«Культура записи в России отсутствует»
Основатель лейбла Fancy Music Сергей Красин, издающий современный джаз и академическую музыку, — о том, как финансист становится культуртрегером, о Батагове, Гайворонском, РАО, ECM и миссии
- — В начале 2010-х, когда музыкальная индустрия находится в очень странном состоянии, в России, где она и не приходила в сознание, вдруг появляется лейбл, который начинает очень активно издавать и продвигать здешнюю новую академическую музыку. Откуда вы вообще взялись? Из композиторской среды?
— Нет. Когда я запускал Fancy Music, я вообще никого не знал. Только полтора года назад у меня появились какие-то идеи, и не в последнюю очередь в их реализации мне помог Юра Лобиков. Он учился у композитора Александра Маноцкова, которого я впоследствии тоже выпустил; Маноцков, в свою очередь, познакомил меня с Дмитрием Курляндским и Сергеем Невским. На самом деле, когда я только придумал лейбл, у меня были ориентиры на джаз, на какую-то интересную электронику и даже на поп-музыку — а в итоге видите, в какую сторону все повернулось. Но я действительно никогда не вращался в композиторских кругах, не знал никогда музыкантов, не учился с ними, нет у меня и профильного образования — я сам вообще финансист.
- — Тогда зачем вам это понадобилось? Настолько музыка увлекла?
— Да, конечно. Долгое время я работал в клубной индустрии и очень тесно был связан с танцевальной музыкой. Но в один прекрасный момент все это ужасно надоело, и я полностью ушел в финансы. И только года через два-три после этого интерес к музыке вернулся — причем возникло желание именно слушать музыку. Я покупал очень много разного винила — в принципе, просто учился слушать. Теперь этот навык, кстати, оказался очень важным — когда музыку выпускаешь, нужно уметь правильно ее слушать. И вот примерно в то время благодаря идее Юры Лобикова я решил создать лейбл. Действительно, у музыкантов и композиторов организационная составляющая не очень сильна; плюс параллельно с выпуском музыки возникают административные вопросы, юридические, промоутерские. Ну и в итоге как-то само назрело: зачем терять время, когда можно сделать что-то полезное — причем не только для друзей, но и для совершенно незнакомых людей, которым такого рода помощь тоже нужна.
- — И вы в это вложились личным капиталом?
— Да, делалось это все на мои деньги — то есть мой кошелек был и остается основным источником финансирования. И в силу того, что я работаю в индустрии консалтинга, первым делом я решил как следует разобраться во всем. Были встречи с юристами, которые в первую очередь проконсультировали меня по авторскому праву. То есть даже не столько вложения денежные, сколько временные.
Первым диском, выпущенным на Fancy Music, был альбом джазового квартета Live People Quartet «The Movement»
- — То есть вы решили все оформить по-белому? У нас же обычно просто запускают сайт, выкладывают mp3 на Bandcamp, ну и в лучшем случае нарезают небольшой тираж дисков.
— Дело в том, что по закону ты не можешь юридически не оформить лейбл, если хочешь именно продавать музыку. Это предпринимательская деятельность. Ты можешь выложить ее на Bandcamp, но у тебя должны быть права на публикацию. Там, конечно, есть опция выкладывания по Creative Commons — но опять же у тебя должны быть какие-то договорные отношения с артистом по части распределения дохода. То есть если артист выкладывает музыку у себя, то тут вопросов нет, но если ты выступаешь как посредник, ситуация уже иная. Просто здесь, в России, на это все забивают: 20 лет здесь существовало пиратство — да и сейчас существует. Многие не знают и даже не хотят разбираться в законодательстве. Вот, к примеру, недавно ко мне обратился знакомый, управляющий джаз-кафе, с жалобой — говорит, что ему позвонили из РАО и потребовали авторские отчисления за музыку, которая исполняется там. Ну, пришлось сказать ему, что это правильно. И это распространяется на все живые выступления — Дом музыки, например, в регулярном порядке делает отчисления в РАО, где уже происходит последующее распределение. Поэтому для начала я во всем просто разбирался. А первые инвестиционные затраты были связаны с двумя вещами: регистрацией компании и разработкой сайта. Очень хотелось, чтобы сайт не был просто скучной блоговой лентой. Потом были уже затраты на брендбук и дизайн обложек и дисков.
- — То, как вы к внешней стороне вопроса подходите, вообще удивляет. Я был почти шокирован, когда мне как журналисту курьер доставил пачку дисков. Так ведь сейчас никакие независимые лейблы не делают. Но на коммерческий проект Fancy Music тоже не похож, прямо скажем.
— На самом деле, это мой личный подход, связанный с ориентированностью на слушателя. Во-первых, абсолютно вся музыка доступна для бесплатного прослушивания, а некоторые вещи еще можно и бесплатно скачать. Во-вторых, мы предлагаем слушателям бесплатную доставку — причем не только по Москве, но и в любую точку. Просто потому, что в свое время мне самому было очень неприятно покупать диск за 15 долларов и платить при этом 20 за доставку. Ведь по факту мы имеем дело с музыкой, которая востребована людьми с не очень большим заработком — хочется идти им навстречу. В-третьих, это очень личный подход ко всем слушателям — например, на любое письмо мы стараемся отвечать в течение часа и решать любые вопросы. Вообще это, наверное, немного громко прозвучит, но Fancy Music — это своего рода меценатская деятельность. Причем направлена она в первую очередь на помощь композиторам. Цели заработать у меня совсем не стоит. И если вдруг какие-то релизы мне приносят прибыль с продаж, то...
- — А приносят?
— Единственный раз это было. С
Батаговым. И то благодаря мощнейшему пиару и тому, что Антон ведет
очень активную концертную деятельность в Москве.
Открывающая композиция диска Антона Батагова «Selected Letters of Sergei Rachmaninoff», выпущенного на Fancy Music. Как и почти все остальные альбомы, изданные на лейбле, его можно послушать на сайте Fancy Music целиком и бесплатно
- — Если это меценатский проект — в чем миссия?
— Во-первых, одним из самых важных моментов является то, что издаем мы только российских композиторов. Здесь огромное непаханое поле для работы, и хочется в нем разобраться. Мы стремимся к тому, чтобы освещалось в первую очередь имя композитора. Это он сочиняет музыку и закладывает идеи. Я сейчас много получаю благодарностей за то, что те или иные вещи у нас вышли, ведь по сути очень многие произведения где-то лежали и пылились, никому издавать их не нужно было. Вот кто у нас в России деньги получает? Здесь, так уж вышло, сложилась очень ярко выраженная культура исполнения музыки, а культура записи гораздо хуже. А композитор — он ведь музыку пишет, но сам-то не исполняет ее. Запись для него гораздо важней. Но по факту премьерное исполнение произведения где-то проходит — и все. А так он пишет, по сути, в стол. А музыканты что играют? То, что больше всего востребовано аудиторией. Имя композитора при таких раскладах пишется только где-то в программке. Как до него при этом доходят деньги? В лучшем случае роялти, какие-то авторские отчисления. Но большинство композиторов по сложившейся традиции даже свои произведения в РАО не регистрируют. И живут они в итоге только на какие-нибудь кинозаказы, аранжировки или что-то в таком духе. Поэтому моя задача — рассказать о композиторе и его творчестве, а не о том, как играет музыкант. Если ты хочешь просто послушать музыкантов, покупай классику.
- — При этом, исходя из вышесказанного, вы во всей этой академической музыке и авангардном джазе разбираетесь более-менее с нуля.
— Абсолютно верно! Для меня это приключение — в этом и весь интерес Fancy Music. Как-то я разговаривал с Батаговым, и он мне рекомендовал встретиться с одним человеком и провести своего рода интервью. Но как я смогу вести беседу, если я совсем некомпетентен как музыковед? А Батагов мне на это сказал: «Так это ж хорошо!» И я понял, что да — в этом весь интерес. По сути, когда начинал, я совсем никого не знал в России — ни композиторов, ни музыкантов. В том числе, кстати, Батагова — за исключением вещей, игравших на телеканале «Культура». Просто один мой коллега посоветовал с ним пообщаться, и я решил попробовать — познакомились в итоге прямо через фейсбук. Соответственно, моей задачей стало сделать так, чтобы такие же люди, как я, узнали обо всей этой музыке. Более того, это распространялось не только на русских композиторов: я никогда в жизни не слышал ничего о «Stimmung» Штокхаузена до тех пор, пока не пришел послушать его исполнение на «Платформе». А если бы я был начитанным музыковедом, я бы говорил вещи в духе: «Вот минимализм сейчас в России — самое то, что нужно, поэтому я сейчас буду заниматься только им». А как же остальные? Я же слушаю в машине и рок, и поп-музыку — почему не могу издавать ее на лейбле? К тому же иногда грань и вовсе оказывается очень тонкой — в этом смысле ярким примером для меня является Алексей Наджаров, который, с одной стороны, является академическим композитором, а с другой — джазовым пианистом.
- — А какие вообще у вас самого любимые диски Fancy Music? Назовите три штуки, скажем.
— Хорошо, но сперва небольшая ремарка. Я бы хотел исключить финансово успешные альбомы и сказать здесь о других работах. Первой будет дебютный альбом ансамбля «Живые люди» — это первый альбом, что был выпущен у нас на диске и, соответственно, первый альбом для меня лично. Вторая вещь — это третий альбом Сергея Загния под названием «The North», его композиции для двенадцати блок-флейт. Во-первых, эта пластинка как бы подытожила наше с ним сотрудничество в 2013 году, а во-вторых, она, на мой взгляд, в полной мере отражает Сергея как композитора. А третья пластинка, наиболее дорогая для меня, выйдет в феврале — это запись, которую я сделал еще полгода назад. Это «Струнный квартет» Вячеслава Гайворонского — и по музыке, и по вложенному труду я горжусь ей!
- — Кто всю эту музыку сочиняет, более-менее понятно. А кто ее покупает?
— Ну, у нас уже есть несколько поклонников, как бы громко ни звучало это слово. Это люди, которые покупают диски Fancy Music не глядя; есть среди них и такие, которые скупили весь каталог. Но вообще я скажу честно: 80–90 процентов дисков мы раздавали бесплатно на концертах. В первый год нам нужно было как-то укрепиться в позициях и представить себя. Самое интересное, что в России вообще отсутствует культура платить. Зато диски продаются очень хорошо на концертах — наверное, потому что таким образом можно сохранить воспоминание о нем. Но вообще, 80 процентов заказов на сайте — это Запад, в первую очередь Америка, а затем Германия, Франция и Нидерланды. Другое дело, что европейские и штатовские дистрибьюторы, на которых я выходил, очень дотошны в плане критериев отбора и всяких тонкостей с каталогами. Очень тяжело сделать так, чтобы твой диск, выпущенный в России, оказался где-нибудь в магазине Virgin во Франции. Из-за того что сейчас есть диджитал, никто не хочет заморачиваться со всякими небольшими лейблами. Проще поставить на витрины какого-нибудь мейджора или многотомные красивые подарочные издания.
- — Ну, может быть, Virgin просто не в курсе существования российской музыки.
— Да, конечно, может. Помню, как-то недавно у меня был разговор с журналисткой из Польши, она призналась, что для нее факт существования современной академической музыки в России в таком объеме стал откровением. Просто раньше были «Длинные руки», Solyd, еще кто-то. А сейчас почти никого и не осталось.
- — Вы ведь не только выпускаете музыку, но и продюсируете ее запись, насколько я понимаю.
— Подходы совершенно разные. В минувшем году больше, конечно, издавалось готовое — денег на запись особо не было. Какие-то работы мы сводили, какие-то мастерили, а какие-то вообще брали и готовые мастера уже издавали. Но было три проекта, которые мы записывали полностью: одна студийная запись и два концерта на «Платформе». В новом году такого будет куда больше. Сейчас мы вот, кстати, только что записали новый альбом Батагова. Вообще, для меня одна из главных проблем, которую хочется как-то решить, — это то, что культура записи в России отсутствует. Доходит до того, что композиторы и музыканты, оказавшись в студии, порой задают смешные вопросы вроде «А можем ли мы этот звук сделать потише?». Конечно, можем, в век-то цифровых технологий! Иногда общение уходит в измерение эпитетов: «Мне нужен более пространственный обволакивающий звук, который бы уносил меня куда-то вдаль» — а по факту им нужна простая реверберация или эхо. Я стараюсь работать только с одним звукорежиссером, с которым у нас уже есть взаимопонимание и который знает, чего я ожидаю от записи (лишь изредка для электроники обращаюсь к другим). Этот звукорежиссер — Александр Михлин — музыкальную историю Fancy Music фактически и выстраивает. Я считаю, что все релизы в совокупности должны образовывать какой-то образ лейбла, его лицо. А когда разные альбомы постоянно делают разные люди, то единого результата не получается.
Последний на данный момент релиз Fancy Music — «Рондо» композитора Георгия Дорохова
- — Это напоминает мне подход лейбла ECM, который во многом стал известным за счет уникального для своего времени пространственного звука. Специально для работы над ним лейбл еще в 70-х привлек звукорежиссера, который и по сей день мастерит альбомы для них. Забыл его имя.
— А я вам сейчас скажу (листает записную книжку в телефоне). Когда я только делал Fancy Music, мы с ним списывались по почте и я интересовался стоимостью его услуг. Ян-Эрик Конгсхауг его зовут, вот. Но разница все-таки есть. В силу финансовой ограниченности мы не можем тягаться ни с ECM, ни с Blue Note, вырабатывая собственный звук. Мне сейчас важней всего просто сохранить какую-то целостность, чтобы релизы звучали схожим образом. Ну и плюс сама музыка у ECM такая, она сама по себе несет «обтекаемый» звук, девиз у них очень говорящий: «The most beautiful sound next to silence». В конце концов, я могу обратиться и к Конгсхаугу, это будет стоить дороже, и, конечно, он выполнит свою работу очень круто! Но не надо забывать: у нас в России тоже есть безумно крутые звукорежиссеры, с которыми очень приятно работать. И продюсерская роль тоже очень важна в любом музыкальном проекте. Я не раз сталкивался с продюсерами, совсем не подкованными технически, — то есть они не могли сделать или понять каких-то простейших вещей, типа как убрать громкость у одного канала. На мой взгляд, это совершенно неприемлемо. В чем же тогда твоя роль? Найти финансирование и выпустить диск? Тогда бы моя роль закончилась, когда я нашел свой кошелек.
- Следить Официальный сайт лейбла