Зои Дешанель, Майкл Питт, Скарлетт Йоханссон и другие актеры-музыканты
На этой неделе в Москву приезжал Майкл Питт — звезда «Подпольной империи» и «Последних дней», который до недавнего времени еще и играл в группе Pagoda. «Волна» решила вспомнить два десятка актеров, которые профессионально занимаются музыкой, — это, конечно, далеко не все, но самые интересные.
Райан Гослинг
Записывал макабрический рок при участии друга по имени Зак Шилдс и детского хора. Одноименный альбом группы Гослинга Dead Man's Bones вышел за три года до «Драйва», то есть еще до того, как канадец стал сверхпопулярным, — но его музыка более чем достойна внимания даже без упоминания имена автора. Пластинка «Dead Man's Bones» — это одиннадцать отличных готических блюзов (один называется «Сердце оборотня»), сопровождаемых бесконечным воем и упомянутым хором (не школа Лэнгли, но тоже ничего). Гослинг под псевдонимом «Детка гусь» поет, играет на гитаре, пианино и басу. Dead Man's Bones уже два года не подавали признаков жизни, будто и вправду стали мертвецами. Понятно почему — Гослинг уже очень давно очень сильно занят.
Альбом «Dead Man's Bones»
Тейлор Момсен
Героиня «Сплетницы», «Гринча» и «Параноид-парка» — лидер группы The Pretty Reckless, играющей на гитарах аврил-лавиньевский рокапопс, способный сильно нравиться самым юным девушкам. Характерна способность Момсен хрипеть не по годам: главная песня «Make Me Wanna Die» вышла, когда артистке было всего семнадцать, однако Момсен уже тогда стали наперебой сравнивать с Кортни Лав не только из-за длинных светлых волос. Для обложки вышедшего в прошлом месяце альбома «Going to Hell» Момсен позировала голой.
«Make Me Wanna Die»
Хью Лори
Хью Лори было десять, когда он услышал по радио не то Мадди Уотерса, не то Уилли Диксона — словом, какую-то «магическую блюзовую ноту», поразившую его раз и навсегда. Лори остался верен детской страсти — сегодня русский народный доктор Хаус на альбомах и концертах исполняет традиционные американские блюзы. Лори обожает выступать живьем и умеет играть не только на гитаре, но и на фортепиано, ударных и саксофоне, хоть и скромничает, утверждая, что валяет дурака. На концерты к Лори приходят люди в костюмах доктора Хауса — артист на них совершенно не обижается.
«You Don't Know My Mind»
Джаред Лето
Продолжает быть успешным во всем — получив «Оскар» за «Далласский клуб покупателей», мчится во всемирный тур, включающий несколько городов России (в Москве выступал в «Олимпийском»). Джаред Лето вообще ужасно расстраивается, когда его заносят в списки актеров, мечтающих быть музыкантами, — группа 30 Seconds to Mars для него столь важна, что он даже отказался от предложения сняться в фильме Клинта Иствуда: совпадали сроки с промокампанией по поводу выхода альбома. Актерская игра Лето для воплощения его детской мечты (а также мечты его брата-барабанщика) определенное значение, безусловно, имела: все же перед выходом одноименного дебютника уже был «Реквием на мечте». Впрочем, дальше раскручивались они отнюдь не за счет имени лидера группы — сотни тысяч поклонников форматного альтернативного рока, как известно, не могут ошибаться.
«Closer to the Edge»
Шаннин Соссамон
Четыре года актриса, уже сыгравшая к тому времени в «Правилах секса» и «40 дней и 40 ночей», числилась барабанщицей и бэк-вокалисткой калифорнийского девичьего квартета Warpaint. До определенного момента Warpaint и были «той самой группой с Шаннин Соссамон на барабанах и девушкой Джона Фрусчанте на вокале» — пока не записали наконец первый альбом, после которого утверждаться за счет имен не было никакой необходимости. Пластинка вышла уже без участия Соссамон — ее можно услышать только на EP «Exquisite Corpse», — зато сосредоточившаяся на актерской карьере Шаннин нашла время снять видео на лучшую песню с первого альбома Warpaint, «Undertow». На басу в Warpaint с основания группы играет сестра Шаннин — Дженни Ли Линдберг.
«Undertow»
Джонни Депп
Бросив школу, играл гаражный рок в группе The Kids, умеренно прославившейся на флоридской сцене и затем сменившей название на Six Gun Method. После роли в телесериале «Джамп-стрит, 21» Деппу пришлось выбирать, кем быть, — кем он стал, известно более-менее всем. Депп и в самом деле неплохо играет на гитаре, иначе бы Oasis не позвали его записывать партию в свою «Fade In-Out», а Элис Купер не похвалил бы, сказав: «Джонни Депп может играть любую разновидность рок-н-ролла». Судя по списку людей, с которыми Депп выходил на одну сцену, Купер прав: рядом с Джонни пели Кит Ричардс, Стив Тайлер, The Black Keys, сербская группа Partibrejkers и кто только не. Впрочем, в перечисленных примерах гитару Деппа обычно не очень-то слышно — смотрят все, конечно, на него, но звук выдают все же другие. Самый серьезный проект Деппа, уже прославившегося в качестве актера, — супергруппа с нехитрым названием P и Гибби Хейнсом из Butthole Surfers на вокале, игравшая типичный американский альтернативный рок в середине 90-х, выпустившая один одноименный альбом и распавшаяся навсегда.
P играют вживую
Майкл Питт
Когда 21-летний Питт уже сыграл в «Мечтателях», но еще не сыграл в «Забавных играх» и не стал Джимми Дармоди, Гас ван Сэнт позвал его в свои «Последние дни» на роль условного Курта Кобейна (по такому случаю актер даже оказался на обложке «Афиши»). Музыкальным консультантом ван Сэнту служил Терстон Мур из Sonic Youth, которому Питт как-то признался, что втихую пописывает собственные песни — не зря же в тех же «Мечтателях» он пел «Hey Joe» (см. также Шарлотту Генсбур). «Сыграй», — предложил Мур; Питт сыграл, и корифей инди-рока так впечатлился, что подписал его группу Pagoda на свой лейбл Ecstatic Peace!. Неудивительно — играли Pagoda тогда музыку вполне в духе и «Последних дней», и лично Мура; отчаянный и свободный постгранж со сложными электрическими структурами. Их первый альбом вышел в 2007-м; потом наступила пятилетняя пауза; затем вышла вторая пластинка, инспирированная марокканской ритуальной музыкой гнава: электричества меньше не стало, но звучать оно стало почти гипнотически. На этом, собственно, и все — в прошлом году, вскоре после выхода «Rebirth», группа и распалась, потому как у Питта просто перестало оставаться на нее время.
«War Zone», сингл со второго и последнего альбома группы
Шарлотта Генсбур
Музыку начала делать еще раньше, чем играть, — разумеется, благодаря папе, сочинившему для двенадцатилетней Шарлотты грандиозную песенку «Lemon Incest». Продолжилось сперва через три года милым и незначительным альбомом «Charlotte for Ever», а затем — аж через двадцать лет. Сегодня Шарлотта в студии — исполнительница главной роли и, по сути, режиссер: она приглашает людей вроде Джарвиса Кокера, Air или Бека, они играют на инструментах, пишут тексты или даже музыку — Генсбур же «может остановить работу, если неинтересно», и, разумеется, поет. Получается так хорошо (особенно с Беком, поработавшим над «IRM»), что музыкантам может быть немножко обидно — имя-то на обложке одно. Последняя пока песня Шарлотты-музыканта — перепетая для «Нимфоманки» «Hey Joe» при участии того же Бека.
«IRM»
Скарлетт Йоханссон
Йоханссон казалась девушкой, идеальной во всех отношениях, — пока она зачем-то не решила запеть. Видимо, все (The Jesus & Mary Chain, например, с которыми актриса вышла на сцену в 2007-м на фестивале Coachella) убеждали ее, что стоит попробовать, — что и вылилось в пластинку каверов на Тома Уэйтса, музыку для которой тоже делали очень хорошие люди: Дэвид Сайтек из TV on the Radio, Ник Зиннер из Yeah Yeah Yeahs, альбом почтил своим присутствием даже Дэвид Боуи. Увы, ничего не помогло — быстро стало понятно, что Йоханссон все-таки совсем не певица, в самом банальном смысле: обаяние есть, а голоса — нет. Еще одна пластинка «Break Up», записанная вместе с сонграйтером Питом Йорном и инспирированная дуэтами Бардо и Генсбура, в этом смысле ничего не изменила и к тому же была смертельно скучной — но хотя бы позиционировала себя как дуэт музыканта и актрисы. В последнее время Йоханссон поет эпизодически; ходили слухи о втором альбоме, полностью состоящем из собственных песен Скарлетт, — но пока обошлось.
«Song for Jo», лучший номер с пластинки «Anywhere I Lay My Head»
Джейсон Шварцман
Навязчивую песенку из заставки к сериалу «Смертельно скучающий» написал не кто иной, как исполнитель главной роли. «Я вообще хотел заниматься музыкой, и меня порой беспокоит, что я занимаю чужое место», — рассказывал Шварцман в интервью «Афише». Племянник Фрэнсиса Форда Копполы играл в названной в честь би-муви группе Phantom Planet еще с 14 лет, то есть даже до первой роли в «Академии «Рашмор». Барабаны Шварцмана можно услышать на пластинке «Phantom Planet Is Missing»; он даже сам сочинил одну песню с нее — «Don't Get Down». Ставшему звездой Шварцману в 2003-м пришлось уйти из Phantom Planet, однако музыку он не забросил и спустя четыре года продолжил уже сольно играть инди-поп под вывеской Coconut Records — будто бы для того, чтобы еще больше девичьих сердец хрустело у него под ногами.
Зои Дешанель
Зои пела с детства, а в начале 2000-х, когда ее актерская карьера только стартовала, даже выступала в лос-анджелесских клубах в рамках джаз-кабаре-дуэта с очаровательным названием If All the Stars Were Pretty Babies (компаньоншей ее была другая актриса, Саманта Шелтон, куда менее успешная, впрочем). Но всерьез все началось во время съемок фильма «The Go-Getter» — режиссер Мартин Хайнс предложил актрисе спеть для финальных титров вместе с фолк-музыкантом М.Уордом, делавшим для картины саундтрек, она согласилась; они исполнили вещь Ричарда Томпсона, подружились на почве любви к Филу Спектору и прочим солнечным 60-м, и тогда Дешанель рассказала, что пишет песни сама. Когда Уорд их услышал, впечатлился настолько, что предложил их вместе записать — так появился дуэт She & Him, в котором двое исполняют безоблачный и радостный гитарный поп с сильным влиянием 60-х, наивные, милые и страшно трогательные песенки-записочки для весенне-летнего времени. Вышло уже три с половиной альбома, явно будут выходить следующие — и слава богу; хорошо бы, чтобы She & Him еще и в Россию приехали.
«I Could've Been Your Girl», клип на песню с последнего альбома She & Him «Volume 3» с платьями, пиджаками и танцами
Джульетта Льюис
Свои вокальные способности бывшая подруга Бреда Питта, приверженка сайентологии и одна из самых ярких актрис 90-х («Прирожденные убийцы», «Мыс страха», «От заката до рассвета» и проч.) продемонстрировала еще в «Странных днях», страстно и веско исполнив две песни Пи Джей Харви. Однако по-настоящему Льюис поняла, что ей стоит заняться в музыкой, когда сходила в конце 90-х на концерт Blondie вместе с подругой Патти Шемель, бывшей барабанщицей Hole. С подругой они и сделали группу The Licks — и оказалось, что с песнями Джульетта управляется не хуже, чем с ролями; причем с очень разными песнями — от истерического гранжа до бодрого диско-панка. Был даже случай, когда в группе Льюис барабанил Дэйв Грол (The Licks тогда играли на разогреве у Foo Fighters, а еще выступали вместе с Muse и Крисом Корнеллом, а еще не раз приезжали в Москву); да и вообще в 2000-х, пожалуй, с музыкой у актрисы получалось даже лучше, чем с кино — кроме прочего, в 2006-м она спела в трех треках The Prodigy. В 2009-м Льюис группу распустила и начала сольную карьеру — исполняет она, впрочем, все тот же оголтелый рок, зато выглядит теперь, например, вот так.
«Hot Kiss», один из самых успешных синглов Juliette Lewis & the Licks; свои актерские способности Льюис здесь тоже вполне демонстрирует
Джон Лури
Нью-йоркский деятель (художник, режиссер и, собственно, актер и музыкант), наиболее активный в 80-х, известен русской публике прежде всего как автор картины про медведа — что печально. Лури играл второстепенные роли у Линча, Вендерса, Джармуша; самый памятный эпизод — это, конечно, песня про «I scream, you scream» из «Вне закона». Лури двадцать лет исполнял с братом Эваном (какое-то время участвовали и Марк Рибо с Арто Линдсеем) парадоксальный джаз в нью-йоркской группе The Lounge Lizards; выпустил «The Legendary Marvin Pontiac: Greatest Hits» — посмертный альбом никогда не существовавшего музыканта, которому Джон сочинил целую биографию; в этом году были изданы архивные композиции, записанные Лури с двумя барабанщиками — отменно звучащие по сей день.
Концерт The Lounge Lizards в Берлине в 1991-м
Линдси Лохан
В середине 2000-х у Лохан был контракт на пять альбомов, но записала она всего два — продавались «Speak» и «A Little More Personal (Raw)», несмотря на предсказуемую ругань критиков, очень хорошо. Научившаяся играть на гитаре для роли в «Чумовой пятнице» Лохан исполняла тревожно-ранимый поп-рок между Бритни Спирс и Foo Fighters — но дело не пошло то ли из-за того, что другой работы предлагали слишком много, то ли Лохан стало просто скучно. Сегодня, как сообщают таблоиды, актрисе за те песни очень стыдно: они кажутся ей слишком «дешевыми и попсовыми», зато Линдси вроде бы собирается сочинить что-то с Джеймсом Хинсом из The Kills.
«Rumours»
Дэвид Хассельхофф
Спасатель Малибу и рыцарь дорог, герой-любовник в вечно расстегнутой рубашке, один из символов телевидения 80–90-х и музыку исполнял крайне симптоматичную для своего времени — типовой коммерческий электропоп с торжественным вокалом и эйфорическими женскими подпевками, который, что любопытно, был почему-то особенно востребован в Германии; в 89-м Хассельхофф даже сыграл концерт на Берлинской стене. В Америке с карьерой музыканта получилось хуже — а когда в 94-м Хассельхофф хотел устроить громкий концертный камбэк, транслировавшийся в прямом эфире, по соседнему каналу начали показывать погоню за О.Джеем Симпсоном, и песни мало кто услышал. При всем своем имидже героя-любовника Хассельхофф никогда не был чужд самоиронии (см. его камео в полнометражном фильме про Губку Боба) — вот и с музыкой его происходило много всего веселого: начиная от пародийного клипа на песню «Jump In My Car» и заканчивая случившимся в 2006 году массовым флэшмобом по продвижению этого сингла на вершину британского чарта синглов (получилось поднять песню до третьего места). Записывать альбомы Хассельхофф продолжает до сих пор — два года назад вышел его альбом «This Time Around».
«Looking for Freedom», самый успешный трек Хассельхоффа
Петр Федоров
Один из самых интересных молодых российских актеров, одинаково убедительно выглядящий и в независимых фильмах Павла Бардина, и в блокбастерах вроде «Сталинграда» и «Обитаемого острова», как музыкант сперва заявил о себе в составе Devices — электронной группы, довольно любопытно обыгрывавшей темы, которые сидели в голове у поколения 90-х (вроде саундтрека к «Санта-Барбаре»); в ней Федоров играл на клавишах. Теперь он играет на них же в группе Race to Space, где поет, к слову, тоже актриса Мириам Сехон, да и остальные участники так или иначе плотно связаны с кино; исполняют Race to Space красивые космические песни в духе «новых интимных», премьера их первого альбома «Is This Home?» состоялась на Volna Records. Любопытно, что, в отличие от многих коллег по цеху, Федоров разделяет два собственных амплуа и специально не позиционирует Race to Space как «группу Петра Федорова» (впрочем, и песни такие, что не нуждаются в подобной поддержке).
«Baikal»
Пахом
Звезда «Зеленого слоника», человек-мем и человек-перформанс, обессмертивший в «Шапито-шоу» фразу «я здесь с 87 года отдыхаю» по основному роду деятельности скорее художник — но все-таки не считать его актером было бы неправомерно: просто Пахом в некотором смысле всю жизнь свою сделал одной большой оскаровской ролью. В 2007-м Пахом познакомился с Михаил Антиповым (он же Вивисектор), заметным деятелем макабрического рокабилли, — и к его многочисленным творческим амплуа добавилось еще и музыкальное. Пахом с Вивисектором делают музыку, которую, наверное, мог бы записывать молодой Мамонов, если бы окончательно двинулся по фазе — то под электрический гитарный рев, то даже под живописное техно Пахом орет, курлычет и воет тексты самого дикого содержания: например, «Я банкир, у меня маленький … [член]»; имеются также композиции «На зеленой на …» или «За столик заплатил». Страшное, в общем, дело — как будто музыкальная материализация самого жесточайшего алкогольного делириума.
Собственно, композиция «На зеленой на …» в живом исполнении
Стивен Сигал
В детстве играл на барабанах, в четырнадцать получил от мамы в подарок электрогитару — записывать музыку, однако, Стивен до поры до времени не собирался. Уже снявшись более чем в двадцати фильмах и давно получив седьмой дан по айкидо, Сигал заскучал и сделал два альбома, самое примечательное в которых — актер на обложке, очень красиво держащий инструмент. Увы, разгрузочный кантри-блюз-рок Сигала совершеннейше уныл и подходит разве что для исполнения в американских барах вечером в будние дни.
«My God»
Винсент Галло
Режиссер трех фильмов и одного клипа для Джона Фрусчанте, появившийся более чем в двадцати фильмах актер, а также художник и коллекционер, выпустил три записи на лейбле Warp. Записи эти тем удивительнее, что Галло, известный как ненавистник всего и всех (он не любит пьющих и курящих, журналистов, своих сицилийских родственников, поклонников — и так далее), играет нежный и размеренный гитарный лоу-фай с песенками с говорящими названиями вроде «Yes, I'm Lonely» — а одна EP и вовсе вышла под вывеской «So Sad». Короче, как выяснилось благодаря музыке, Винсенту Галло просто грустно. Еще за Галло числится гипнотический нойз-альбом «It Took Several Wives», записанный в 1982 году в составе группы Bohack — распалась она из-за того, что у Галло появились более важные дела в кино.
«Yes, I'm Lonely»
Михаил Боярский
Среди советских актеров много кто умел петь, но по количеству хитов Боярский, кажется, переплюнул всех — «Пора-пора-порадуемся», «Зеленоглазое такси», семейная ода «Спасибо, родная», «Городские цветы» и прочая, и прочая. Увлекся Боярский музыкой, разумеется, вдохновившись The Beatles (и в начале 70-х пел и играл на клавишах в группе «Кочевники Савояры»); много и с удовольствием пел в фильмах и записывался отдельно — преимущественно в 80-х и преимущественно под синтезаторы. Клипы Боярского, также снимавшиеся в 80-х, сегодня зачастую выглядят довольно психоделически — в связи с чем часто становятся ресурсом для мемов. Сейчас актер часто выступает на корпоративах, но не только — многим памятен состоявшийся в середине 2000-х аншлаговый концерт Боярского в клубе «Икра» по случаю Международного женского дня. К своему творческому наследию Боярский относится разумно — ну да, новые песни никто слушать не хочет, но «уже никуда не деться — поставили ловушку. У меня есть творческий багаж, но я не Бродский, не Пушкин, не Высоцкий. Крылья подрублены заранее» (из интервью, которое у Боярского для «Афиши» брал Игорь Вдовин).
«Лунное кино», один из самых удивительных клипов Боярского
- Линдсей Лохан
- Майкл Питт
- Скарлетт Йоханссон
- Райан Гослинг
- Джонни Депп
- Хью Лори
- Шарлотта Генсбур
- Джаред Лето
- ЦРУ
- Джейсон Шварцман
- Бритни Спирс
- Петр Федоров
- Клинт Иствуд
- Джон Лури
- Курт Кобейн
- Дэвид Боуи
- Крис Корнелл
- Стивен Сигал
- Дэвид Хассельхофф
- Павел Бардин
- Игорь Вдовин
- Ричард Томпсон
- Пит Йорн
- Мириам Сехон
- Марк Рибо
- Мадди Уотерс
- Кит Ричардс
- ИТАР-ТАСС
- Джульетта Льюис
- Джей Симпсон
- Винсент Галло
- Стив Тайлер
- Михаил Боярский
- Фил Спектор
- Фрэнсис Форд
- Шаннин Соссамон
- Элис Купер
- Сергей Пахомов
- Race to Space
- Саманта Шелтон