«Яндекс.Карты» Как делают фотопанорамы Москвы
В эти выходные компания neq4, которая отвечает за столичные панорамы для яндексовских карт, открыла фотосезон-2011. Экипаж отправился снимать улицы на востоке Москвы и взял с собой корреспондента «Афиши».
«Мы снимаем улицы, чтобы люди могли заранее в интернете посмотреть, как выглядит какой-нибудь дом». Артем Ефремов, гендиректор neq4, объясняет любопытствующему пенсионеру, чем они занимаются. Тот разочарован: «Приехали бы сами да посмотрели». Рядом стоит «понтиак» красно-желтой раскраски по кличке Кабанчик. На его крыше водитель крепит к штативу камеру. Подготовка к фотосъемке района происходит на стоянке у измайловского загса. У зевак свои версии происходящего: мол, будет какая-то важная свадьба или что ребята ищут НЛО. «За все время, что мы ездили, — говорит Артем, — мы встретили всего пару человек, которые понимали, чем мы занимаемся».
Компания neq4 делает панорамы для карт «Яндекса» силами пяти автоэкипажей в европейской России и на Украине. За Уралом то же самое делает «Ситисканнер». Панорамы есть уже у 71 города. В Москве, оказывается, оцифрованы почти все важные улицы (на карте пока этого не видно: что-то еще не выложили). Измайлово — Парковые улицы и окрестности — один из последних больших районов столицы, не охваченных панорамизацией. А начиналось все два года назад с лихого эксперимента. Артем Ефремов и его компаньоны проектировали рекламные 3D-туры для сайтов «Кофемании», «Самсунга», РЖД. Немного заскучав, они вдруг решили взять и сделать свой Street View. «Одолжили у знакомых машину, поставили на нее штатив, прицепили камеры, замотали скотчем и прокатились по Тверской. С тем, что получилось, пришли в «Яндекс».
Чем панорамы «Яндекса» отличаются от гугловских? Экипажи neq4 фотографируют улицы. Google — снимает их на видео. Поэтому в российских машинах кроме водителя есть оператор, который вручную делает некоторые снимки — перекрестков, достопримечательностей, пешеходов на дороге — из оптимальной точки. Сотрудники Street View в таких случаях выбирают лучший кадр из видеозаписи. Но у видео хуже качество. На панорамах Google скрывают лица прохожих и автомобильные номера: местные законы обязывают. В России публиковать фотографии с людьми разрешено, если целью съемки является архитектура или природа.
«Сначала хотели показать перед камерой голую жопу. В итоге сделали плакат «Чебоксары — культурная столица Поволжья»
Играет саундтрек из «Моих черничных ночей». Артем Ефремов в роли оператора; прокладывает курс по карте на ноутбуке и пьет кофе из «Макдоналдса» (там же обычно московские экипажи и обедают). За рулем Иван, молодой парень из Подмосковья, пришедший в компанию всего на пару недель и работающий там уже полгода; он маневрирует, уходя от троллейбусов и грузовиков, которые загораживают обзор камеры; скорость 40–60 км/ч, иначе снимки будут смазаны. Машины вокруг едут аккуратно и тоже медленно. «Нас часто принимают за гаишников, которые мониторят скоростной режим», — говорит Иван. Между тем камера работает автоматически. К вялому саундтреку добавляется звонкий капающий звук, напоминающий эхолот. Он означает, что записан очередной кадр. «Этот звук мне уже давно снится. Я по ночам просыпаюсь от того, что он прекращается», — говорит Артем.
На Парковых улицах почти ничего не происходит. Встречаются дети, которые показывают машине средний палец. Встречаются сотрудники ГИБДД, которые прячут от камер лицо. На заправке подходит знакомиться алкоголик в камуфляже, представляется другом Никиты Михалкова. Не то чтобы съемка фотопанорам — самая скучная работа на свете, только сейчас, похоже, этим интереснее заниматься в других городах. «Когда снимали в Чебоксарах, горожане следили за нами на улицах и обсуждали на форумах, что бы такое устроить. Кто-то там предложил показать голую жопу, но его зашикали. В итоге они сделали плакат «Чебоксары — культурная столица Поволжья» и вышли с ним на дорогу». Такие истории Артем и Иван рассказывают постоянно — все они не про Москву.
Желающих участвовать в съемке городов много. Наверно, считается, что это такая романтическая, связанная с фотографией и туризмом работа; вдобавок всегда есть доступ к мобильному интернету. Предложение, однако, ограниченно. В компании девять сотрудников (летом, в горячую пору, их количество увеличивается до 25). Берут только мужчин, потому что приходится делать сразу все: водить машину, таскать ящики с оборудованием и даже что-то паять. Часто те же люди после поездки обрабатывают в офисе снимки и в программе PTGui монтируют из них панорамы, готовые к отправке в «Яндекс». Рабочее время длится, пока небо ясное (весь Мурманск, к примеру, сняли за сутки: был полярный день). Съемка Измайлово или небольшого города размером с Воскресенск занимает 2–3 дня. Склейка панорам — несколько недель. Но, черт побери, сейчас neq4 собирается оцифровать Ригу — и это только небольшая часть плана Артема Ефремова и его компаньонов на это лето.
Фотография: из личного архива Артема Ефремова
Для съемок пешеходных зон neq4 использует велосипеды. С их помощью в прошлом году снимали беговые дорожки в нескольких московских парках (например, на Поклонной горе). Вероятно, в будущем таких панорам на картах «Яндекса» будет больше