10 лучших саундтреков к молодежному кино
На прошлой неделе вышел не только фильм «Голодные игры: И вспыхнет пламя», но и саундтрек к нему с эксклюзивными песнями The Weeknd, Coldplay, The National и прочих актуальных групп. «Волна» вспоминает и другие случаи, когда тинейджерские фильмы и сериалы сопровождались интересной звуковой дорожкой.
«Милашка в розовом» (1986)
История того, как фильмы для тинейджеров создавали или популяризировали определенную музыкальную моду, конечно же, начинается не в 1980-е. Можно не забираться в глубины свинга и джаза, но никак нельзя не вспомнить отдельный поджанр «beach party»: фильмы про серфинг, снимавшиеся в начале шестидесятых — и сопровождавшиеся, разумеется, серф-роком. Сюда же можно отнести, скажем, эффект, произведенный «Лихорадкой субботнего вечера»: популярность диско по выходу картины выросла в разы. Но это все были не совсем те «фильмы про и для подростков», которые нам привычно видеть сейчас: по сути, этот жанр в современном виде единолично придумал великий режиссер, продюсер и сценарист Джон Хьюз. «Милашку в розовом» не назовешь самой известной тин-драмой из числа созданных Хьюзом в восьмидесятые (этой чести могут удостоиться другие два фильма с Молли Рингуолд в главной роли — «Шестнадцать свечей» и «Клуб «Завтрак»), но по части саундтрека эта история о классовом разделении в старшей школе даст фору им обоим. Нью-вейв в молодежном фильме, выпущенном в 1986 году, — вещь почти обязательная, но тонкость здесь заключается в неочевидном выборе исполнителей: на подготовленных при помощи a-ha и Tears for Fears подростков пустили тяжелую британскую артиллерию. Сам фильм назван в честь трека The Psychedelic Furs, по ходу действия можно услышать новые на тот момент песни The Smiths, New Order и Echo & The Bunnymen, а в трогательной финальной сцене звучит баллада Orchestral Manoeuvres in the Dark.
«Моя так называемая жизнь» (1994–1995)
Характерный случай опережения вкусов общества: «Моя
так называемая жизнь» позиционировалась как анти «Беверли-Хиллз, 90210» и
служила первым примером американской тин-драмы, рассказывающей о подростках,
которые живут не в специальном уютном мире с редко возникающими
проблемами и
переживаниями, а в состоянии постоянного стресса и поиска себя. Сериал прожил
ровно год — но вывел в люди игравшую главную героиню Клэр Дейнс и Джареда Лето,
исполнявшего роль музыканта с трудностями в учебе. То, что «Моя так называемая
жизнь» — характерный продукт культурного расцвета поколения Икс, прекрасно
видно и по саундтреку: в списке артистов здесь можно найти Джулиану Хэтфилд и
Дэниела Джонстона (!), а самые известные группы в нем — это Sonic Youth и The
Lemonheads (тоже, прямо скажем, не вполне мейнстрим).
Пример: The Lemonheads «Dawn Can't Decide»
«Ромео + Джульетта» (1996)
Саундтрек к вышедшей в этом году экранизации «Великого Гэтсби» в очередной раз доказывает, что, даже если австралийца База Лурманна подводит кинематографическое чутье, на него абсолютно всегда можно положиться в области подбора музыки. Создавать эту репутацию Лурманн начал на своем втором полнометражном фильме — осовремененной версии шекспировской трагедии с юными Ди Каприо и той же Клэр Дейнс в главных ролях. Ни до, ни после Лурманн не брался за молодежный жанр — видимо, понимая, что превзойти эмоциональность сцены венчания в неоновой церкви или сцены гибели темнокожего Меркуцио в разрушенном театре ему удастся с трудом. В дорожке к «Ромео + Джульетте» задействованы настоящие тяжеловесы альтернативного попа и рока девяностых (тогда этот термин действительно что-то значил) — от Garbage и Radiohead до The Cardigans, чья карьера хитмейкеров как раз и началась с засветившейся здесь «Lovefool», и героев одного — но какого! — хита The Wannadies.
Пример: The Wannadies «You and Me Song»
«Бухта Доусона» (1998–2003)
«Бухту Доусона» можно жарко любить — или искренне презирать — за то, что именно этот сериал подарил нам добрые две трети клише, поселившиеся с тех пор во всех многосерийных драмах про тинейджеров и романтические отношения. Блондинка против брюнетки, умненький и стеснительный против атлета, сложная душевная организация и переживания по поводу поп-культуры — все это добро перекочевало в сериал из подростковых фильмов восьмидесятых, но заиграло новыми красками. Саундтрек «Бухты» был столь же определяющим: именно с этого момента грустный гитарный поп — особенно тот, что с женским вокалом, — навечно ассоциируется с романтическими паузами в диалогах. Флагманами сериала можно назвать Sixpence None the Richer с вечнозеленой «Kiss Me», Хизер Нову и исполнительницу темы с титров Полу Коул.
Пример: Пола Коул «I Don't Want to Wait»
«Жестокие игры» (1999)
В фильме, поспособствовавшем созданию одной из главных семейных ячеек Голливуда нулевых (Райан Филлипп и Риз Уизерспун), соотношение порока и романтики совершенно идеально для пубертата: с одной стороны — лесбийские поцелуи, межрасовый секс и кокаин в крестике, с другой — перевоспитание, мораль и истинная любовь. Здешний саундтрек построен в том же ключе экспериментов в рамках разумного и приличного: следуя фильмам Хьюза и их музыкальной англофилии, создатели поместили в треклист множество постбритпоповых песен разной степени развратности — от «Сoffee & TV» и «Bitter Sweet Symphony» до «Every You Every Me». Особо приятное добавление — наверное, лучшая из баллад Skunk Anansie.
Пример: Skunk Anansie «Secretly»
«О.С. — Одинокие сердца» (2003–2007)
«Бухта Доусона» для следующего после нее поколения школьников и даже больше: «Одинокие сердца» отличались не только местом действия (Калифорния вместо Новой Англии) и средним доходом персонажей (богатеи заместо среднего класса), но еще и размахом. По факту рассказ о жизни друзей Райана и Сета — это полноценное взрослое «мыло» с тайнами и смертями, с предательствами и разочарованиями — только перенесенное в мир подростков. Один из важных факторов того, что шоу настолько успешно действовало на тинейджеров, заключается в подборе музыки: именно после «The O.C.» премьера новых песен важных групп внутри сериалов стала чем-то столь же обыденным, как и выступления на вечерних разговорных передачах. Группу Phantom Planet до сих пор помнят как «ту группу, что записала тему «Одиноких сердец», а команд, которым сериал обеспечил доступ к куда большей аудитории, не счесть: в придуманном специально для съемок клубе «The Bait Shop» успели выступить в числе прочих The Killers, Modest Mouse, Death Cab for Cutie и The Walkmen — все эти выступления стали частью той или иной серии.
Пример: концерт Death Cab for Cutie
«Холм одного дерева» (2003–2012)
Броманс — платонические, но наполненные романтическими нотами отношения между двумя гетеросексуальными мужчинами — является важной частью большинства тин-драм, но нигде броманс не являлся настолько ключевым двигателем сюжета, как в сериале «Холм одного дерева», повествующем о двух братьях-школьниках, занимающихся баскетболом. Если «Одинокие сердца» пытались привлекать новую аудиторию размахом и постоянными саркастическими подмигиваниями, то в «Холме одного дерева» много времени уделяли спорту и фокусами с временной шкалой. В плане музыки, впрочем, два сериала были весьма близки: в здешнем саундтреке тоже постоянно находилось место для малоизвестного инди (как британского, так и американского), ну и для разнокалиберного эмо вроде The Get Up Kids, Jimmy Eat World и Dashboard Confessional — еще тогда, когда это не было общим местом. Пит Вентц, гитарист и автор текстов эмо-королей Fall Out Boy, даже отметился здесь камео.
Пример: Jimmy Eat World «Kill»
«Сплетница» (2007–2012)
Сценаристы «Сплетницы», поставленной на основе серии молодежных романов, довели тренд «школьники-ведут-себя-как-взрослые», отчасти придуманный ими же в «Одиноких сердцах», до предела — сколь абсурдного, столь и логичного. Весь сериал — это хроника шикарной светской жизни, вот только ее участникам еще нельзя употреблять алкоголь (а их романтические отношения более-менее укладываются в рамки принятого в школьной среде). Бесконечный парад дизайнерских нарядов, дорогих ресторанов, сумочек и такси сопровождается тем же набором из бодрого инди-рока и сонграйтерских баллад, который превратился в золотой стандарт молодежных драм — но здесь его разбавляют коммерческим R&B и танцевальной электроникой, что неудивительно для сериала, где герои столько времени уделяют клубам. Если с R&B все очевидно (обычные подозреваемые — от Ни-Йо до Тимберлейка), то с электроникой все несколько внезапнее: в треклисты здесь могли попасть, например, Crystal Castles и электроклэшевая певица Надя О.
«Молокососы» (2007–2013)
На плакатах, рекламировавших «Сплетницу», помещали цитаты критиков, кричавших, что, мол, это худшее, что вы можете показать своим детям. Но «Молокососов» американская аудитория просто не выдержала: ремейк британской драмы закрыли в середине сезона в результате лавины возмущенных отзывов. Неудивительно: «Сплетница» на фоне воспетого всеми критиками английского шоу выглядит если не утренником, то чем-то весьма консервативным. Британское телевидение всегда было куда более смелым в демонстрации жизни тинейджеров — «Молокососы» же стали символом гедонизма и олицетворением социальных проблем Британии. Здесь много пьют, много курят, много лапают друг друга, воруют, разрушают мебель и жизни. Из всего этого крайне изящным образом выводятся тезисы о необходимости взросления, о неизбежности роста ответственности и терпимости. Столь же энциклопедический подход наблюдается и в саундтреке: каждому поколению школьников в «Молокососах» сопутствует свой по духу саундтрек (всего поколений за шесть сезонов сменилось три), но везде саундтрек — это путешествие по эпохам, от Глена Кэмпбелла и Боба Дилана до Florence and The Machine и Santigold. Настоящим же символом тин-драмы по праву считается первый хит Gossip — «Standing in the Way of Control».
«Сумерки» (2008–2011)
Даже если вы ненавидите вампирскую сагу всеми фибрами
души, одну вещь отрицать крайне сложно: саундтрек «Сумерек» — отличный
инструмент для того, чтобы превратить девочку-подростка в увлеченного
потребителя самой
разной музыки. Наиболее занятная характеристика этих звуковых
дорожек — то, как стилистический охват меняется и расширяется с ростом и взрослением
аудитории (параллельно с которым происходит и взросление героев). Если главная
песня из первой серии саги спета безобидными поп-готами Paramore (а остальной
саундтрек наполовину заполнен ню-металом), то уже во второй серии ведущий сингл
исполняли Death Cab for Cutie. Впоследствии баллады под клавишные чередовались
не только с треками важных деятелей стадионного альт-рока (Muse, Bon Iver, Том
Йорк) и безобидным поп-роком, но даже и с электроникой вроде UNKLE и
Скриллекса.
Пример: Metric «Eclipse»
- Клэр Дейнс
- телеканал АВС
- Риз Уизерспун
- Боб Дилан
- Том Йорк
- Skrillex
- Джаред Лето
- Skunk Anansie
- The Lemonheads
- The National
- Эйбeл Тесфайе
- Пола Коул
- кино
- The Wannadies
- списки
- Саундтреки
- Глен Кэмпбелл
- Джон Хьюз
- Молли Рингуолд
- Райан Филлипп
- сериалы
- Coldplay
- Crystal Castles
- Death Cab for Cutie
- Jimmy Eat World
- Metric
- Orchestral Manoeuvres in the Dark