перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Герои

«Неужели вам нужна конкретная музыка?»: Илья Лагутенко о будущем «Мумий Тролля»

Месяц назад после ухода из группы «Мумий Тролль» гитариста Юрия Цалера ее лидер Илья Лагутенко сделал уклончивое заявление, из которого можно было заключить, что после завершения текущего тура группа распадется. «Волна» попыталась уточнить все у самого Лагутенко — впрочем, не вполне успешно.

  • — Что все-таки происходит с группой «Мумий Тролль»? Распадается она или нет?

— И это вы меня спрашиваете?! Я думал, уж вы-то внимательно читаете мои заявления. Тур заканчивается. Дальше — посмотрим. Я думаю, что мы заработали себе то положение, когда моя группа может подумать об ином типе взаимоотношений между автором и слушателем, чем тот, который нас связывал все эти годы. Все-таки время идет вперед, технологии идут вперед, отношения между исполнителем и зрителем развиваются — и можно в этом смысле что-то предпринять.

— Да все к тому и шло все последние годы! Во всяком случае, я точно плавно двигался именно к такому повороту. Все идет правильно, просто иногда нужно дополнительно расставлять акценты.

  • — Очень это все-таки неконкретно.

— Вам надо конкретно? А зачем тут конкретика, я не понимаю? Неужели вам нужна конкретная музыка? Вы хотите послушать новую песню Григория Лепса? (Смеется.) Мне хочется чего-то, что я не ожидаю услышать. Всегда, от любой, даже давно любимой группы. И в данном случае я ставлю себя на место слушателя группы «Мумий Тролль» — и понимаю, что мне и здесь хочется услышать и увидеть то, чего я не жду.

Новейший клип «Мумий Тролля» на песню «Десерты», в котором участники группы и правда предстают в неожиданном виде

  • — Те же полгода назад ответ на вопрос, зачем вам нужен «Мумий Тролль», заключался еще и в обязательствах перед другими участниками группы. Что изменилось в этом смысле?

— Участники группы, как ни странно, меня сейчас понимают гораздо лучше, чем несколько лет назад. Это, наверное, как сериал такой. Смотришь-смотришь и думаешь — что-то я тут ничего не понимаю. А на пятой серии оказывается — ах вот оно что! Тут ты замысел режиссера и понимаешь. В данном случае режиссер — это я.

  • — Вообще, в последние годы было ощущение, что в каких-то новых проектах вроде «Горностая» и «Кеты» вам интереснее было участвовать, чем собственно в «Мумий Тролле».

— Мне действительно было интереснее в этом участвовать, и сам бренд «Мумий Тролль» я тоже рассматриваю в контексте этих изменений, передвижений и развитий. Мне интересно, куда можно двинуться с абсолютно независимым музыкальным изобретением — я же не обременен никакими договоренностями ни с другими людьми, ни с звукозаписывающими компаниями. Я создаю среду общения, что, мне кажется, и необходимо делать в музыкальном коллективе.

  • — Ох. Ну ладно. Вы вот озабочены развитием, будущим. Что такое будущее музыки, по-вашему, где его искать?

— Ну мы все озабочены этим вопросом. И вы тоже. Вы же делаете плейлист для катка в парке Горького — то есть в советском таком изначально общественном пространстве играет музыка, которой лет пять назад в нем и помыслить было невозможно. У нас свои методы. Вот мы сделали фестиваль V-Rox. Я слышал такие отзывы: ну как так, ты нам даешь рок, а тут же люди непонятной национальности продают сувениры и из мегафона Алена Апина херачит. А потом выясняется, что мы уехали, а дебильные киоски убрали и Апину отменили. То есть достаточно было один раз показать, что людей другие вещи интересуют, — и процесс пошел. Происходят такие маленькие революции. Вот вам и будущее.

«Мумий Тролль» играет песню «Акулы или паука» на заключительном гала-концерте V-Rox на центральной площади Владивостока

  • — Вы сами для себя какие выводы сделали из V-Rox?

— Сейчас, три месяца спустя, я уже могу сказать, что итоги превзошли все ожидания. Мы хотели привлечь внимание людей, которые об этом знать не знали, — мы его получили. Тот же The New York Times проанализировал ситуацию с фестивалем гораздо глубже любого нашего СМИ, и это радует. И когда тебе друзья и знакомые со всего мира присылают фотографии первой полосы International Herald Tribune со статьей о фестивале — ну такие вещи не купить. Дальше — если раньше администрации и города, и края относились к затее с опаской, то теперь они понимают что к чему, и это очень большой сдвиг. Но самое главное даже не это. Самая главная идея фестиваля состояла в том, чтобы свести молодых, амбициозных и талантливых лицом к лицу с воротилами шоу-бизнеса. И когда я узнаю, что никому не известная приморская хардкор-группа So What? приглашена на крупнейший корейский инди-фестиваль в Сеуле, я думаю, что идею реализовать у нас получилось. И когда Рома Муджус едет в Калифорнию, и когда Kulakostas, у которого выступление во Владивостоке было чуть ли не первым в жизни, уже расписывает туры по Японии, и когда группа «Сансара» едет в тур по России и Украине, потому что нашла себе спонсора в результате неутомимого путешествия по барам и клубам Владивостока. Вот для этого все и делается. И на самом деле идея V-Rox не так уж далека от самой идеи группы «Мумий Тролль». Потому что когда я ее организовал, мне хотелось не просто быть таким-растаким — мне хотелось, чтобы таких групп, как эта, было очень много.

  • — Вы сейчас проехали с огромным туром по всей стране. Есть какие-то новые впечатления? Меняется что-то?

— Что-то меняется. Мне и самому в рамках этого тура хотелось не просто прорекламировать новый альбом «Мумий Тролля», а еще и изучить положение вещей в отношении региональных сцен и региональных музыкальных бизнесов. В некотором смысле наш тур — это такой передвижной V-Rox. Я последние несколько лет вообще занимаюсь тем, что объясняю, что поднять региональный музыкальный рынок и превратить его в часть работающей музыкальной индустрии, могут только те люди, которые в этих регионах и сидят. И когда мне задают вопросы — мол, мы группа из города Х, нас никто не слушает, как нам пробиться в Москву, — я всегда отвечаю: вы сначала должны пробиться к местной аудитории, а не в Москву. А за местную аудиторию отвечает такой-то человек, который владеет радиостанцией X-FM, условно говоря. И мне очень приятно, что ко мне начинают прислушиваться — и музыканты, и эти самые владельцы. Ну то есть спонсором одного из участков сибирского тура той же «Сансары» была радиостанция «Сибирь» — и это образцовая система, на мой взгляд. Кроме того, благодаря V-Rox мы сейчас запускаем некую творческую коллаборацию, в рамках которой будем для несколько сотен радиостанций по всему миру — от США до Японии — делать подборку новой хорошей музыки из России. А дальше слушатели этих стран сами будут выбирать, что им нравится больше, а что меньше; а дальше у нас будет возможность представить лучших на каких-то больших мероприятиях вроде фестивалей — ну и так далее.

  • — Впечатляет. Но давайте я все-таки попробую уточнить ответ на исходный вопрос. Итак, группа «Мумий Тролль» по завершении текущего тура не распадается, но переходит в некое новое качество — я правильно понял?
— Давайте я попробую ответить так. Чтобы говорить на одном языке, нужно этот общий язык выучить. Поэтому давайте подучим.
  • Концерт «Мумий Тролль» сыграет свой «последний» концерт в Москве в пятницу, 6 декабря, в клубе Stadium Live
Ошибка в тексте
Отправить