перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Классные русские 15 лучших отечественных сериалов нового времени

Тем, кому надоело ждать новых серий «Декстера», «Настоящей крови» и «Во все тяжкие», «Афиша» предлагает вспомнить и пересмотреть лучшие русские сериалы XXI века — новая классика, полузабытые шедевры, ретро нулевых и другие сокровища отечественного телевидения за последние тринадцать лет.

Архив
None

«Бригаду» невозможно обойти вниманием, впрочем, как и переоценить — это одна из самых громких телевизионных картин нулевых. Гангстерская сага про Сашу Белого стала нашим «Кланом Сопрано» и «Славными парнями» одновременно, быстро ушла в народ и надолго закрепилась в памяти. Кстати, помимо режиссера Алексея Сидорова к сценарию также приложился режиссер Александр Велединский («Географ глобус пропил»). Ну и Безруков тогда был на пике формы.

 

«Граница. Таежный роман» (2000)

Мини-сериал Александра Митты, который приковал к голубым экранам почти все семьи страны и подарил народу новый секс-символ — Ольгу Будину. Алексей Гуськов с волчьей улыбкой, Башаров и Баширов, первая хитовая роль Ренаты Литвиновой, секс с муравьями, болота и топи, группа «Любэ», песня «Лесные пожары» и «я летаю, я в раю». Классика, которая смотрится на одном дыхании при каждом новом просмотре.  

 

«Дневник убийцы» (2002)

Сериал Кирилла Серебренникова 2002 года — режиссер тогда уже прогремел со спектаклем «Пластилин» и пробовал себя на телевидении. Продюсировал картину Валерий Тодоровский, который в те годы производил самые заметные и качественные вещи на телевидении. Сценарий создавался силами авторов «новой драмы» — Александр Родионов, Михаил Угаров, Елена Гремина, Нина Садур (плюс в эпизодической роли появился Иван Вырыпаев). Действие сериала происходит в двух временных пластах — Гражданская война и события начала нулевых. Первый пласт — зимний и почти черно-белый, второй — летом, и там все чересчур цветное. В исторической части актер Кирилл Пирогов играет рефлексирующего студента, который по принуждению расстрелял пятерых человек, после чего стал фаталистом и начал вести дневник. Эти излияния души убийцы становятся отправной точкой для маньяка, который совершает убийства уже в современности. При этом у Серебренникова вышло так, что историческая часть сериала в разы колоритнее и увлекательнее современных эпизодов, хотя там есть и Алексей Гуськов, и Анатолий Белый. Собственно, одна сцена расстрела в самом начале оправдывает весь сериал и за десять лет не забылась. 

 

«Доктор Живаго» (2005)

Среди новейших сериальных экранизаций литературной классики («Идиот», «В круге первом», «Мастер и Маргарита») «Доктор Живаго» Александра Прошкина, пожалуй, остался самым недооцененным и несправедливо забытым сериалом (хотя за это звание еще могут побороться «Отцы и дети» Авдотьи Смирновой). «Живаго» вышел на канале НТВ, как раз когда там пытались разнообразить сериальную сетку и выпускать шоу не только про криминал, — например, в те же годы там вышло «Дело о мертвых душах» Павла Лунгина. Сценарист Юрий Арабов адаптировал роман Бориса Пастернака под сериал в своей характерной манере, а режиссеру Прошкину удалось почти невероятное: используя игру нескольких первоклассных актеров (Олег Янковский, Чулпан Хаматова, Олег Меньшиков), очень тонко, в полутонах перенести на экран роман Пастернака. 

 

«Жизнь и судьба» (2012)

Первая экранизация эпопеи Василия Гроссмана, сделанная Сергеем Урсуляком, что само по себе уже важное событие. Сериал, конечно же, все-таки «по мотивам», поэтому картина вызвала многочисленные споры и дискуссии — прежде всего из-за того, что из сюжета почти полностью убрали ключевую линию про холокост. Весьма неудобный и глубокий роман о войне Урсуляк подредактировал под ТВ-формат — но с нетелевизионной тщательностью. Получилось больше про любовь и семейный очаг, чем про сопротивление тоталитарному гнету. 

 

«Закон» (2002)

Тандем продюсера Валерия Тодоровского и режиссера Александр Велединского, которых в этом году чествуют за фильм «Географ глобус пропил», возник еще в начале нулевых — во время работы над впечатляющим сериалом «Закон». 23-серийная драма о чересчур принципиальном судье из провинции (Дмитрий Назаров, звезда сериала «Кухня»), которого начинает терроризировать религиозный маньяк с замашками Декстера — убийца расправляется с преступниками, которых из-за дырок в законах отпускает судья. Русский Декстер вершит правосудие при помощи стилета (в виде креста с библейской надписью «Мне отмщение, и аз воздам»). Личность маньяка становится известна к пятой серии, и дальше начинается лихо закрученное противостояние фанатичного карателя и отважного судьи, у которых личные счеты друг с другом. Несмотря на то что у «Закона» довольно старомодная картинка, смотрится он актуальней некуда: тут без лишнего пафоса разоблачают российский суд, показывают церковь без прикрас, а неоднозначный финал с программным монологом судьи ставит многоточие в вопросе справедливости закона, божьего суда и самосуда. Еще в сериале, помимо снайперски подобранных образов, неожиданно бойкая драматургия — такой сценарий вполне себе можно переложить на телеканал AMC c каким-нибудь Брайаном Крэнстоном в главной роли. С другой стороны, тогда пропадет все обаяние этих фамилий главных героев в духе пьес XIX века — Крохмаль, Скляр, Бобошко, Берда, Христюк etc. 

 

«Краткий курс счастливой жизни» (2011)

 

Второй и, возможно, последний выход Валерии Гай Германики на территорию телевидения под началом Константина Эрнста. После шумихи со «Школой» Германику попросили взяться за истории о личной жизни типичных офисных работниц по уже готовому сценарию и с возможностью легкой эротики — на «Первом канале». Германика переделала сценарий под себя, раскрасила картинку в яркие краски и со свойственной легкостью и точностью препарировала концентрированный офисный ад. Главные роли исполнили Светлана Ходченкова, Алиса Хазанова, Анна Слю и Ксения Громова. На вторых ролях — почти приятели Германики, вроде маньячного камео сами-знаете-кого.

 

«Ликвидация» (2007)

None

Сергей Урсуляк — один из тех немногих российских режиссеров, который нынче умеют и имеют возможность снимать хорошие сериалы. «Ликвидация» прогремела в 2007 году и сразу получила одобрительные кивки от критиков и рейтинги до потолка от телезрителей. Владимир Машков сыграл харизматичного подполковника Одесского уголовного розыска Давида Гоцмана, который в компании Сергея Маковецкого, Михаила Пореченкова и Федора Добронравова преследует банду вооруженных до зубов преступников, планирующих захват города. Урсуляк на уровне интонаций, образов и картинки блестяще стилизовал сериал под советское кино, периодически заходя на территорию «Место встречи изменить нельзя».

 

«Линии судьбы» (2003)

Добротная российская драма про провинциалов в Москве, концентрация всего лучшего, что умели делать на российском телевидении в начале нулевых. Тут и продюсер Валерий Тодоровский, и режиссер Дмитрий Месхиев, и все топовые актеры, которые кочевали по всем главным отечественным сериалам (и это редкий случай, когда все они на своем месте и составляют идеальный кастинг). Сюжет, в лучших традициях режиссера Иньярриту, представляет собой калейдоскоп хитросплетений судеб около десятка персонажей, в основном «понаехавших» в Москву. Сергей Гармаш — контуженый бывший вояка, жена которого пытается выбить квартиру; Андрей Краско — двуличный азербайджанец; Хабенский — косматый певец, который весь сериал поет песню «Зима» группы «Аукцыон»; Леонид Громов — весельчак-журналист, который идет на смертельный эксперимент; Валентина Талызина — хозяйка многокомнатной квартиры, где проживают почти все главные герои. 

 

«Моими глазами» (2012)

 

В начале этого года телеканал ТНТ решил продолжить эксперименты с сериальными форматами и дал зеленый свет мистическому хоррору. Это один из первых сериалов в мире, который полностью снят на субъективную камеру, — все действие строится на приеме POV («от первого лица»). Для этого на съемочной площадке на головы актеров крепились специальные видеокамеры, которые фиксировали все происходящее так, как это делает взгляд человека. Все начинается с загадочного убийства на школьном выпускном, затем развиваются запутанные события, среди которых найдется место и таинственному научному эксперименту, и черному дыму (привет сериалу «Остаться в живых»). Каждая получасовая серия показана от лица разных персонажей — от школьников до ученых. 

 

«Мужчины не плачут» (2004)

При беглом взгляде «Мужчин» легко принять за дурной «ментовской» сериал, но если приглядеться, то можно обнаружить жемчужину в море под названием «Менты тоже люди» и очередное важное продюсерское творение Валерия Тодоровского 2000-х. Сериал — сплошной обаятельный перформанс актера Игоря Черневича, на которого после этого невозможно без улыбки смотреть в «Коктебеле» или в «Сумасшедшей помощи». Он тут играет самодура-остряка с большим сердцем, сотрудника транспортной прокуратуры, который расследует различные махинации и мошенничества в вымышленном городе Чеботаевск. Во вселенной сериала у него есть суперзлодей — бизнесмен Антон Сергеевич, который противостоит герою Черневича целых два сезона. Плюс все это сдобрено саундтреком раннего «Ляписа Трубецкого». К слову, сериал снимал оператор Роман Васьянов, который теперь работает в Голливуде («Патруль», «The Necessary Death of Charlie Countryman»). 

 

«Обратная сторона луны» (2012)

 

Из всех попыток адаптировать зарубежные сериалы для российского ТВ — эта, действительно, самая удачная и убедительная. Продюсер Александр Цекало, который, как известно, помешан на западных сериалах уровня «Декстера» и «Во все тяжкие», позвал режиссера Александра Котта («Брестская крепость») снять русскую версию прославленного британского шоу «Жизнь на Марсе». Милиционер Соловьев в исполнении Павла Деревянко после аварии впадает в кому, а его сознание перемещается в тело его отца, в 1979-й год. Вслед за ним в прошлое отправляется рыжий маньяк. Главная интрига строится на том, что до самого конца непонятно — это реальная петля времени или просто фантазия пациента в коме. По ходу сюжета авторы сериала сталкивают главного героя с молодым Ходорковским, Высоцким, Горбачевым и маленьким Киркоровым, а также впрямую цитируют «Доктора Хауса» и «Твин Пикс».  

 

«Откровения» (2012)

 

Неожиданно новаторский для российского телевидения проект, снятый на фотоаппарат за пригоршню долларов. Он почти незаметно прошел на канале «Звезда». Условно говоря, это эдакий минималистичный «Шерлок»: Кирилл Пирогов в образе весьма неординарного болтуна-детектива каждую серию раскрывает новые преступления. При этом действие каждого эпизода разворачивается в ограниченном пространстве, длится двадцать минут, а вся детективная интрига строится на диалоге всего двух героев. Например, один из самых виртуозных эпизодов снят полностью в лифте с зеркальными стенами. В каждой серии на словесную дуэль с детективом Пироговым заглядывают известные актеры от Евгения Цыганова до Валерия Гаркалина. Правда, есть эпизоды, где главный герой вовсе отсутствует (в финале, например). У сериала также вышло продолжение под названием «Откровение. Реванш», где уже не было Пирогова, а появился его антипод — героиня в исполнении Веры Строковой («Шапито-шоу»), которая толкала людей на самоубийства, преступления и прочие странности. Второй сезон был послабее первого, но сделать из Строковой воплощение зла, конечно, неплохая идея. Сериал придумал сценарист и режиссер Алексей Красовский, снимать ему помогали режиссеры Оксана Бычкова, Руслан Маликов, Сергей Осипьян, Дмитрий Петрунь и Максим Василенко.

 

«Простые истины» (1999–2003)

Вместо пресловутой «Школы» Германики лучше вспомним ее прямую противоположность — школьную телеэпопею «Простые истины», которая закончилась десять лет назад. Три сезона наивной школьной романтики и благостных пубертатных приключений. Сериал настолько глубоко въелся в подкорку целого поколения страны, что при повторном просмотре даже может показаться, что ты с этими ребятами по-настоящему учился в одной школе. За 350 серий с 1999 по 2003 год через сериал прошло множество известных артистов и будущих звезд — Алексей Гуськов, Татьяна и Ольга Арнтгольц, Анастасия Задорожная, Вячеслав Манучаров, Нина Лощинина, Ольга Кузина, Юрий Чурсин, Михаил Полицеймако, Елена Захарова. В первом сезоне в роли пухлощекого хулигана засветился маленький Данила Козловский, а в роли учителя английского языка недолго снималась Ольга Будина. Вообще, в сериале зачастую без всяких объяснений пропадали некоторые главные герои, исчезали ученики, неожиданно менялись завучи и учителя. 

 

«Тайга. Курс выживания» (2002)

Российский эквивалент сериала «Остаться в живых» — точнее его первого и лучшего сезона, когда там еще не было черного дыма и прочей фантастики. Чартерный рейс с разношерстной компанией вынужденно садится где-то посреди дикой сибирской тайги и застревает там на двенадцать серий. Тут есть свои Джеки, Локки, Джейкобы и Уолты, но так как в «Тайге» намного меньше персонажей, чем в американском сериале, здесь знакомые характеры и черты распределены по всем героям. В компании таежных «лостовцев»: кривозубый преступник, добряк, сын охотника (юный Иван Добронравов, еще не снявшийся у Звягинцева), добрая женщина с вареньем, фифа-блондинка, влюбленная парочка, веселый инженер и бизнесмен. Как и положено, тут появляется медведь (правда, не белый) и второй самолет, происходит чехарда со спасательным плотом, а каждая серия заканчивается клиффхэнгером. Вместо «Дхарма Инишатив» — китайская мафия, вместо черного дыма — очевидно, рой гнуса. Ну и еще — «Тайга» вышла на пару лет раньше, чем «Остаться в живых».  

 

Теги
Ошибка в тексте
Отправить