перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Гид: фестиваль рисованных историй «Бумфест»

До 20 октября

Архив

Классические комиксы Финляндии
Туве Янссон и др.
В прошлом году фестиваль ­органи­зовал собственное микроиздательство. Которое, правда, пока выпустило только пару тоненьких книжек с крошечными тиражами. Выстав­ка в отеле Helvetia — своеобразный анонс первого серьезного издательского проекта, переводов классики финского комикса. Для антологии — и для выставки — отобрали работы шести важнейших финнов. Вроде Олы Фогельберга, чей персонаж Пекка Пуупя, Пекка Деревянная Башка, неудачник, попадающий из одной передряги в другую, стал символом главной финской премии в области рисованных историй. Или вроде ранних волшебных работ Туве Янссон — тех, что были до муми-троллей.

«Фотограф» (Франция)
Комикс по мотивам одного известного фоторепортажа
В 1986 году «Врачи без границ» организовали подпольную миссию в Афганистане для помощи мирным жителям. Фармацевт по образованию Дидье Лефевр, в то время — штатный фотограф организации, оказался в числе тех, кто на ослах и лошадях незаконно пересек афгано-пакистанскую границу. Так появилась серия снимков, сначала опубликованных в прессе, а в конце 90-х ставших основой для совместной книги, графического романа Лефевра и Эмманюэля Гибера, собственно графика. Гибер дотошно нарисовал и пересказал в подписях все, что не попало в объектив Лефевра. Все, что попало, — пустили фотографическими вставками.

«Босоногий Гэн» (Япония)
Манга про бомбардировку Хиросимы
Кэйдзи Накадзава ребенком пережил бомбежку Хиросимы, а в 1973 году решил пересказать собственную историю в жанре манга. У нас история мальчика по имени Гэн хорошо известна — благодаря снятому по комиксу Накадзавы многосерийному мультфильму, который в конце 80-х прошел по центральному телевидению. Отнюдь не предназначенный для детей, мультфильм по недомыслию телевизионщиков показывали в утреннее время, что служило причиной многих детских слез и ­ча­стого смятения мам, которым пришлось отвечать на трудные вопросы: почему дождь черный и что это за болезнь, от которой выпадают все волосы.

Stripburger (Словения)
Сборно-разборный комикс-конструктор
Metelkova Mesto — некогда захваченные студентами пустующие склады в центре Любляны. Сквот и почти 20 маленьких клубов и баров, куда полиция заглядывать не решается — ввиду двух сотен молодых людей непонятного настроения, которые, никого не стесняясь, курят марихуану и много лет украшают стены своего прибежища грандиозной мозаикой на патриотическую тему. Кроме прочего там расположилась и редак­ция важнейшего журнала комиксов в Восточной Европе — Stripburger. На фестиваль стрипбургеры привозят некий интерактивный проект — «портативный многофункциональный настольный комикс-пазл из полосок».

Джо Сакко (США)
Рисованные репортажи из сектора Газа
Джо Сакко — мальтийский журналист, живущий в Америке, уже давно отказался от текста как способа пе­редачи информации. Несмотря на острые общественно-политические сюжеты (за последние 20 лет Сакко побывал, кажется, во всех основных горячих точках), репортажи он предпочитает оформлять в виде комиксов. В начале 90-х Сакко два месяца провел в секторе Газа в Израиле, после чего скрупулезно отчитался о поездке в девяти рисованных историях — впервые опубликованных в 1993 году, а в начале 2000-х переизданных отдельной книгой «Палестина», не потерявшей за это время, к сожалению, своей актуальности.

Николай Маслов (Россия)
Ужасы тоталитаризма — с иллюстрациями
Мрачнейший комикс «Сибирь», ­нарисованный обыкновенным карандашом, несколько лет назад наделал много шума во Франции, после чего жизнь 56-летнего охранника из Москвы Николая Маслова резко переменилась. Теперь он посещает книжные фестивали и продолжает пугать впечатлительных французов жутковатыми историями о советских стройках, армии и психиатрических больницах. На родине он практически неизвестен, а выставка в Музее Набокова вообще для него первая в России.

Полина Петрушина (Россия–Франция)
Победитель прошлогоднего «Бумфеста»
В семь лет москвичка Полина Петрушина переехала с родителями во Францию — где теперь учится в Школе декоративного искусства в Страсбурге. В прошлом году ее монохромный комикс про загадочного кота и призрачный город получил гран-при в конкурсной программе «Бумфеста» — благодаря чему теперь Петрушина открывает свою персональную выставку. Кроме рисунков покажут объект-платье, украшенное принтами-комиксами, созданное не без помощи мамы-модельера, но строго по рисункам Полины.

Катья Тукиайнен (Финляндия)
Обаятельные финские сказки
Катья Тукиайнен — вполне состояв­шийся художник-иллюстратор, не растерявший, впрочем, чисто девичьей нежности. Рисует наивные трогательные сюжетцы, меланхоличные, но оттого еще более привлекательные, которые почти полностью описываются названиями — «Идеальная девушка», «Сладкий хлеб», «Индийская почта» или «Дневник ухода за ребенком». Серию про приключение девушки в волшебном березовом лесу Катья везет фрагментарно, остальное дорисует прямо на стенах — а зрителям намерена позволить свою историю продолжать.

Эдик Катыхин (Россия)
Наш ответ Гари Бейсмену
В середине 90-х Катыхин окончил Харьковский художественно-промышленный институт, оказался в Москве, работал журнальным иллюстратором, участвовал в выстав­ках этого жанра, а вместе с Артемием Лебедевым выпустил три славные детские книжки — про губную помаду, ножницы и мобильный телефон. Бесконечно оптимистичный космос Катыхина населен малопостижимыми существами. Иногда они у него принимают более или менее человеческий облик, иногда нет, иногда контачат друг с другом, иногда — сами по себе; порой не произносят ни слова, просто болтаясь в воздухе, но могут крепко стоять на ногах и вести внятную беседу. На выставке будут его «Медведи гуляли», где кроме медведей действуют баклажаны, кабачки и огурцы, которые, в частности, «смотрели на закат и были удивлены».

Аскольд Акишин (Россия)
Комиксы в окружении оловянных солдатиков
У московского комиксмейкера Акишина, за редким исключением, строгая специализация — комиксы о войне. Среди них два главных — «Маршал Жуков» о Великой Отечественной и «Снег» о советско-финской. Этот последний и покажут на фестивале, загнав от греха подальше (все-таки Финляндия в этом году — специаль­ный гость) в зал на верхотуре Нарвских ворот и дополнив коллекцией оловянных солдатиков, выпускаемых фирмой «Ура!» по эскизам Акишина.

«Glömp» (Финляндия)
Комикс как активный отдых
Несколько лет назад альманах «Glömp» решил как-то разнообразить внешний вид комикса и ­пред­ложил комиксмейкерам подумать над какой-нибудь новой формой. ­Появился проект «GlömpX» — ­пе­редвижная выставка из двадцати примерно объектов, которые с комиксами роднит разве что потребность ­авторов рассказывать истории. От зрителей требуется больше обычного: нужно присаживаться на корточки перед лайтбоксами Томми Мустури, расправлять складки тка­ни, где напечатал свои истории Ян Андерсен, или же энергично передвигаться по залу перед грандиозной, от пола до потолка, инсталляцией ­Сами Ахо, сделанной по принципу переливчатой открытки (изображение меняется в зависимости от точки, где находится зритель). Так ­комикс из сугубо частного отдыха становится развлечением для небольшой компании.

Лоренцо Маттотти (Италия)
Иллюстратор Cosmopolitan, Vogue и The New Yorker
Год назад в России вышел рисованный киноальманах «Страх темноты», одну из короткометражек ­ко­торого делал как раз Маттотти, до этого успевший запомниться благодаря проекту «Эрос» — совместному предприятию Кар Вая, Содерберга и Антониони, для которого он рисовал специальные вставки. Разносторонний иллюстратор, Маттотти испробовал множество жанров, начиная с простой и прямой картинки к тексту (например, в начале карьеры он сделал одно из самых попу­лярных визуальных сопровождений сказки про Пиноккио) и заканчивая глубокомысленными драматическими повествованиями. Одна из последних его работ «Paroles Sans ­Papiers» («Незаконные слова») представляет собой историю злоключений нелегальных мигрантов в ­Ев­­ропе. В «Этажах», впрочем, ее не ­покажут — ограничатся ­програм­­мными журнальными и афишны­ми иллю­страциями.

Параллельная программа: Яакко Палласвуо, KOmixSisters, «Кровавый оргазм импотентов»
Местные энтузиасты жанра и фестиваля
К третьему «Бумфесту» организаторы разумно рассудили, что хорошо бы еще кто-нибудь кроме них проявлял мало-мальскую инициативу. А потому решили по возможности не отказывать всем, кто в рамках фестиваля хотел бы устроить и показать что-нибудь свое. Например, петербургское комикс-сооб­щество предложило привезти выставку группы KOmixSisters — под говорящим названием скрываются две двадцатилетние сестры-близняшки из Волгограда, рисующие истории про сверстников. Или вот сотрудники «Zoom-кафе» где-то познакомились с художником Яакко Палласвуо, учащимся Финской академии изящных искусств, время от времени рисующим комиксы акварелью, — и пригласили его к себе. Наконец, трэшеры и позеры из группы «Протез» предлагают всем желающим проил­люстрировать избранные заметки из газет «Мир криминала», «Вне закона» и «За решеткой».

Ошибка в тексте
Отправить