«Танец пингвина», «Малыш» и другие кавер-версии, которые известнее оригиналов
На прошлой неделе Иван Дорн выпустил песню «Танец пингвина» — чем обессмертил старую вещь группы «Скрябин», мало известную новому поколению. «Волна» вспоминает еще 10 кавер-версий, которые оказались популярнее оригиналов.
«Танец пингвина»
Выпущенная на прошлой неделе новая песня Ивана Дорна — это, на самом деле, кавер на полузабытый хит украинской группы «Скрябин», популярной в конце 1990-х. У оригинального «Танца пингвина» характерный для того времени синтетический поп-саунд; Дорн радикально обновил звук и сделал его сверхсовременным — в духе нового британского хауса и конкретно группы Disclosure, — тем самым еще и обозначив связь времен.
«The Man Who Sold the World»
Хрестоматийный пример того, как песня возвращается через двадцать с лишним лет после написания — и молодое поколение не знает, кто ее автор. В 1990-е на концертах к Дэвиду Боуи подходили зрители говорили: «Круто, что ты играешь Nirvana!» — музыканта это, конечно, очень злило; до сих пор находятся люди, которые не знают, что «The Man Who Sold the World» написал не Кобейн. Исполнение Nirvana тем не менее тоже стало классикой на все времена: на один вечер в Нью-Йорке музыканты отложили электрогитары и сыграли самый известный акустический концерт в истории рок-музыки.
«Nothing Compares to You»
Об этом мало кто знает, но «Nothing Compares to You» на самом деле написал Принс: в начале 1980-х он собрал группу The Family, где играл со своей девушкой Сюзанной Мелвойн, — исключительно для того, чтобы держать ее поближе к себе. В 1985-м у The Family вышел дебютный альбом, для которого песня была записана: и альбом, и «Nothing Compares to You» толком не были замечены публикой. Четыре года спустя Шинед О’Коннор сделала с помощью песни карьеру; немаленькую роль сыграл клип, в котором не показывают практически ничего, кроме лица певицы, — на тот момент это была маленькая революция в жанре музыкальных видео.
«I Will Always Love You»
«I Will Always Love You» на самом деле в 1973 году написала американская кантри-певица Долли Партон — она посвятила ее своему учителю, музыканту Портеру Вэгонеру. На родине песни, в США, этим фактом никого не удивишь — там Партон знают и любят, но, во-первых, версия, записанная Уитни Хьюстон 19 лет спустя, оказалась в чартах гораздо выше, продержалась там дольше и получила массу всевозможных наград, а во-вторых, «I Will Always Love You» в конце концов стала ассоциироваться у всех именно с фильмом «Телохранитель». Стоит еще добавить, что кантри-песню Партон Уитни Хьюстон удалось перевести практически на территорию соула и госпела, — тоже своего рода достижение.
«Valerie»
Удивительный пример, когда между выходом оригинальной версии (в июне 2006-го) и кавера (в октябре 2007-го) прошло всего чуть больше года — но тут на популярности версий сказался, видимо, статус музыкантов. «Valerie» для своего альбома написала мало кому нужная английская гитарная группа The Zutons, так что песня прошла ожидаемо незаметно; а вот Эми Вайнхаус на момент своего исполнения уже была большой звездой — то, что песню она записала для альбома Марка Ронсона дуэтом вместе с ним, только помогло. Справедливости ради, и песня у Вайнхаус с Ронсоном получилась интереснее — из шаблонного инди-рока The Zutons вышел благородный соул.
«Tainted Love»
Оригинальная «Tainted Love» была написана американским композитором Эдом Коббом и записана в 1965 году певицей Глорией Джонс (помимо оригинала «Tainted Love» известная в первую очередь тем, что встречалась с Марком Боланом из T.Rex). Марк Алмонд и Soft Cell заметно замедлили ее темп, перевели из тональности до в соль, чтобы Алмонд мог спеть ее своим низким голосом, заменили гитары на синтезаторы и вообще сделали песню гораздо порочнее; голубоглазый соул из 1960-х зазвучал в разы мрачнее. Лучшую версию песни Алмонд, впрочем, записал в 1985-м вместе с группой Coil.
«Hallelujah»
Самая популярная песня Леонарда Коэна некоторое время (а в какой-то степени и до сих пор) была известна в первую очередь в исполнении другого человека — Джеффа Бакли, сына Тима Бакли, записавшего «Hallelujah» для своего единственного альбома. Коэн испонял «Hallelujah» в своей обычной сухой, скорбной манере, скорее бормоча слова, чем пропевая их, — видимо, полагая, что слова и музыка сами по себе уже настолько красивы, что не требуют ничего дополнительного. Бакли добавил красок и виньеток — и, вероятно, поэтому его версия «Hallelujah» стала настолько массово почитаемой.
«Hurt»
В конце своей карьеры великий американский кантри- и фолк-певец Джонни Кэш принялся записывать альбомы каверов на песни и музыкантов разной степени известности: от очевидных вроде The Beatles до более неожиданных — вроде Бека, Бонни «Принса» Билли или Nine Inch Nails. Индастриал-элегию «Hurt» последних Кэш перепел так, что затмил оригинал; немаленькую роль в популярности его версии сыграл пронзительный клип, вместе с которым из «Hurt» получается песня о жизни самого Кэша.
«You’ve Got the Love»
«You’ve Got the Love» написала в 1986 году соул-певица Кэнди Стейтон; самое заметное, что с ней произошло тогда — песня попала в документальный фильм про полного человека, пытающегося сбросить вес, вышедший на VHC. Композиция так и осталась бы в безвестности, если бы не электронная группа The Source (когда они предложили Стейтон записать новую версию «You’ve Got the Love», она даже не помнила, что у нее есть такая песня), в 1991 году превратившая ее в клубный хит. В 2010-х песнях, впрочем, знают в первую очередь в исполнении Florence and The Machine — Флоренс Уэлш сократила оригинальную версию (неважно, считать ли за нее Стейтон или The Source, идут они одинаково) ровно вдвое, но менее грандиозной «You’ve Got the Love», впрочем, не стала.
«Малыш»
Песни «Малыш» нет ни на одном студийном альбоме «Кино» — она существует лишь в акустической версии, записанной в одиночку Виктором Цоем. «Мумий Тролль» честно перепели ее для альбома-трибьюта Цою «Кинопробы» в 2000 году — но получилось так удачно, что в массовом сознании версия «Мумий Тролля» затмила оригинал. Поклонники, выкладывающие свои кавер-версии «Малыша» на YouTube, до сих пор в большинстве своем указывают Лагутенко в качестве автора.