Умка, Федоров, Осипов, Сапрыкин и другие — о том, что для них значили песни Рида
В воскресенье умер Лу Рид — лидер The Velvet Underground и просто великий человек. В рамках серии материалов о Риде «Волна» опросила различных российских музыкантов и журналистов: Влада Паршина, Юрия Сапрыкина, Илью Миллера, Александра Кушнира, Евгения Федорова, Григория Ениосова и других.
«Лу Рида я открыл для себя примерно в седьмом классе самостоятельно, вопреки отговорам старших товарищей и, что немаловажно, задолго до интеллектуальной моды на поиски «крестных отцов» панк-рока. Аргументы противников были те же самые, что в случае с Хэнком Уилльямсом («Если любишь кантри, слушай Creedence, а не эту допотопную деревенщину») или с Отисом Реддингом («Какой противный негр!»). К Лу Риду относились как к второсортной подделке под Купера и T. Rex, он не был интересен ни простакам, ни умникам. Первые довольствовались Слейдом, вторые изучали Фрэнка Заппу, собственноручно выправляя неуды на пять с плюсом.
Лу Рид в громадной степени компенсировал недостаток нужных мне фильмов и книг, его скупая, полностью лишенная формальных уловок музыка давала пищу воображению и обостряла интуицию. Его совсем не хотелось пропагандировать и ему ни секунды не хотелось подражать, хотя обманчивый примитивизм его композиций выглядел соблазнительно. Мне некому было это доказывать, но музыка Лу Рида резко отличалась от того, что делали The Rolling Stones или The Doors, тем более Eagles или Pink Floyd. Он обладал иммунитетом от всенародной любви, а это для меня в ту пору было безошибочным признаком аристократизма.
В жанре, где массовый успех без … (профанации) невозможен, он занимался искусством в средневековом смысле слова. Будучи ровесником своих британских коллег, он обладал куда более богатым опытом, был глубже и строже в плане стиля и психологии. К нему не липла фестивальная мишура шестидесятых. Пластинки его спросом не пользовались, но всплывали регулярно. Даже одиозный двойник «Metal Machine Music» имел хождение на вшивых рынках Союза. Трудно представить, кому пришло в голову везти его сюда, но следить за поведением человека, который пытался избавиться от этого сокровища, было чертовски интересно. Потому что больше вы бы его не увидели.
Как все долгожители западной поп-культуры, Лу Рид должен был стать востребован, прежде чем прекратить свое физическое существование. Культовый статус никак не отразился на качестве его альбомов, каждый из которых по-своему интересен. Странствуя в юные годы, я таскал с собой его диски — «The Bells», «Street Hassle», «Transformer» c квартиры на квартиру, понятия не имея, что переживу создателя этих шедевров и кто-то еще спросит меня, что я о нем думаю. А я всегда готов, потому что Лу Рид звучит у меня в голове круглосуточно».
«Walk on the Wild Side»
«I’m Waiting for the Man»
«Вчера мне предложили написать статью про Лу Рида —могла ли я когда-либо об этом мечтать? Нет, не могла. Для этого нужен был какой-то эксклюзивный информационный повод. Например, чтобы я умерла. Но тогда я не могла бы писать статью, логично? Значит, чтобы умер Лу Рид. Совершенно исключенный вариант — такие персонажи умирают в последний момент. Нет, все же умер. Неприятный был, по всей видимости, человек. А кто приятный? Зато прекрасный. А кто прекрасный? Почитай, что уже почти никто. А будешь тут приятным, когда тебя в подростковом возрасте херачат электрошоком, чтобы излечить от бисексуальности. А потом ты должен сочинять по несколько песен в день, за копейки, без подписи. Как все равно рожать детей для чужих людей, на потоке, каждый день по несколько штук.(Кстати, говорят, песни получались все равно непродаваемые, мало кому нужные). Музыканты сволочи, публика дура. Никто ничего не понимает. Русским же языком им, а они не понимают. Спасибо Энди Уорхолу за наше счастливое детство — если б не он, не видать бы нам Лу Рида как своих ушей.
Лу Рид был очень красивый. Мне страшно нравился. Я хотела быть похожей на Лу Рида. Фотографировалась в подходящих ракурсах и сочиняла песни на двух аккордах, которые требовалось играть долго и одинаково, чтобы впадать в транс самим и затягивать туда публику. И петь немножко мимо, плывущим голосом. Некоторые считают, что Лу Рид не умеет петь и что голос у него неприятный. Не знаю, по-моему, офигенный голос (очень трудно в этой заметке удержаться от ненормативной лексики, но, как представишь себе точки на месте необходимых слов, сразу воздерживаешься). А не попадает в ноты он нарочно или как бы нарочно — от этого все плывет, и получается такая обаятельная, увлекательная черная меланхолия. Полагаю, что это андрогинное качество, не свойственное ни женской, ни мужской природе, — возможно, поэтому оно есть, например, в некоторых образцах музыки диско. Темный коридор, синий свет, бокал с соломинкой, разноцветные таблетки, покачивающаяся фигура в конце туннеля.
Плохая получается заметка. The Velvet Underground была моей любимейшей группой, сольный Лу Рид — «Transformer», «New York», «Berlin» — заслушан до дыр на всех возможных носителях. Писать о любви гораздо сложнее, чем о ненависти, стебаться — проще всего.
Нам тут сообщают, что Лу Рид всю жизнь хотел быть актером, а раз это не получилось, стал реализовываться в песнях, где можно каждый раз перевоплощаться в разное и так далее. Странно. По-моему, нет человека более далекого от актерства и перевоплощений, чем Лу Рид. Он всегда был самим собой, практически одинаковым, неизменным, как бы ни пытался выскочить в другие варианты. В последние годы записал несколько неудачных альбомов, видимо, отчаянно пытаясь хотя бы под конец хоть как-то измениться. Слушать невозможно, по крайней мере лично я не смогла. Но я уважаю эту свинскую упертость, это сволочное, непробиваемое желание во что бы то ни стало гнуть свою линию, мочить эти соляки на перегруженных гитарах, сколоченные криво, просто и крепко, как самодельный стол. Очень еврейское качество: это я — и все тут. Учиться чему-то буду, только если сам захочу. Кто не спрятался — я не виноват. Спи спокойно, дорогой товарищ Рабинович. Очень мы с Гришей Фельдманом мечтали привезти тебя в Москву. В какой-то момент это казалось почти возможно. Нам будет определенно не хватать твоей саркастической ухмылки, внимательного взгляда, надтреснутого плывущего голоса под монотонное биение двух простых аккордов. Нам, впрочем, уже давно этого не хватает, практически всегда, так что ничего нового. Ничего страшного. Умер, шмумер, лишь бы был здоров. Тай-чи за час до кончины — это по-нашенски. Так держать».
«Lady Day» живьем в 1974-м
«The View» с совместного альбома с Metallica — клип, ставший последним в жизни Рида, снял Даррен Аранофски
«Я только что вернулся из Перми, где показывал знакомому сайт Discogs. Там, когда ты выбираешь определенного исполнителя, есть полный список всего, что он делал, — все, в чем он прямо или косвенно принимал участие. Для примера я открыл страницу Лу Рида — и там позиций было около пятисот. В том числе абсолютно диких — вроде немецких сорокапяток, каких-то шлягеров 1971 года, где автором значился Лу Рид. Непонятно на самом деле, правда это или нет, но факт в том, что про него постоянно продолжают всплывать какие-то удивительные истории и находятся разные странные записи, которые он делал еще не будучи Лу Ридом.
Вообще, я в Пермь первый раз приезжал в 2007 году и познакомился там с какими-то гаражными панками — кончилось все тем, что к 6 утра все уже совсем напились и пели хором на кухне «I'm Waiting for the Man». Есть какой-то объединяющий момент в Риде — не все его знают, но все, кто знают, относятся к нему с определенным таким душевным подходом. И для меня тоже это очень важный персонаж. Сначала я The Velvet Underground для себя открыл — это было еще во времена модемного интернета — и мне тогда казалось, что про эту группу вообще никто ничего не знает. Я собирал всякие газетные вырезки, все, что мне про них попадалось. Потом я попал на Горбушку и нашел там всяких странных персонажей, которые продавали его бутлеги, ауттейки. И я стал копать дальше, начал слушать его сольные вещи. Правда, дослушал года так до 1985-го, дальше не смог. Но все равно — он всегда оставался одним и тем же Лу Ридом; ровно таким же, каким он после The Velvet Underground стал. Я в какой-то момент перестал за ним следить, недавно только наткнулся на видео его совместного проекта с Metallica, открыл, через 20 секунд закрыл — но все равно понял, пусть мне самому это (может, в силу снобизма) не очень, все равно он там остается самим собой; то есть это именно Лу Рид с «Металликой», а не что-то иное».