«В будущем музыка будет состоять из шума»: OAKE о смерти рейва и морозах Сибири
Завтра в Москве в рамках фестиваля Terminus состоится выступление дуэта OAKE – представителей новой берлинской электронной сцены и авторов одного из альбомов года по версии The Quietus. «Волна» поговорила с Эриком и Бафсебой Синкнехт о путешествии в Сибирь, итальянском футуризме и смерти рейва.
- — Интересно, что концерт в Москве не является вашим российским дебютом — в декабре прошлого года вы уже выступали в Красноярске и Новосибирске. Что заставило вас отправиться в Сибирь в это не самое дружелюбное время года?
— Мы являемся частью программы Berlin Current — это проект, направленный на поддержку молодых берлинских музыкантов. Им занимаются те же люди, что стоят у руля фестиваля CTM — они и познакомили нас с представителями Гёте-Института в Новосибирске. Идея была в том, чтобы мы выступили в Сибири, а затем поделились своими впечатлениями – есть ли смысл проводить там сибирскую версию фестиваля, и вообще, что там происходит с музыкой. В итоге мы действительно отыграли два концерта из серии CTM Prelude в Красноярске и Новосибирске. И в этом году, насколько мы знаем, в Сибири уже пройдет большой фестиваль. Это было удивительное путешествие. Несмотря на то, что на улице было холодно, люди оказались крайне тёплыми и гостеприимными. Сибирь — это состояние души.
- — В продолжение темы с географией — как вы считаете, имеет ли музыка какую-то связь с местом, где она была написана? То есть вы, например, чувствуете ли какую-либо музыкальную связь с Берлином?
— Мы бы ответили, что не имеет. Но каждый раз, когда мы куда-то отправляемся, мы задаем себе этот же вопрос, и с каждым разом ответ все очевиднее — художественный продукт действительно напрямую связан с местом его появления на свет. Так что да, мы считаем, что на любой творческий процесс сильно влияет окружение. Оно включает в себя людей, погоду, социальные или политические проблемы, равно как и всё прочее, что происходит вокруг. Например, если бы мы начали заниматься своим проектом на Багамах, звучала ли музыка OAKE так, как она звучит сейчас? Вряд ли. Вот если бы мы жили в Норвегии или Швеции, то вполне может быть, впрочем, в таком случае мы бы, наверное, еще больше погрузились во тьму.
- — В пресс-релизе фестиваля Terminus говорится о том, что его организаторы поставили перед собой «задачу реализации концепции «death of rave» в максимальном объеме». Имеет ли отношение к этой концепции музыка OAKE? Ведь вас часто называют именно «пост-техно» проектом.
— Оба этих концепта, смерть рейва и пост-техно, связывает общая идея — разменять прошлое, чтобы открыть новые горизонты для будущего. Этот вопрос нам очень интересен. Мы как раз наткнулись на манифест футуриста Луиджи Руссоло, который, грубо говоря, предсказывает, что в будущем музыка будет состоять из шума. Как раз исследованием этого мы и занимаемся, равно как и все, кто участвует в фестивале. Так что концепция вполне подходит. Создавая музыку, все мы не оглядываемся назад, а ищем новые способы выразить то, что нас окружает — а на выходе получаются массивные, созданные из шума звуковые ландшафты.
- — Я правильно понимаю, что вы знакомы с музыкой артистов, с которыми будете вместе выступать?
— Майкл (Ancient Methods) и Сэм (Керридж) — наши хорошие друзья, мы часто общаемся. За Shxcxchcxsh мы также следим уже достаточно давно, но никогда не были на их концертах, а поэтому с нетерпением ждем их выступления. Естественно, это относится и к русским артистам.
- — В ваших интервью вы часто упоминаете о том, что вышли из среды тяжелой музыки — хардкора, металла и смежных жанров. В вашем творчестве это безусловно чувствуется – взять ту же электрогитару в некоторых альбомных треках. Не задумывались ли вы когда-либо о том, чтобы полностью перейти на живое исполнение своей музыки, например, в формате группы? Вообще, насколько это для вас важно?
— Формат наших выступлений продолжает изменяться, и в ближайшие месяцы таких элементов станет еще больше. Когда играешь на «живых» инструментах, риск совершить ошибку возрастает, но это также позволяет вывести звук далеко за границы, которые были очерчены на студийных записях.
- — Ваши выступления еще и очень театральны.
— Так на нас влияет наша музыка. Когда мы её сочиняем, в сознании возникают связанные с ней истории. Эти истории позволяют нам видеть вещи по-другому, двигаться в определенном ритме. И, конечно же, это влияет на то, как мы ведем себя на сцене во время выступления. Этот театральный элемент возник естественным путем, и так получилось, что мы оказались готовы его принять, исследовать эту сторону нашего творчества.
- — В этом году вы устроили очень необычную презентацию своего альбома на фестивале CTM в Берлине. Можете рассказать подробнее, в чем конкретно заключалась ваша идея?
— Идея была в том, чтобы презентовать альбом целиком, причем почти в том же виде, как если бы кто-то услышал пластинку в первый раз. У каждого из нас сложилось особенное, интимное отношение к этой записи и каждый из нас понимает ее по-своему. Бафсеба обучалась современному балету, она и предложила идею воплотить её собственную интерпретацию альбома в виде танца, самой поставить хореографию.
- — Кстати, раз уж речь зашла об альбоме — в чём заключается его концепция?
— Мы хотели, чтобы этот альбом стал продуктом эволюции двух наших предыдущих EP и помог нам обозначить собственное музыкальное пространство, в котором мы бы чувствовали себя свободно и комфортно. Идея была в том, чтобы произвести связную музыкальную историю, которая разворачивается в пространстве и времени подобно сюжету интересной книги. Мы взяли некоторые приемы, элементы, которые уже использовали в предыдущих записях, и попытались создать с их помощью что-то более сложное, комплексное.
- — Можете описать процесс работы над пластинкой?
— В процессе мы использовали множество дешевых микрофонов для записи простых естественных звуков, которые потом редактировали и обрабатывали. Для более сложных сессий, например, записи вокала и гитары, использовался микрофон Neumann U87. Ещё синтезатор Nord Lead и старый роландовский сэмплер. Все остальное доделывалось на компьютере, с использованием пары-тройки педалей эффектов.
- — В названиях треков Вы постоянно используете выдуманный язык — есть ли у этих слов какое-либо значение?
— На внутреннем конверте альбома можно найти подсказки о том, что означают названия с двух наших предыдущих EP. Названия треков с альбома выстроены по такому же принципу.
- — Не задумывались ли вы когда-либо записать саундтрек к какому-нибудь фильму? При всем прочем ваша музыка еще и очень кинематографична.
— С удовольствием. Только пусть это будет научная фантастика, ужасы или триллер.
- Концерт OAKE выступят в Москве завтра в клубе P!PL в рамках фестиваля Terminus — помимо них там же сыграют Сэмюэл Керридж, Ancient Method, Shxcxchcxsh и Sal Solaris