перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Алан Мур — режиссер «Jimmy's End»: первый фильм визионера, который всю жизнь воевал с кино

Алан Мур, автор «V значит «вендетта» и «Хранителей», вместе с фотографом Митчем Дженкинсом снял мрачный получасовой фильм «Jimmy's End». Потусторонний мир здесь — бар с пухлыми проститутками и фиолетовыми портьерами; по нему ходит плотный мужчина в несвежем костюме и нерешительно задает вопросы. «Афиша» выясняет, почему прежде Мур ненавидел кино.

Архив

ЛСД. Анархия. Магия. Если вы думаете, что знаете, как эти три вещи сочетаются, но не читали комиксы Алана Мура, то вы ошибаетесь. Для справки: Алан Мур — английский писатель, а главное, сценарист комиксов, человек, ответственный за «Хранителей», «V значит «вендетта» и «Лигу выдающихся джентльменов».

Мур родился в 1953 году в районе Берроуз, самом старом и бедном в английском Нортгемптоне. Исторически туда заселялись деревенские семьи, которые приезжали в город работать на станках индустриальной революции. Несмотря на общую безграмотность жителей Берроуза, Алан Мур с детства читал, чтобы вырваться из мрачной реальности рабочего класса; больше всего он любил мифы, сказки и комиксы про супергероев — яркие, разноцветные истории о людях, которые умели летать и становились невидимыми: «Фантастическая четверка», «Флэш», «Детективные комиксы». 

Академическое образование казалось юному Муру пустой тратой времени — неудивительно, что в 17 лет его исключили из школы. Причина, правда, была нестандартной: он продавал одноклассникам ЛСД (который к тому времени уже успел сам попробовать). К тому же у директора школы была к нему личная неприязнь: он написал во все возможные школы и колледжи с предупреждением, чтобы Мура туда не брали. В итоге, сменив несколько глупых работ, Мур понял, что пора рискнуть и начать делать комиксы.

Тут надо отметить, что ЛСД, судя по всему, был важным опытом: по словам Мура, кислота показала ему, что мир — не определенная, не незыблемая вещь. Что реальность можно видеть по-разному — и увиденное будет равноценно тому, что мы уже знаем. Все, что он делал потом, отталкивалось ровно от этой идеи — идеи множественности миров, равноценности физического и идеального.

 

 

«А еще там была эротика и любовь лесного чудища и человеческой женщины»

 

 

Мур был удачливым фрилансером: шел нарасхват, работал в журналах 2000 AD (где был Судья Дредд) и «Докторе Кто», его хотела заполучить и большая двойка — DC и Marvel. Поначалу были только английские комиксы, а затем он получил и несколько американских наград (а индустрии были абсолютно отдельные). Публичное призвание для американских издателей сработало как красная тряпка — они моментально среагировали и разрешили Муру поработать над серией «Болотная тварь». Это оказалось первой сценаристской удачей: Мур смог превратить дешевый хоррор в сложносочиненную историю, в которой фантастические ужасы мешались со страхами — расизм, сексизм, загрязнение окружающей среды. А еще там была эротика и любовь лесного чудища и человеческой женщины. 

1980-е были важнейшим временем для комиксов. Мейнстримовые авторы осознали силу и потенциал этого медиа. Поняли, что в комиксах можно делать вещи, которые нигде больше невозможны. «Дни минувшего будущего», «Возвращение темного рыцаря», «Человек из стали» — все эти истории не просто выходили за рамки жанра: они показывали то, что в тот момент было невозможно в массовом кино. 

В политике это было тревожное десятилетие: консерваторы Рейган и Тэтчер, подъем Национального фронта в Великобритании, пик холодной войны; ядерная угроза казалась реальнее, чем когда-либо. Из этого контекста родились две главные работы Мура: «V значит «вендетта» и «Хранители».

 

«V значит «вендетта» — сложное размышление о дихотомии «фашизм — анархия». В антиутопическом 1997-м государству контроля противостоит романтический герой в маске поджигателя Гая Фокса; помимо сюжетной и структурной замысловатости, «V» заставляет в себя прямо-таки всматриваться: каждый кадр комикса напичкан важными деталями и намеками, в каждой фразе и заголовке главы — аллюзии и цитаты.

«V значит «вендетта» — не апология анархии, но Мур явно предпочитает из двух зол ее: по нему, фашизм — предельно мертвая система, а анархия — все-таки живая. В реальности Мур тоже определяет себя в анархисты, и это проскальзывает во всех его произведениях. Власть — зло, никакой человек или группа людей не имеют права брать на себя ответственность за остальных.

Ответственность за целый мир — главная тема второго его важного романа (сам он использует слово «комикс» и настаивает, что термин «графический роман» придумали маркетологи), «Хранителей». Здесь все еще сложнее, чем в «V»: члены группы отправленных на пенсию супергероев используются как символы разных человеческих идей на фоне погибающего в хаосе мира. Сюжет в комиксе, впрочем, не главное. Главное — безумный нарратив с отсутствием причинно-следственных связей. Огромное, непонятное событие разворачивается само по себе и одновременно по всему миру; Мур передает это с помощью особых отношений комиксовых кадров и времени (что в кино, например, совершенно невозможно). 

В сорок Алан Мур объявил себя магом. По его словам, это было «логичным завершением писательской карьеры». Но писать он не перестал; просто перешел из одного состояния в другое. Да и вообще, магом он был всегда: верил, что магия — это искусство, а любое искусство, от скульптуры и музыки до написания сценариев для комиксов, — магия. Объявив себя магом, он принял дополнительную ответственность за свои слова и творчество — и это ключ к пониманию его искусства. У Алана Мура ничего не делается впустую, каждая деталь и слово взвешены, за рисунком и словами всегда что-то скрыто.

 

 

«Комиксы в принципе очень сложно превращать в кино»

 

 

После «Хранителей» и «V» Мур ушел от крупных издателей и стал независимым автором, благо позволял звездный статус. В последующие годы он написал, например, «Из ада», «Потерянных девочек» и «Лигу выдающихся джентльменов». Его комиксы всегда пользовались и пользуются популярностью — неудивительно, что их захотели использовать в кино. Про отношения Алана Мура с экранизациями его произведений обычно много и подробно пишут, но на самом деле история очень простая: он всегда пытался находить в комиксах возможности, недоступные другим формам искусства. Именно поэтому они практически неэкранизируемы, права на них зачастую принадлежат не самому Муру (часть он продал, часть остались у издателей), и Голливуд снимает по ним неплохие, но несоразмерно куда более плоские фильмы — а Мур их ненавидит. Вот и все. 

История экранизаций Мура («Из ада», «Лига выдающихся джентельменов», «V», «Хранители») наглядно показывает две вещи. Во-первых, даже произведения, ставшие поп-бестселлерами в другом медиа, для массового кино приходится разбавлять: из трактата про фашизм и анархию «V значит «вендетта» превратился в попугайскую сатиру на администрацию Буша, а «Хранители», многослойный роман с экспериментальным нарративом, стали постмодернистским китчем про супергероев-неудачников. Во-вторых, комиксы в принципе очень сложно превращать в кино.

Проблема в мнимой схожести: и кино, и комиксы вроде как основаны на сюжете, оба визуальны, комиксы даже выглядят как раскадровка кинофильма! Но в них есть ключевая разница — ритм и время. Кино движется само по себе, зритель не управляет временем, в комиксах же все ровно наоборот. Достаточно сравнить ключевую сцену в «Хранителей» Мура и его экранизации: Доктор Манхэттен, персонаж, потерявший человеческое восприятие времени, сидит на Марсе и проживает свою жизнь. Он одновременно находится в разных десятилетиях и в разных местах. В комиксе ты видишь страницу целиком — и осознаешь синхронность происходящего, в фильме это выглядит лишь как беспорядочный монтаж. 

ЛСД, анархия, магия — по большей части современное общество их отрицает. Тем не менее люди неизбежно ощущают силу, запрятанную в произведениях Алана Мура и его странных идеях, — и тянутся к ним. Хотя пока еще не способны их принять.

Ошибка в тексте
Отправить