7 самых характерных женских рок-групп мира: от Warpaint до Pussy Riot
Сегодня и завтра в России выступают Warpaint — рок-группа, в составе которой только девушки. Женские гитарные ансамбли существовали всегда, но в последнее время их все больше — и они становятся все важнее. «Волна» выбирает семь самых интересных действующих женских групп и объясняет, чем они хороши.
Warpaint
Четыре скромные калифорнийские девушки, делающие слегка психоделический инди-рок с текстами про тлен
Как звучат
В 1990-х было две большие альтернативные рок-группы, отличавшиеся своим инакомыслием, — Radiohead и Tool. Группы эти, прямо скажем, очень разные, но Warpaint неожиданно напоминают и тех, и других, ну и в принципе весь «альтернативный рок» 90-х разом. Сами участницы говорят, что просто росли в то время, поэтому и воспроизводят его звук. Впрочем, своего у них тоже хватает: эхо гранжа и прочего альтернативного рока у них звучит действительно лишь как эхо, отзвук. Оно утопает в фидбэках, теряется между полуакустическими номерами и создает странный психоделический эффект, будто девушки музыкой транслируют некое собственное помешательство, — особенно это впечатляет на концертах группы.
Чем уникальны
Warpaint поют о любви и прочих душевных делах исключительно с женской точки зрения. Это само по себе не в новинку, но квартет подходит к теме с весьма неожиданной стороны: любовь как бремя, необходимость выбора как мука, совместная жизнь как медленно затягивающаяся удавка на шее — и все это тем не менее столь же прекрасно, сколь разрушительно. Показателен в этом плане кавер на поп-стандарт «My Guy» (банальную, но очень трогательную песню-признание в вечной любви), который у девушек называется «Billie Holiday» — и не потому, что певица была одной из исполнительниц стандарта, а из-за ее сложной судьбы и героиновой зависимости. То есть, изменив только название, Warpaint кардинально поменяли посыл песни: ну да, любовь до гроба, но это не обязательно хорошо.
«Undertow»
- Концерт Москва: «Главклуб», вт 12 ноября, 20.00. Петербург: «А2», ср 13 ноября, 20.00
- Сайт www.warpaintwarpaint.com
Grass Widow
Лоу-фай из Сан-Франциско по стопам виднейшей женской постпанк-группы The Raincoats
Как звучат
Как что-то из фильмов Мишеля Гондри: песни радикально дилетантские, а потому и очаровательные. Grass Widow — это гаражный рок, буквально сыгранный в гараже, но важнее тут не сырость и грубость, а скромность и застенчивость, таящиеся в подобном несовершенстве.
Чем уникальны
На вопрос, являются ли они феминистками, участницы группы отвечают цитатой своего кумира Джины Берч (предводительницы The Raincoats): «А с какого хрена мы могли бы ими не быть?!» На деле это лишь поза — никаких феминистских идей группа не проповедует, кроме разве что той, что женщины тоже могут играть рок-н-ролл (в ней, впрочем, сегодня сомневаются разве только радикальные исламисты). Интересны же Glass Widow скорее тем, сколь бесстрашно представляют миру свой хрупкий внутренний мирок, который, как и упомянутые фильмы Гондри, может, и нелеп, но жить в нем очень приятно.
«Fried Egg»
- Сайт www.grasswidow.org
Haim
Три сестры, которые в записи звучат как женская версия группы Hanson, а живьем — как Guns N’ Roses
Как звучат
Кажется, главный козырь группы — в ее калифорнийском происхождении. Первое, что отмечаешь в Haim, — это своеобразная манера речи (и соответственно пения) девушек: отрывистая, с чеканкой слов и с какой-то природной привлекательной дерзостью. От голосов отталкивается и музыка: аранжировки тоже хлесткие, акцентированные и неровные; ориентируясь на ритм-н-блюзовый рок-н-ролл времен расцвета самой коммерчески успешной группы в мире Fleetwood Mac, сестры Хайм довольно точно адаптируют их приемы к современному звуку.
Чем уникальны
Haim тоже в общем и целом поют об эмансипации: смысл примерно каждой второй песни можно свести к фразе «не нужен мне этот козел» — но это для женских групп уже стандартно. Главное в них — живые выступления; на сцене дерзости девушек смотрятся в десятки раз мощнее, риффы звучат в несколько раз громче, и в целом получается такой в прямом смысле громкий волосатый рок. Даже ведут себя сестры как бывалые мужики-рокеры: в перерывах между песнями выглядывают в толпе симпатичных мальчиков.
«Falling»
- Сайт www.haimtheband.com
Pussy Riot
Самая популярная российская группа со времен «Тату», нравится вам это или нет
Как звучит
Будто кто-то кричит, при этом кому-то на голову надели ведро и стучат по нему ломом. Самый что ни на есть канонический DIY-панк: идейный, сыгранный как попало и на чем попало, ориентированный в первую очередь на тексты — острополитические речовки.
Чем уникальны
Ну как минимум тем, что не могут сейчас продолжать деятельность по той причине, что находятся за решеткой. Прощупывая болевые точки российской власти, Pussy Riot в итоге угодили, видимо, в самую больную (ей оказалась идеологическая смычка церкви и государства), в результате чего троих участниц анонимной группы вычислили и осудили на два года колонии; впрочем, Мария Алехина и Надежда Толоконникова, по сути, продолжают вести художественную деятельность и из-за решетки — причем крайне убедительно и успешно. А сами Pussy Riot продолжают выпускать песни и клипы: концепция группы подразумевает, что под масками может скрываться кто угодно. Хотя бы даже ваша соседка.
«Как в красной тюрьме», последний клип Pussy Riot, снятый уже после оглашения обвинительного приговора участницам группы
White Lung
Резвый феминистский постхардкор из Канады. В составе сегодня одну девушку заменил мужчина, но ни на звуке, ни на идеологии это никак не сказалось
Как звучат
Как группы Blood Brothers и Pretty Girls Make Graves в свои лучшие времена. Впрочем, учитывая, что эти времена были 10 лет назад, имеет смысл сказать прямее: стремительный, но мелодичный панк-рок с бодрыми криками и истеричными гитарами по заветам At the Drive-In.
Чем уникальны
В середине прошлого года, когда группа выпустила второй альбом, североамериканская пресса пыталась их представить как местную версию Pussy Riot — дескать, тоже громкие, злые и про феминизм. Получилось не очень, и понятно почему — не очень ясно, зачем вообще нынче североамериканским феминисткам быть такими злыми; во всяком случае, поводов для крика у них явно поменьше, чем в России. Реальные же достоинства группы совсем другие: это действительно цепкая и заразительная в своей ярости музыка, идеально балансирующая между какофонией и поп-песнями, чего другим подобным группам часто очень не хватает.
«Glue»
- Сайт www.whitelung.ca
Фанни Каплан
Московский отрешенный постпанк, сыгранный в слегка пугающем загробном звуке
Как звучат
Как если бы самые заметные и депрессивные представители манчестерского постпанка родились в Москве и вдохновлялись не заброшенными манкунианскими заводами, а окраинными промзонами поздней осенью. Максимально давящая и угрюмая психоделика, иногда набирающая почти танцевальные обороты — и этим поначалу только пугающая. Но стоит притереться (как и к жизни в окраинных промзонах), и эти песни начинают казаться какими-то родными и милыми.
Чем уникальны
Когда-то в России была безусловно уникальная группа «Колибри» — вот «Фанни Каплан» звучат так, будто дух распавшейся группы вышел из могилы и переселился в трех совсем молодых девушек и потусторонняя сила смешалась с девичьими наивностью и хрупкостью. Других таких уж точно не найти.
«Осколки»
Wax Idols
Гаражные панки из Сан-Франциско, бережно чтящие традиции: грязно крашеные в черный цвет волосы, похмельный макияж, косухи, лосины и максимум безразличия к собственной музыке
Как звучат
Как Yeah Yeah Yeahs еще до дебютного альбома или просто как все гаражные группы: риффы, железо, кричалки хором, дух старой школы и чад кутежа. Впрочем, сейчас Wax Idols начинают двигаться в сторону готического постпанка.
Чем уникальны
Честно: ничем. И это тоже по-своему важно. Своим существованием Wax Idols доказывают, что дело, которое когда-то начали Bikini Kill, сегодня не просто живет и процветает, а уже отцвело — феминистки победили. И, например, женская гаражная панк-группа сегодня может просто существовать наравне с мужскими — и в такой же степени быть никому не интересной.
«Dilno»
- Facebook www.facebook.com/waxidols