10 лучших саундтреков к несуществующим фильмам
Вчера состоялся второй показ спектакля «Из жизни планет», в котором группа «Мегаполис» играет саундтреки к невышедшим фильмам шестидесятых, а их лидер Олег Нестеров про эти фильмы рассказывает. «Волна» вспомнила еще десять случаев, в которых поднималась тема саундтреков к кино, которого не было.
Грейс Слик «Manhole»
Кто
На тот момент Грейс Слик уже была бывшей вокалисткой Jefferson Airplane — но на ее первом сольном альбоме сыграли почти все участники новообразованной группы Jefferson Starship. Про «Manhole» — немного не ясно: то ли такой фильм просто не вышел, то ли его вообще не было в планах.
Что
Без всякой привязки к полувыдуманному фильму, «Manhole» — это именно та музыка, которую можно было играть только в семидесятых; заглавный трек и вовсе словно одиссея человека, находящегося где-то между американской и мексиканской границами (слова на испанский для Слик переводил уборщик студии, где она записывалась). Остальные, правда, ему много уступают — но уже его, казалось бы, было достаточно для того, чтобы носить альбом на руках. Не тут-то было: критики остались недовольны, продажи были тоже не очень хорошими, в список лучших альбомов семидесятых «Manhole» не попадал — а жаль.
«Manhole Theme», из которой вырос альбом — величественная композиция на пятнадцать минут
Passengers «Original Soundtracks 1»
Кто
Если вкратце, группа U2 и Брайан Ино — вместе с Howie B, японской певицей Холи и Лучано Паваротти. Ино, у которого уже был опыт создания музыки для несуществующего кино (см. ниже), скорее помог группе вспомнить о том, что такое импровизация — в основном альбом был записан во время джемов.
Что
«Original Soundtracks 1», названием неслучайно напоминающий «Soundtracks» Can, удивительным образом выглядит самым цельным альбомом для U2 девяностых. По легенде перед нами сборник, однако звучит он гораздо собраннее шатавшихся из стороны в сторону «Zooropa» и «Pop» — плюс очевидно, откуда появились эксперименты на втором из перечисленных альбомов. Тем не менее, все движения в сторону были вскоре забыты — и группа в нулевых двинулась в сторону композиции «Miss Sarajevo», а если еще точнее, ее социальной составляющей.
«Miss Sarajevo», спетая с Лучано Паваротти — самая известная у Passengers и одна из лучших у U2
Дэнжер Маус и Даниэль Люппи «Rome»
Кто
Любитель старой музыки и большой продюсер Брайан Бертон, он же Дэнжер Маус, и итальянский музыкант, его лучший друг, Дэниэль Люппи. Вместе с Норой Джонс и Джеком Уайтом они записали всего один альбом — именно как саундтрек к несуществующему фильму.
Что
Без фильма музыка здесь звучит несколько странно — единственный альбом дуэта, «Rome», подразумевался как посвящение спагетти-вестернам, и если там музыка помпезная и величественная смотрелась интересно и уместно, то без видеоряда она просто осталась немного пафосной. Тем не менее, без такого контекста эти песни смотрелись куда интереснее и красивее — но как раз без контекста в наше время, к сожалению, никуда.
«Two Against One» с Джеком Уайтом «в главной роли», один из немногих клипов с альбома
Барри Адамсон «Moss Side Story»
Кто
Участник The Bad Seeds Барри Адамсон не зря похож на какого-нибудь соул-певца: сейчас он занимается именно что джазом и нео-соулом — но не то раньше. «Moss Side Story», его дебютный альбом, был скорее джаз-индастриалом и вообще крайне экспериментальной пластинкой.
Что
«Moss Side Story» — это не просто занимательный альбом, где фортепианные экзерсисы соседствуют с шумами и драм-машиной, но и вполне конкретное посвящение фильмам Альфреда Хичкока и жанру нуар-детективов; как подсказывает название одной из частей альбома, «The Final Irony», все это делалось не с очень большой долей серьезности. Тем не менее, за мыслью Адамсона следить невероятно увлекательно — и еще больше хочется посмотреть фильм, к которому эти композиции были бы саундтреком.
Вступительная «On The Wrong Side Of Relaxation», где Диаманда Галас шепчет и кричит, очень хорошо описывает альбом в целом
Kiss «Music from «The Elder»
Кто
Одна из самых известных хард-рок групп, к началу восьмидесятых сильно смягчившаяся — и, хоть и ставшая более популярной, радовавшая старых фанатов не так сильно. «Music from «The Elder» должен был быть возвращением старых добрых Kiss в строй. Вышло немного иначе.
Что
Альбом в итоге стал худшим у группы, а практически все немногочисленные попытки исполнить песни с него вживую оборачивались провалом. Инструментальная «Fanfare», сыгранная с оркестром, хор, история о мальчике, которого готовят к противостоянию со злом («The Elder» и есть выдуманный фильм об этой истории), — по альбому понятно, что Kiss попросту не знали, чего они хотят, так как и без того концептуальный альбом они укомплектовали еще большим количеством неважных деталей (как тот же фильм), да и вообще явно оглядывались на прог-рок, что им не пошло на пользу. Как пошутил потом вокалист Джин Симмонс «Это альбом Kiss, которому я бы поставил ноль, и альбом Genesis, которому я бы поставил двойку».
Заключительная вещь к «Музыке из «Elder» под названием «I»
Брайан Райцелл и Роджер Джозеф Мэннинг-младший «Logan's Sanctuary»
Кто
Первый — участник группы Redd Kross, поучаствовавший в создании саундтрека к «Девственницам-самоубийцам» Софии Коппполы. Второй — мультиинструменталист из группы Jellyfish, клавишник Бека и сессионный музыкант других хороших людей.
Что
«Logan's Sanctuary», придуманный этим дуэтом, — саундтрек к выдуманному сиквелу научно-фантастического фильма «Logan's Run». Скорее всего, этот альбом можно рассматривать как оммаж музыке в кино восьмидесятых — кроме того, он сослужил создателям хорошую службу, после того как двух музыкантов позвала работать над саундтреком к «Трудностям перевода» та же Коппола. С тех пор Райтцелл более известен как создатель саундтреков — из недавнего интересного: «Элитное общество» и «Watch Dogs» (таким образом эту выдумку можно рассматривать для него как хороший старт настоящей карьеры), — а Мэннинг-младший работал над последним альбомом того же Бека.
«Metropia», одна из лучших композиций с «Logan's Sanctuary»
Брайан Ино «Music for Films»
Кто
Один из главных продюсеров в мире, изобретатель слова (но не стиля) «эмбиент», человек, работавший с Боно, Крисом Мартином и Петром Мамоновым, в последнее время снова вошедший в форму благодаря дуэтам с Карлом Хайдом из Underworld.
Что
«Music for Films», как и его вторая часть (третья требует разговора особого) — это классический инструментальный Ино: это песни, несущие свою утилитарную функцию, и практически не претендующие на какую-то эстетическую составляющую; тем не менее, нашей теме они вполне себе соответствуют, так как большинство композиций здесь не нашли своего режиссера (хотя часть и использовалась в кино). В какой-то степени «Music for Films» — это такая разминка на заданную, но довольно размытую тему, эти песни действительно могут прозвучать в кино, но чему-то конкретному не подходят.
В коротенькой «Patrolling Wire Borders» сыграли, помимо прочих, Джон Кейл и Фил Коллинз
Swans «Soundtracks for the Blind»
Кто
Прошедшая путь от ноу-вейва до эсхатологического рока группа, на альбоме «Soundtracks for the Blind» дошедшая до какого-то возможного предела — и потому скоропостижно после него скончавшая; впрочем, затем возродившаяся в 2009 году.
Что
«Soundtracks for the Blind» — до сих пор самый длинный группы Джиры и — на тот момент — Джарбо. Эмбиент, нойз, горький рок и полевые записи: именно здесь можно услышать речи отца Джиры и записи ФБР, здесь можно услышать, как Джарбо поет подобно Нико времен «Desertshore»; после такого opus magnum нетрудно было и распасться. Понятно, почему это саундтрек для слепых: таким образом Swans попытались уместить в два с половиной часа мир вокруг.
Одна из главных вещей со второго диска «Soundtrack for the Blind», «YRP»
The Olivia Tremor Control «Dusk at Cubist Castle»
Кто
Одна из лучших групп объединения The Elephant 6 Recording Company, которая чаще всего незаслуженно оставалась в тени своих коллег из Neutral Milk Hotel. «Dusk at Cubist Castle» — их первый и, возможно, самый интересный альбом, чье основное название «Music from the Unrealized Film Script» говорит за себя.
Что
Интереснее всего слушать этот альбом с его инструментальным компаньоном «Explanation II: Instrumental Themes and Dream Sequences» — несмотря на некоторый диссонанс при одновременном включении, иногда он идеально дополняет и без того психоделический альбом. Какой фильм могли бы озвучить The Olivia Tremor Control, не вполне ясно, но вот какую эпоху — вполне: на ум здесь приходят либо поздние экспериментальные шестидесятые, либо ранние девяностые с их гитарными шумами и общим морочным настроением. Несмотря на длину, это очень легкий, практически воздушный альбом.
«Green Typewriters», центральная песня альбома, состоящая из десяти частей
Александр Ф. Скляр «Город Х»
Кто
Поэт и гражданин, бывший лидер группы «Ва-Банкъ» — но для этой истории куда важнее тот факт, что Скляр был ведущим передачи «Другое Кино. Страх», рассказывавшей о самых страшных фильмах в истории человечества, да и в целом показывал себя как киноман.
Что
Из-за «Другого кино» его диск «Город X» вышел в самом странном формате за всю историю русской музыки — как приложение к DVD с фильмом Федерико Феллини «Город женщин». Связи между фильмом и альбомом никакой, но эксперимент этот любопытен еще и музыкой Скляра и его компаньона, Олега Литвишко: это расчлененный на неуловимые части русский рок, на который что только не наслоено — и битбокс, и кабаре, и глитч, и что-то латинское. Невероятная, в чем-то удивительная работа — и, скорее всего, самое занятное, что когда-либо делал Скляр.
На песню с альбома «Моби Дик» есть только такой, достаточно безвкусно сделанный клип