Почему стоит начать следить за русской кассетной культурой
Не особо преуспев в описании новых кассетных релизов, шеф-редактор «Волны» Артем Макарский рассказывает о своей любви к кассетной культуре и о том, почему за ней сейчас действительно интересно следить.
Подъем кассетной культуры начался после того, как свои кассеты начали продавать музыканты, далекие от панк- и хардкор-сцены, от дроуна и нойза — жанров, с которыми долгое время ассоциировался этот формат. Впрочем, тут стоит сделать отступление и немного рассказать о себе — первой моей кассетой, с трещиной, образовавшейся после перевозки, стал альбом Walter TV, другой группы, в которой играет Мак ДеМарко, тогда известный в России в основном читателям блога Old Ship Bar. За год до того дуэт Stoned Boys выпустил кассету с EP «Burning Cities Forever» на чикагском лейбле Laser Palace. Вернемся в 2012 — другие канадцы, дуэт Alpha Couple, записали сплит с Антоном Кривулей, тогда еще под именем Mox, а сибирский музыкант, скрывающийся за именем Foton, выпустил кассету на портлендском лейбле Field Hymns. Тогда же вышла дебютная кассета москвича Piper Spray, Tesla Boy продавали свою кассету с синглом «Split» в «Республике», а петербургский лейбл Spacebridge выпустил свою первую кассету — Missisippi Landscapes. За исключением Tesla Boy, играющих довольно популярный синти-поп и Missisippi Landscapes, все-таки работающего с нойзом, все это была музыка хоть и подпольная, но уже другая. Тут и практически рейвовая электроника, и напоминающие об Эдуарде Артемьеве инструментальные композиции, и лоу-фай-поп. Дальше было только интереснее.
В 2013 на британском лейбле New Ideals вышла первая кассета киевлянки Оксаны Зморович, известной под именем blablarism. Лейбл Singapore Sling с пропиской «Москва-Айдахо» и запущенный не без участия Piper Spray, развил обороты. Свои альбомы издали самостоятельно Чикис и Sonic Death, а магазин Dig! выпустил сборник «Рок-н-ролльный фронт». Spacebridge издал сплит Tonstartssbandht и Dirty Beaches, а потом продолжил с русской музыкой и выпустил usssy, MAYГLEY, Polska Radio One и многих других. Кассетный интернет-лейбл Tastes Differ выпустил на кассетах альбомы Александра Зайцева и Федора Веткалова (то есть своих основателей). Тут-то, в общем-то, и наступает время для ложки дегтя — и закрывший свой Spacebridge Михаил Туманов, и Зайцев говорили мне в интервью, что кассеты банально не интересуют слушателя, они лежат у них дома мертвым грузом и их никто не хочет покупать. Сейчас, однако, ситуация сдвинулась с мертвой точки — Full of Nothing, Hyperboloid и Klammklang продают свои кассеты практически полностью: но на них и больше внимания из-за рубежа. Впрочем, условные «гаражники» здесь тоже не остаются в накладе. «продавцы-консультанты», Nicola Tesla and Thee Coils, а также участники сообщества Saint-Brooklynsburg тоже продают свои кассеты. Часть тиража, конечно, остается, но его не так уж и много. Сравнительно хорошо себя чувствуют и дистро, например, Post-Materialization или Materia — к слову, у обоих есть свой собственный лейбл.
И дело даже не в моде — модная музыка как раз-таки максимально далека от кассетной эстетики. И не в вечной мысли о том, что до России все доходит с опозданием — в этом году на кассете вышли Death Cab for Cutie, в прошлом — Ариэль Пинк, Дан Бодан и Cloud Nothings — просто так совпало, что самый удобный из физических носителей снова стал популярен. Ходить по городу с дисковым плеером было неудобно еще тогда, когда все носили их у бедра, то есть где-то в начале-середине нулевых — в то время как Walkman или любая его замена достаточно компактны: практически как плеер или телефон, только с характерным шуршанием пленки. Кассетная культура не имеет ничего общего с аудиофилией — наоборот, некоторые моменты лучше всего чувствуются, а не слышатся, через сырой кассетный звук, будь то нойз Зубова и Аврорина, вышедший на Secretly Chuvashian или сильно хорошеющий с кассетным звуком «Пластилин» «Фанни Каплан». Именно кассета помогает понять разницу между аналогом и цифрой — но, во-первых, на этом можно и не делать упора, а во-вторых, иные кассеты, как тот же Kito Jempere или, допустим, Legowelt, мало отличимы от обычной записи.
Как объяснить интерес к кассетам, пока не ясно — одной ностальгией детей 90-х тут не отделаешься, но все больше местных исполнителей начинает проявлять свой интерес к формату; местного Posh Isolation у нас пока нет, но и сейчас, как видите, есть чем поживиться. Возможно, все дело в том, что пока не услышишь впервые за несколько лет тот самый, страшный звук зажеванной пленки, пока не поймешь, что придется ножичком открывать кассету, вручную сматывать ее и собирать обратно, пока не почувствуешь, что это место заедает, а тут проваливается куда-то вниз звук, не проникнешься кассетной культурой в полной мере. Кассетная культура — в чем-то культура несовершенства, некой живости, тепла. Это, впрочем, все зависит от качества и давности записи, но то ощущение, которое дает тебе кассета — когда заканчивается пленка и ты в тишине обдумываешь услышанное, неторопливо меняя сторону, не сравнить ни с чем. В то время когда все остальное вокруг приучает нас к быстрому потреблению, кассеты замедляют мир вокруг и оставляют для тебя пространство для размышления — а это дорогого стоит.