«Чего тут делать нам, якутам?» Режиссер «Вольных боотуров» — о том, почему он не хочет покорять Москву
В субботу 24 ноября в московском Гостином Дворе в рамках Дней Республики Саха будут показывать то самое якутское кино, о котором сейчас столько разговоров. С 27 ноября аналогичные мероприятия пройдут в Петербурге. «Афиша» поговорила с Дмитрием Шадриным, одним из режиссеров входящей в программу показов комедии «Вольные боотуры». Критики называют ее якутским аналогом «Монти Пайтона».
— Вы же актеры изначально все — работаете в «Саха-театре». Расскажи, как получилось, что вы кино снимать начали.
— Стало просто нам ясно в определенный момент, что если мы сами себя не снимем, то кто еще? Пришлось учиться…
— То есть ты за этим поехал во ВГИК, на продюсерский факультет поступать?
— Ну… Наверное, вообще мы всегда очень хорошо знаем, чего хотим. И планируем надолго — правда, потом, конечно, все получается по-другому. Но да, я ехал в Москву с четким пониманием, что хочу научиться тому, тому и этому, чтобы снять такое и такое кино. Здесь как раз все получилось ровно так, как я хотел, круто.
— При этом у тебя уже был актерский диплом, тоже московский. Почему в Москве не остался-то?
— Ну как — а язык? Мы же изначально вообще учились играть не на русском, а на якутском. Это был такой набор целевой. Сейчас, дай вспомню… Да, в 1955, 1967, 1974, 1985 годах такие наборы были. Раз в двадцать лет, считай. И вот нам повезло — мы как раз на очередной, единственный, попали. Так что не. Мы даже не собирались в Москве оставаться, чего тут делать нам, якутам?
— Кстати, ты лукавил про то, что якутов никто не снимает, — вас же Андрей Прошкин в «Орде» снимал. И потом очень хвалил.
— Ну это же другое — нам хотелось не в толпе бегать, а самим играть большие роли. У себя к тому же, никуда не уезжая.
«Мы даже не собирались в Москве оставаться, чего тут делать нам, якутам?»
— А как кино-то для вас началось?
— Ну мы с Лешей Егоровым (он сыграл одну из ролей в «Вольных боотурах». — Прим. ред.) просто в определенный момент решили параллельно с работой в театре устраивать такие концерты, да? Типа стендап-комеди. Выходили, показывали сценки, все смеялись. И вот использовали там видео — почему-то решили, что нам такое надо. Сняли один из номеров на камеру, а не разыграли на сцене. Получилось смешно, мы подумали: ну вот есть же «Городок», мы что, хуже, что ли? Мы тоже типа «Городок». Сняли еще таких сценок комических, типа экранизации анекдотов, только мы их сами придумали. И отнесли на республиканский канал наш якутский. Получились скетчи, каждый по 13 минут. И они шли себе, их смотрели вроде даже, рейтинги всякие были. И вот мы сняли очередной такой ролик и подумали — ну почему бы и нет? И сказали в конце: это все, больше выпусков не будет, на продолжение идите в кино. На нас все как на идиотов смотрели: какое кино, вы чего? Сидите дальше в телевизоре — там же нормально!
— А что за фильм в итоге вышел-то?
— Ну мы думали долго — про что людям интересно смотреть будет? И решили — во, про армию! И сняли комедию про армию, про срочную службу. Договорились с одним кинотеатром, что будем показывать его в маленьком зале таком, цифровом, — пока будет заполняемость зала больше тридцати процентов. Думали: неделю продержимся — повезет. А в итоге фильм шел два месяца — в мае премьера была, в июле его сняли. Мы такие сразу воодушевились, что у нас все здорово получается, и быстренько сняли еще комедию. Только там мы сгорели реально.
— Никто смотреть не пошел?
— Не, ну… Короче, мы всех позвали на премьеру, а там технические… Ну как бы сказать помягче, ошибки, в общем, были. И нам стало так стыдно за них, что просто отменили премьеру. И поняли, что многого еще слишком не умеем. А чтобы те, кто тогда пришел, не расстраивались, пообещали показать новый фильм совсем скоро.
— То есть «Боотуров»?
— Ага.
«Актеров никто не бьет и не ругает за то, что они опаздывают — ну опоздал и опоздал»
— «Вольные боотуры» это же такой «Монти Пайтон», смешная комедия по мотивам эпоса. Вы ее почему такой решили сделать?
— А тогда же как раз вышли все эти «Монголы», «Чингисханы» и так далее. Ну и мы решили тоже что-то туда вложить, в тему эту. И снять историческую комедию, эпос, про героев всяких. Тоже такой, в общем, «Монгол» получился. Но тут у нас, кстати, все очень быстро менялось: мы вообще все по-другому собирались делать. И переписывали сюжет уже по ходу дела. Был у нас такой старик по соседству с местом, где снимали, — и мы решили вставную новеллу сделать: что всю эту историю про боотуров рассказывает современным молодым людям хранитель. А сейчас мы их будем переснимать уже по-другому!
— Это как?
— Ну уже с большим бюджетом, с бурятскими, казахскими парнями скооперируемся.
— Кстати, про большие бюджеты — вы же теперь уже не на свои деньги буквально все снимаете, вам какие-то гранты перепадают. Вам это точно нужно?
— Ну снимать на свои — это, конечно, круто. И просто — никаких обязательств, просто собрались, по-дружески все сделали, пригласили повара на площадку, чтобы кормил. Актеров никто не бьет и не ругает за то, что они опаздывают, — ну опоздал и опоздал. Но как бы сказать… Вот сначала снимали без крана — потом кран стал нужен. Сначала записывали звук напрямую — потом озвучки захотелось.
— Аппетиты растут?
— Да не, это не аппетит. Это другое что-то. Просто учишься-учишься и понимаешь, что не можешь без этого, без того. И приходится расширяться.
— А куда расширяться-то? Москву захватывать? Вообще какие у вас амбиции?
— Не, ну зачем нам Москва, тут своих хватает. Мы вот сейчас поняли, что в Якутии мы уже всех, кого могли, захватили. Больше публики в залах мы не соберем, только меньше. Так что будем теперь на Туву работать, на Казахстан. А Москва, Питер, Ярославль там… Зачем? Нам тут хорошо самим.