Дилан, Дипло, Уилл Батлер и Lightning Bolt: выбор Александра Горбачева
Следующий номер журнала «Афиша» будет первым, в котором не будет рубрики «Две недели в городе» — вместе с ней исчезнет и подрубрика «5 новых альбомов: выбор Александра Горбачева». «Волна» писала далеко не про все из них — наверстываем упущенное при помощи 9 текстов.
Боб Дилан «Shadows In The Night»
73-летний Дилан перепевает любимые вещи Синатры: альбом распространялся вместе с номерами американского журнала для пенсионеров. Впрочем, при всей комичности идеи в этих негромких и напрочь лишенных эстрадной патетики нуар-блюзах есть какое-то бесконечное благородство. Подобно Егору Летову, Дилан своей сказительной манерой превращает любые песни в свои; мы, констатирует он про себя, кумира и весь род человеческий, храп и хрип, мы шелест, шум и сип.
Хосе Гонсалес «Vestiges & Claws»
Тихие песни под гитару в исполнении шведского мужчины, известного большинству населения по кавер-версиям популярных песен из манипулятивных рекламных роликов. Методы Гонсалеса стабильны, потому что эффективны: нейлоновые струны, упругий звук, ритм в щелчках пальцев, утешительный голос, в который хочется уткнуться, как в мохнатый свитер любимого человека, — в общем, доктор едет-едет сквозь снежную равнину в течение 42 минут.
Рудреш Махантхаппа «Bird Calls»
Нью-йоркский саксофонист, здорово обыгрывающий свои индийские корни в рамках современного вольного джаза, на сей раз обращается к джазу традиционному. «Bird Calls» — посвящение гению бибопа Чарли Паркеру: каждая вещь тут отталкивается от конкретного паркеровского соло или мелодии и улетает в неведомые дали путями артистической мысли участников ансамбля. Изобретательный, неглупый и по-хорошему нерадикальный джаз, еще и тонко обыгрывающий связь времен.
Бенджамин Клементайн «At Least for Now»
Родился в Лондоне, мужал во Франции, долговязый, чернокожий, выступает в пальто, но без рубахи — таковы выходные данные нового и крайне многообещающего британского крунера. Трепетный и саркастичный, Клементайн напоминает одновременно Бреля и Энтони Хегарти, своей игрой на фортепиано и вокалом умеет и рассмешить, и распотрошить сердце и вообще довольно непостижимым образом в 2015-м сводит друг с другом все лучшее в английской и французской эстраде доцифровой эпохи.
Скриллекс и Дипло «Presents Jack Ü»
Гиперактивный манифест музыки трэп в исполнении людей, научивших американцев новому цифровому рейву. Дипло и Скриллекс, приглашая на танцпол разных именитых друзей в диапазоне от Кайзы до рэпера Ту Чейнза, показывают мастер-класс по нашинковке поп-мелодий в суетливые, тарахтящие треки, подразумевающие энергичные движения женскими ягодицами. Относиться к этому можно по-разному, но при всей своей настырности «Jack Ü» достаточно изобретателен; и именно так звучит прогрессивная молодежная музыка 2010-х, хотите вы того или нет.
Noel Gallagher's High Flying Birds «Chasing Yesterday»
Сольная пластинка старшего из братьев Галлахер, который славится не только скверным нравом, но и умением сочинять типично британские мелодии, которые как будто всегда лежали в каком-то образцовом хранилище. С возрастом Ноэл оставил былой пацанский апломб и даже выработал в себе некий аристократизм — на «Chasing Yesterday» появляется полуночный саксофон, да и в целом звук вполне оркестровый.
Уилл Батлер «Policy»
Брат лидера Arcade Fire развлекается, примеряя на себя маски любимых артистов — Дэвида Боуи, Нила Янга, Дэвида Бирна. Выходит вполне очаровательно, а пара песен и вовсе способна поднять настроение слушателю в любом расположении духа, но если что из альбома и выясняется, то это то, что Arcade Fire никак не группа одного человека: тамошних мощи и глубины в «Policy» нет даже близко.
Twin Shadow «Eclipse»
Самый смуглый (в том числе и в смысле звука) из первого отряда чиллвейва окончательно меняет лагерь: «Eclipse» — это уже чистое новое R'n'B; от былой акустической расфокусированности ничего не осталось. Ну и слава богу: крунер из Джорджа Льюиса-младшего, как выясняется, отменный — и грува у него в крови тоже хватает с лихвой. В отличие от белого R'n'B типа How to Dress Well и большого коммерческого R'n'B, действительно похоже на адекватную музыку для соблазнения.
Lightning Bolt «Fantasy Empire»
Очередная полезная прочистка головы в исполнении дуэта, ретиво исполняющего репетитивный нойз-рок с воплями. При всей бесхитростности метода музыку Lightning Bolt можно разбирать в самых разных контекстах — это и по-своему предельная версия краутрока, и перевод на альтернативный акустический язык определенных этнических звуковых практик. С другой стороны, все-таки главное, что следует знать про «Fantasy Empire» — это то, что альбом самым убедительным образом отвечает на хрестоматийный вопрос «В каком ухе у меня жужжит?». В обоих.