перейти на мобильную версию сайта
да
нет

«Стражи порядка» Букриефа Полиция, нравы

Архив

Не пропустите — призыв без особой надежды, но это уж как водится — новый фильм замечательного француза Николя Букриефа (который «Инкассатор» и «Кортекс») с на первый взгляд глупым названием «Стражи порядка». Станислав о нем писал, когда он выходил во Франции, сейчас он уже есть на дисках.

Сесиль де Франс и довольно впечатляющий артист Тесто изображают двух патрульных со странностями, которые под довольно надуманным предлогом наряжаются после работы драгдилерами и играют на фоне парижских дискотек в «Майами вайс». Он  — застенчивый психопат, ее за стрельбу разжаловали в секретарши; враги — туповатое начальство и довольно пижонски организованная банда гурманов, главный макгафин — светящиеся таблетки, которые действуют на людей, как озверин из «Кота Леопольда».

Фотография: Gaumont

 

Как про любую вещь, сделанную целиком на нюансах, про «Стражей» почти невозможно объяснить, чем они так хороши, в процессе все не опошлив. Но если очень грубо: это как если бы условный фильм Мельвилля про плохих-хороших полицейских удачно пересняли с Томом Хэнксом и Мег Райан. Там аккуратно сохранено все то, что должно быть у Мельвилля — реальная опасность, предательства-сомнения, кодекс чести, вокруг враги, есть несколько по-настоящему страшных моментов — но все эти важные вещи служат по большому счету фоном. А суть истории в том, что герои друг в друга влюбляются с первого взгляда, и поскольку оба — нервные трудоголики, вся дальнейшая путаница с внедрением в наркомафию им нужна исключительно для того, чтоб эту влюбленность понять, признать и осмыслить. Плюс — очаровательная подмена ролей: он весь фильм нервно курит и таращит глаза, она — в основном улыбается, он пытается быть главным, но в решающий момент стрелять, бить и вообще решать вопросы приходится ей.

Букриеф — при небольшом культе, образовавшемся в последние годы вокруг его «Инкассатора», — фигура, мягко говоря, недооцененная. За всю карьеру с ним, кажется, не было ни одного интервью не на французском, на родине его тоже не слишком замечают — притом что никого занятней его во Франции сейчас, кажется, нет. В 80-е он был ассистентом Анджея Жулавского, параллельно работал кинокритиком, причем неправильным — они вместе с будущим автором «Братства волка» и «Сайлент-хилла» Кристофом Гансом редактировали журнал Starfix, такую в некотором смысле антитезу Cahiers du cinema, где были умные тексты про хорроры, боевики и фантастику. В какой-то момент Букриеф в колонке редактора объявил всю французскую критику профанацией и призвал ее отменить и придумать заново — у него вроде даже была изящная идея как, но, к сожалению, журнал как раз тогда прогорел. Потом он написал с Кассовицем сценарий «Убийц(-ы)», снял нелепый, но по-своему восхитительный фильм «Наслаждение» — такую немножко в духе «Фаворитов Луны» мозаику про парижский полусвет, где связующим элементом между новеллами выступает маньяк-душитель, которого играет Кассель (еще есть трудновыносимая линия про то, как Микеле Плачидо всю жизнь притворялся альфа-самцом, а потом плюнул и пошел вразнос по парижским гей-клубам).

Фотография: Ciné Libre

Кассель в «Наслаждении»

 

Но если «Наслаждение» — это забавно, но не более того, то «Инкассатор», «Кортекс» и вот теперь «Стражи» все вместе выстраиваются в очень красивую фильмографию. Букриеф каждый раз берет полумертвый, предельно заформатированный жанр (когда был последний хороший фильм про ограбление? а про наркотики? а про Альцгеймер?) и тихонько, без революций и переворотов, на одной химии и бытовых деталях, делает его обратно живым. Это как таблетки, которые светятся в темноте — вещь, в общем, не сильно востребованная, но вместе с тем, черт, они же реально светятся.

Ошибка в тексте
Отправить