«Отбросы» («Misfits»)
Пятеро подростков, осужденных на общественные работы за разного рода проступки, во время паранормальной грозы получают сверхъестественные способности. С этих пор смертям и катастрофам конца не будет.
«Отбросы» много чем удивляют. Сверхспособности здесь — скорее метафора: почти каждая просто более явно проявляет свойства характера. Сюжетные ходы при этом более чем изобретательные: где еще можно найти героя, чья разрушительная сверхсила — управление молочными продуктами? Фантастика сочетается с натурализмом в духе свободных от цензуры кабельных каналов (откровенный секс, насилие, ругательства), трагедия — с комедией, чаще всего нижепоясной. Люди, которых принято считать порядочными, здесь зачастую — воплощение зла; надзиратели и за людей не считаются. Здесь много любовных линий, одна прямо-таки мифологическая: прошлое совмещено с будущим, все идет по кругу, он и она то умирают, то возвращаются к жизни. Единственная беда сериала — четвертый и последний на сегодняшний день сезон. К середине сезона в «Отбросах» не осталось ни одного персонажа из первой серии. При этом почти все новые герои — клоны старых. Все вроде бы на месте, но где-то мы это уже видели. Сейчас «Отбросы» держатся в основном на персонаже Джозефа Гилгана — восходящей британской звезды.
«Час» («The Hour»)
Сериал о том, как в 1950-е годы на BBC пытаются делать честную новостную передачу в прямом эфире. Но слишком смелые высказывания часто приводят к неприятным последствиям.
Создательница сериала Эби Морган — сценаристка не только телефильмов и сериалов, но и громких картин для большого экрана: «Стыда», «Железной леди». В первом сезоне одна из главных сюжетных линий — шпионская: тут и МИ-6, и агенты КГБ, и загадочные убийства. Еще одна линия связана с Суэцким кризисом и попытками продемонстрировать разные точки зрения на него в программе «Час». Интересны и персонажи, и их взаимоотношения. Журналист Фредди, которого играет Бен Уишоу, давно влюблен в свою подругу и коллегу Бел (известная по озоновскому «Ангелу» Ромола Гарай); та становится продюсером программы «Час» и его начальницей. Интересуется она другим: женатым красавцем-ведущим в исполнении Доминика Уэста. У главных героев есть связанные с эпохой прозвища: Фредди называет Бел Манипенни, она его — Джеймсом (то бишь Бондом), телеведущего Фредди издевательски величает Кэри Грантом. Помимо того что «Час» — очень красивое ретрозрелище, сериал привлекает тем, что это своего рода ода журналистике с большой буквы. Фредди в блестящем исполнении Уишоу одержим тем, чтобы делать свою работу максимально честно; он скорее умрет, чем добудет разгадку тайны и не обнародует ее. Второй сезон еще лучше первого: главные герои в некотором смысле меняются местами; особенно поражают метаморфозы, произошедшие с женой красавца-ведущего.
«Война Фойла» («Foyle's War»)
Герой Майкла Китчена Кристофер Фойл — детектив лет шестидесяти, который в годы Второй мировой расследует преступления на побережье Англии.
Побережье — фронтовая зона. Фойла постоянно пытаются убедить в том, что во время войны особенно важны национальные интересы и он должен на что-то просто закрывать глаза во имя победы. Но он ни на что глаза закрывать не собирается. «Война Фойла» — очень английский по духу сериал. Что бы ни происходило — даже если идет война, — должен главенствовать закон. Фойл, конечно, зануда, но зануда человечный, а его принципы — залог того, что государство будет жить правильно, в какой бы сложной ситуации оно ни находилось. Даже по меркам Англии, где почти все сериалы делаются как настоящее кино, «Война Фойла» — продукт дорогостоящий. В 2007-м из-за проблем с бюджетом после шести сезонов (за время которых было выпущено мизерное количество серий — меньше двадцати) его решили было закрыть. Но возмущение поклонников и высокие рейтинги вынудили продюсеров выпустить в 2010-м еще три серии (седьмой сезон); в 2013-м будет запущен восьмой, в котором действие будет происходить уже после крушения Германии, а детектив Фойл окунется в шпионские игры начала холодной войны.
«Чисто английское убийство» («Midsomer Murders»)
Детективный сериал-старожил (сейчас идет 15-й сезон), у истоков которого — тот же сценарист и продюсер Энтони Горовиц, который курирует и «Войну Фойла». Запущен в 1997 году, с тех пор его мировая популярность не уменьшается.
Действие происходит в среднестатистической провинциальной Англии, в вымышленном графстве Мидсомер. Убийства расследует детектив Барнаби со своим помощником. В 14-м сезоне детектива сменил его двоюродный брат с той же фамилией; кузена, прежде работавшего в соседнем графстве, в сериал ввели аккуратно, заранее (при своем первом появлении он ассистировал родственнику в раскрытии очередных преступлений). Любопытно наблюдать за тем, как устроена провинциальная Англия. Там обитает огромное количество интересных людей: архитекторы, врачи, инженеры, художники. Устраиваются праздники, карнавалы, смотры — жизнь английского графства кипит. Все персонажи тонко прописаны и очень хорошо сыграны, практически у каждого — собственный скелет в шкафу; всегда много мотиваций и возможных причин для убийства. Несколько смущает, правда, что в каждой серии происходит дикое (стандарт — три) количество убийств, и это на одном пятачке, в одном и том же графстве, месяц за месяцем. Но жанр есть жанр — в конце концов, детектив родился именно в Англии. В один ряд с «Чисто английским убийством», кроме «Войны Фойла», можно поставить «Пуаро Агаты Кристи» и «Мисс Марпл».
«Книжный магазин Блэка» («Black Books»)
Ирландец Бернард Блэк владеет книжным магазином в Лондоне, но совершенно не стремится продать как можно больше книг. У Блэка есть помощник Мэнни и подруга Фрэн. Остальных людей он не любит. Да и этих не особо.
«Книжный магазин Блэка» — сериал актера, сценариста и стендап-комика Дилана Морана, он же исполняет главную роль. Эта комедия — воплощение чисто английского безумия. Герой готов в прямом смысле отпилить себе ногу, лишь бы не заниматься счетами; его подруга устраивается на работу, но так и не понимает, в чем она заключается, — поэтому сначала делает вид, будто печатает на компьютере, а потом получает повышение и просто орет на окружающих; троица главных героев хочет слетать на острова, но из-за крайней дешевизны билетов проводит две недели в пересадках, которые в итоге завершаются в Хитроу. Бернард Блэк — один из тех, с кого началась мода на эксцентричных социопатов и мизантропов на телевидении. Персонажа Морана раздражают все, особенно люди, которые хотят что-то купить в его магазине (ведь это приносит столько проблем). С утра до ночи он пьет и курит — прямо на рабочем месте. «Книжный магазин Блэка» — это еще и очень уютный сериал: большая часть действия разворачивается в магазине, где царит абсолютный, но в то же время эстетически приятный хаос (книги валяются повсюду и ничего нельзя найти).
«Немного за сорок» («Fortysomething»)
Пол Слиппери — врач-терапевт, переживающий кризис среднего возраста. Жена Пола долгие годы просидела дома, воспитывая троих сыновей, — теперь она возвращается на работу.
«Немного за сорок», честно говоря, довольно дурацкий сериал, правда, мило-дурацкий. Но есть два факта, которые оправдывают его существование. Во-первых, половину эпизодов (а всего их шесть и длятся они почти по часу) срежиссировал Хью Лори. Во-вторых (и в-главных) Пола Слиппери играет опять же Хью Лори, а его сына Рори — Бенедикт Камбербатч. Сейчас Лори больше ассоциируется с «Доктором Хаусом», чем с «Дживсом и Вустером», поэтому смотреть на бедолагу и добряка Пола (главная и, кажется, недостижимая цель которого — вспомнить, когда у него последний раз был секс) вдвойне забавно. Персонаж Камбербатча — полная противоположность его герою в «Шерлоке»: он добродушен, слаб характером и опять-таки очень мил. И еще он здесь блондин (кстати, натуральный цвет волос Камбербатча). «Немного за сорок», при всей неправдоподобности большинства ситуаций (братья то и дело меняются девушками; коллега главного героя — совершеннейший псих, провоцирующий множество нелепых ситуаций, etc.), по мнению некоторых британских критиков, достаточно точно описывает жизнь людей за сорок. Помимо прочего, здесь есть прекрасные Анна Чанселлор в роли жены героя и Питер Капалди, играющий его эксцентричного коллегу, — дуэт которых спустя восемь лет снова продемонстрирует свои достоинства в «Часе», но уже в трагическом жанре.
«Аббатство Даунтон» («Downton Abbey»)
Действие начинается в 1912 году, когда наследник титула графа Грэнтема погибает на «Титанике». Теперь поместье Даунтон, которым владеет род Грэнтемов, и огромный капитал его жены должны вместе с графским титулом отойти дальнему родственнику, которого никто не видел.
«Аббатство Даунтон» — квинтэссенция жанра period drama (иногда ее именуют костюмной) и английского сериала вообще. Тут очень подробно изображены эпоха и постепенные изменения, происходящие в мире и сознании людей. Детально описаны быт поместья и отношения между героями. Мы видим, как они реагируют на появление электричества, телефона, как аристократка учится водить машину, как на всех сказывается Первая мировая война. Герои делятся на две основные категории: аристократы и слуги. И тем и другим уделяется равное количество экранного времени, абсолютно каждый характер достоверен. И те и другие по большому счету благородны и честны. Не обходится, конечно, без мелких, а порой и очень крупных гадостей: их делают друг другу и родные сестры, и слуги. Но даже злодеи — и те в итоге оказываются не такими уж плохими. Любопытны взаимоотношения слуг и хозяев. Слуги относятся к своей работе по-разному. Многие из них счастливы жить так, как они живут. У некоторых есть возможность уйти, но они не хотят этого делать — в Даунтоне вся их жизнь. Другие стремятся вырваться — например в секретарши. Хозяева уважительно относятся к слугам и всегда готовы им помочь. При этом в «Аббатстве» возникает миллион неразрешимых ситуаций, которые провоцирует сама эпоха.
«Конец парада» («Parade's End»)
Мини-сериал — экранизация романа Форда Мэдокса Форда. Автор сценария — Том Стоппард, в главной роли — вездесущий Камбербатч.
В «Конце парада» — та же эпоха, что и в «Аббатстве Даунтон»: Первая мировая война, несколько лет до и после нее. Герой Камбербатча Кристофер Титженс также аристократ, но ходит на службу в министерство статистики (тех, кто работает, в «Аббатстве», кстати, поначалу презирают). Титженс консервативен и порядочен до предела, во всем следует устаревающим принципам. Именно поэтому он несчастен: однажды согрешив с незнакомой женщиной, считает своим долгом жениться, но полюбить ее не может. Жену — адскую стерву — играет Ребекка Холл, известная по фильму «Вики Кристина Барселона» (подруга героини Скарлетт Йоханссон). Со временем понимаешь, что она любит мужа и изменяет, чтобы его расшевелить, — но он не спит с ней, хоть тресни, зато влюбляется в молоденькую суфражистку. Но и тут проблема: принципы не позволяют ему изменять жене. Камбербатч вообще часто играет персонажей, у которых странная, чаще всего отсутствующая личная жизнь («Шерлок», «Шпион, выйди вон», спектакль Дэнни Бойла «Франкенштейн»). Потом Титженс попадает на войну, где тоже ведет себя достойно. Главная интрига — изменит ли герой себе, ответит ли на вызовы времени?