Гид: фестиваль рисованных историй «Бумфест»
Фотографии предоставлены пресс-службой фестиваля «Бумфест»
Классические комиксы Финляндии
Туве Янссон и др.
В прошлом году фестиваль организовал собственное микроиздательство. Которое, правда, пока выпустило только пару тоненьких книжек с крошечными тиражами. Выставка в отеле Helvetia — своеобразный анонс первого серьезного издательского проекта, переводов классики финского комикса. Для антологии — и для выставки — отобрали работы шести важнейших финнов. Вроде Олы Фогельберга, чей персонаж Пекка Пуупя, Пекка Деревянная Башка, неудачник, попадающий из одной передряги в другую, стал символом главной финской премии в области рисованных историй. Или вроде ранних волшебных работ Туве Янссон — тех, что были до муми-троллей.
«Фотограф» (Франция)
Комикс по мотивам одного известного фоторепортажа
В 1986 году «Врачи без границ» организовали подпольную миссию в Афганистане для помощи мирным жителям. Фармацевт по образованию Дидье Лефевр, в то время — штатный фотограф организации, оказался в числе тех, кто на ослах и лошадях незаконно пересек афгано-пакистанскую границу. Так появилась серия снимков, сначала опубликованных в прессе, а в конце 90-х ставших основой для совместной книги, графического романа Лефевра и Эмманюэля Гибера, собственно графика. Гибер дотошно нарисовал и пересказал в подписях все, что не попало в объектив Лефевра. Все, что попало, — пустили фотографическими вставками.
«Босоногий Гэн» (Япония)
Манга про бомбардировку Хиросимы
Кэйдзи Накадзава ребенком пережил бомбежку Хиросимы, а в 1973 году решил пересказать собственную историю в жанре манга. У нас история мальчика по имени Гэн хорошо известна — благодаря снятому по комиксу Накадзавы многосерийному мультфильму, который в конце 80-х прошел по центральному телевидению. Отнюдь не предназначенный для детей, мультфильм по недомыслию телевизионщиков показывали в утреннее время, что служило причиной многих детских слез и частого смятения мам, которым пришлось отвечать на трудные вопросы: почему дождь черный и что это за болезнь, от которой выпадают все волосы.
Stripburger (Словения)
Сборно-разборный комикс-конструктор
Metelkova Mesto — некогда захваченные студентами пустующие склады в центре Любляны. Сквот и почти 20 маленьких клубов и баров, куда полиция заглядывать не решается — ввиду двух сотен молодых людей непонятного настроения, которые, никого не стесняясь, курят марихуану и много лет украшают стены своего прибежища грандиозной мозаикой на патриотическую тему. Кроме прочего там расположилась и редакция важнейшего журнала комиксов в Восточной Европе — Stripburger. На фестиваль стрипбургеры привозят некий интерактивный проект — «портативный многофункциональный настольный комикс-пазл из полосок».
Джо Сакко (США)
Рисованные репортажи из сектора Газа
Джо Сакко — мальтийский журналист, живущий в Америке, уже давно отказался от текста как способа передачи информации. Несмотря на острые общественно-политические сюжеты (за последние 20 лет Сакко побывал, кажется, во всех основных горячих точках), репортажи он предпочитает оформлять в виде комиксов. В начале 90-х Сакко два месяца провел в секторе Газа в Израиле, после чего скрупулезно отчитался о поездке в девяти рисованных историях — впервые опубликованных в 1993 году, а в начале 2000-х переизданных отдельной книгой «Палестина», не потерявшей за это время, к сожалению, своей актуальности.
Николай Маслов (Россия)
Ужасы тоталитаризма — с иллюстрациями
Мрачнейший комикс «Сибирь», нарисованный обыкновенным карандашом, несколько лет назад наделал много шума во Франции, после чего жизнь 56-летнего охранника из Москвы Николая Маслова резко переменилась. Теперь он посещает книжные фестивали и продолжает пугать впечатлительных французов жутковатыми историями о советских стройках, армии и психиатрических больницах. На родине он практически неизвестен, а выставка в Музее Набокова вообще для него первая в России.
Полина Петрушина (Россия–Франция)
Победитель прошлогоднего «Бумфеста»
В семь лет москвичка Полина Петрушина переехала с родителями во Францию — где теперь учится в Школе декоративного искусства в Страсбурге. В прошлом году ее монохромный комикс про загадочного кота и призрачный город получил гран-при в конкурсной программе «Бумфеста» — благодаря чему теперь Петрушина открывает свою персональную выставку. Кроме рисунков покажут объект-платье, украшенное принтами-комиксами, созданное не без помощи мамы-модельера, но строго по рисункам Полины.
Катья Тукиайнен (Финляндия)
Обаятельные финские сказки
Катья Тукиайнен — вполне состоявшийся художник-иллюстратор, не растерявший, впрочем, чисто девичьей нежности. Рисует наивные трогательные сюжетцы, меланхоличные, но оттого еще более привлекательные, которые почти полностью описываются названиями — «Идеальная девушка», «Сладкий хлеб», «Индийская почта» или «Дневник ухода за ребенком». Серию про приключение девушки в волшебном березовом лесу Катья везет фрагментарно, остальное дорисует прямо на стенах — а зрителям намерена позволить свою историю продолжать.
Эдик Катыхин (Россия)
Наш ответ Гари Бейсмену
В середине 90-х Катыхин окончил Харьковский художественно-промышленный институт, оказался в Москве, работал журнальным иллюстратором, участвовал в выставках этого жанра, а вместе с Артемием Лебедевым выпустил три славные детские книжки — про губную помаду, ножницы и мобильный телефон. Бесконечно оптимистичный космос Катыхина населен малопостижимыми существами. Иногда они у него принимают более или менее человеческий облик, иногда нет, иногда контачат друг с другом, иногда — сами по себе; порой не произносят ни слова, просто болтаясь в воздухе, но могут крепко стоять на ногах и вести внятную беседу. На выставке будут его «Медведи гуляли», где кроме медведей действуют баклажаны, кабачки и огурцы, которые, в частности, «смотрели на закат и были удивлены».
Аскольд Акишин (Россия)
Комиксы в окружении оловянных солдатиков
У московского комиксмейкера Акишина, за редким исключением, строгая специализация — комиксы о войне. Среди них два главных — «Маршал Жуков» о Великой Отечественной и «Снег» о советско-финской. Этот последний и покажут на фестивале, загнав от греха подальше (все-таки Финляндия в этом году — специальный гость) в зал на верхотуре Нарвских ворот и дополнив коллекцией оловянных солдатиков, выпускаемых фирмой «Ура!» по эскизам Акишина.
«Glömp» (Финляндия)
Комикс как активный отдых
Несколько лет назад альманах «Glömp» решил как-то разнообразить внешний вид комикса и предложил комиксмейкерам подумать над какой-нибудь новой формой. Появился проект «GlömpX» — передвижная выставка из двадцати примерно объектов, которые с комиксами роднит разве что потребность авторов рассказывать истории. От зрителей требуется больше обычного: нужно присаживаться на корточки перед лайтбоксами Томми Мустури, расправлять складки ткани, где напечатал свои истории Ян Андерсен, или же энергично передвигаться по залу перед грандиозной, от пола до потолка, инсталляцией Сами Ахо, сделанной по принципу переливчатой открытки (изображение меняется в зависимости от точки, где находится зритель). Так комикс из сугубо частного отдыха становится развлечением для небольшой компании.
Лоренцо Маттотти (Италия)
Иллюстратор Cosmopolitan, Vogue и The New Yorker
Год назад в России вышел рисованный киноальманах «Страх темноты», одну из короткометражек которого делал как раз Маттотти, до этого успевший запомниться благодаря проекту «Эрос» — совместному предприятию Кар Вая, Содерберга и Антониони, для которого он рисовал специальные вставки. Разносторонний иллюстратор, Маттотти испробовал множество жанров, начиная с простой и прямой картинки к тексту (например, в начале карьеры он сделал одно из самых популярных визуальных сопровождений сказки про Пиноккио) и заканчивая глубокомысленными драматическими повествованиями. Одна из последних его работ «Paroles Sans Papiers» («Незаконные слова») представляет собой историю злоключений нелегальных мигрантов в Европе. В «Этажах», впрочем, ее не покажут — ограничатся программными журнальными и афишными иллюстрациями.
Параллельная программа: Яакко Палласвуо, KOmixSisters, «Кровавый оргазм импотентов»
Местные энтузиасты жанра и фестиваля
К третьему «Бумфесту» организаторы разумно рассудили, что хорошо бы еще кто-нибудь кроме них проявлял мало-мальскую инициативу. А потому решили по возможности не отказывать всем, кто в рамках фестиваля хотел бы устроить и показать что-нибудь свое. Например, петербургское комикс-сообщество предложило привезти выставку группы KOmixSisters — под говорящим названием скрываются две двадцатилетние сестры-близняшки из Волгограда, рисующие истории про сверстников. Или вот сотрудники «Zoom-кафе» где-то познакомились с художником Яакко Палласвуо, учащимся Финской академии изящных искусств, время от времени рисующим комиксы акварелью, — и пригласили его к себе. Наконец, трэшеры и позеры из группы «Протез» предлагают всем желающим проиллюстрировать избранные заметки из газет «Мир криминала», «Вне закона» и «За решеткой».