть идеи пририсовывать и приделывать пенисы, вагины и анальные отверстия исходят от вашей мамы?
— Безусловно, просто у нее есть и первое, и второе, и третье. Она гермафродит, поэтому знает, о чем говорит, понимаете ли, хорошо в этом разбирается. Однажды в Лондоне один таблоид у меня брал интервью, где меня спросили: правда ли, что моя мама иностранка? Иностранка в Британии — мерзкий и чужой человек. «Вы говорите о моей маме с таким пренебрежением, — возмутились мы. — Произносите, что она иностранка, так, будто она приплыла на банановой лодке. И вы угадали. Это правда. Когда-то именно на банановой лодке она попала в Англию». Мама — постоянный источник вдохновения.
— Что на картинах для Москвы?
— Дайте-ка подумать. Немного воды, пена для бритья, может, какая-то женщина. Хотя нет, я просто еще не знаю. Мы еще над этим работаем. Какой сегодня день недели? Видите, я один здесь, потому что в этот день Динос над картинами работает. Откуда же мне знать, что там выходит. Он мне звонит и спрашивает: «Ну что, идеи есть?» — «Нет!» — «Ну и ладно, сам придумаю».
— Кроме картин вы везете к нам знаменитую инсталляцию «Ад», но почему-то неполную. Не получилось вывезти всю?
— А зачем? Рисунки и фигурки мы привезем. А свастика вам не нужна. Мы же художники и не любим повторяться, а свастику, если помните, к вам привозить уже и без нас пробовали.