перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Деньги за идею 5 примеров финансирования творческих проектов в интернете

Попросить денег у пользователей — хороший способ для артистов и изобретателей не зависеть от инвесторов. В прошлом году объем пожертвований на отдельные зарубежные проекты приблизился к семизначным цифрам. В России что-то похожее тоже начинается — пока со страшным скрипом.

Архив

Энциклопедии сообщают, что краудфандинг — коллективное и безвозмездное финансирование чего угодно в интернете — начался в 1997-м с британской группы Marillion, собравшей 60 тыс. долларов на тур по США. Спустя 13 лет в зале славы на kickstarter.com показывают уже 100 творческих идей, на реализацию которых простые американцы дали от 20 тыс. до сотен тысяч долларов каждой. Среди них экранизация рассказа «Цена» Нила Геймана; запись классической музыки для публичной коллекции на musopen.com; производство принтера вещей CNC Machine, который будет стоить всего 400 долларов (самый дешевый фабрикатор компании MakerВot стоит сейчас 800).

Краудфандинг, поскольку речь о высшей мере — деньгах, вообще хороший социальный фильтр. Что людям сейчас важнее: дизайн или решать вопросы. В русском интернете этим тоже охотно занимаются, только если предмет — благотворительность и дело чести. На dirty.ru в складчину покупают снегоход Сергею Сотникову (который 12 лет поддерживал в порядке посадочную полосу в Ижме, чем спас тот самый Ту-154). Чуть ли не каждую неделю в ЖЖ и «Лепрозории» собирают деньги на лечение детей и женщин. Поддержка блогосферой погорельцев, пострадавших от пожаров летом, теперь главный положительный аргумент в спорах об общественном неравнодушии.

Но если коллективные деньги нужны для более-менее коммерческого проекта или фантастической затеи — собственно, кто-нибудь вообще видел в интернете анонсы таких начинаний на русском? Нормально, когда мультипликатор Норштейн отказывается принимать деньги от поклонников на завершение «Шинели». Вот писатель Лукьяненко все-таки проводит эксперимент, чтобы проверить, готовы ли люди платить ему за книги напрямую, минуя издательства. И что — соглашаются только 5% читателей блога. У другого эксперимента — открывшегося в декабре клона «Кикстартера» под названием «С миру по нитке» — рекорды пока микроскопические. Заявлено чуть больше десяти идей, в том числе — делать скворечники, а самое значительное событие — сбор 20 тыс. рублей на создание сайта новосибирской рок-группы. Чтобы было ясно, насколько это мало, ниже приведены результаты краудфандинговых инициатив за рубежом.

 

 

Творческие проекты

kickstarter.com

Малобюджетные фильмы и издание книг, запуск сайтов и производство гаджетов, организация концертов, спектаклей, вечеринок. «Кикстартер» открылся в Нью-Йорке год назад, и теперь кажется, что это флагман массового краудфандинга в интернете. Впервые о нем громко заговорили в связи с финансированием антифейсбука, соцсети домашнего залегания «Диаспора», собравшей 200 тыс. долларов пожертвований. (О ней, правда, с ноября что-то ничего слышно.) А в декабре «Кикстартер» поставил очередной рекорд: идея наручных часов TikTok — гибрид браслета и айпода маленького — принесла чикагскому дизайнеру Скотту Уилсону 942 тыс. долларов. Делается это так. Автор идеи оставляет на сайте видеозаявку и назначает время (Уилсон просил 150 тыс. и ждал месяц). Пользователи переводят автору на аккаунт кто по доллару, кто по сто. Если нужная сумма набирается в срок, автор получает деньги на свой банковский счет (система пока работает только для резидентов США). Если не набирается — пользователям все возвращают. В любом случае доноры не претендуют ни на участие в проекте, ни на дивиденды от будущей прибыли. Стимулы тут другие: чувство причастности, вечная память и прототипы продукта.

 

Все что угодно

indiegogo.com

Практически близнец «Кикстартера». Но не так строго ограничивает тематику заявок. Кроме дизайнеров и писателей здесь встречаешь лавочников, стартаперов или собачку, которой на лечение от зубной инфекции требуется 900 долларов. Участвовать разрешается всем, у кого есть счет в PayPal. Отсутствуют дедлайны: cколько автор идеи соберет с доноров, столько ему сразу и зачисляется. Зато и средний чек здесь — копейки для «Кикстартера» — пара тысяч долларов. Похоже, indiegogo.com пока просто не повезло найти свою «Диаспору». Сайт в бою с 2008 года, в базе 16 тыс. заявок со всего мира, но кто о нем слышал.

 

Журналистские расследования

spot.us

Площадка фрилансеров, готовых за гонорар копаться в местных проблемах (дело происходит в Калифорнии) и писать о них. Темы заявляются в ленте, граждане голосуют за них долларом. Если формируется гонорар — тема признается важной, волонтер начинает расследование. Журналистский отчет затем читают всем миром и тыкают палкой в ответственных лиц. Свежий пример: в этом месяце Мари Бака поднимает тему компенсаций для калифорнийских зеков, попавших в тюрьму по ошибке. За материал просит тысячу долларов. Такая прямая демократия на локальном уровне и заодно — модель ее монетизации. Ведь, в сущности, граждане заказывают у волонтеров spot.us не просто заметку почитать, а решение проблемы. Зарабатывают и исполнители, и создатели сайта, берущие комиссию в 10% с каждого гонорара.

 

Музыка

sellaband.com

Голландская платформа для финансирования музыкантов. Помогла Public Enemy c 70 тыс. евро на запись альбома (изначально, правда, группа просила 200 тыс.). Хотя даже такой — с натяжкой — успех скорее исключение: Sellaband не самый счастливый случай в списке. Год назад пережил банкротство, нашел новых инвесторов, переехал в Германию и вот снова пытается окучивать фанатов. Обычный, в общем, региональный сайт для поддержки артистов, каких в мире десятки, если бы не экономисты, написавшие про него в январе исследование «География краудфандинга» (англ., PDF, 742 Кб). Скучная, но, наверно, полезная статистка для тех, кто интересуется вопросом: за три года Sellaband собрал 2,3 млн долларов, деньги получили 4,7 тыс. музыкантов, большинство доноров были из Голландии, Британии и так далее.

 

Блогинг

kottke.org

Один из самых популярных автономных блогов в США. Ведет Джейсон Коттке, веб-дизайнер, гик, теоретик, можно сказать, новых свободных искусств. Первым скрестил краудфандинг с блогингом, чем обрек свое имя на вечное упоминание в обзорах на тему. В 2005 году бросил работу и придумал «микропатронаж»: предложил читателям платить за его посты, кто сколько захочет. Блог между тем оставался доступным для всех. Микропатронами Коттке стали 1,5 тыс. человек — за год эксперимента они перечислили ему 40 тыс. долларов. Другое дело, что пользовательская опека, похоже, превратила вольный блогинг Коттке в ежедневную каторгу, и в итоге он сдался. Сейчас kottke.org зарабатывает рекламой.

Ошибка в тексте
Отправить