Худрук ансамбля МВД Виктор Елисеев — о «Get Lucky», коррупции и «Калинке»
Главный музыкальный мем российского производства за последнее время — Ансамбль песни и пляски МВД, исполняющий песни Daft Punk, Тома Джонса и прочие мировые поп-хиты. «Волна» решила узнать, откуда что берется, и поговорила с начальником ансамбля.
- — Вы же этим ансамблем давно руководите…
— Всю жизнь. С 1973 года я главный хормейстер, а с 1985-го художественный руководитель и главный дирижер.
- — А экспериментировать недавно начали?
- — Прекрасная задача. Но вы все-таки не просто какой-то ансамбль, вы ансамбль внутренних войск МВД. А Министерство внутренних дел сейчас все-таки не очень ассоциируется с креативностью и экспериментами.
— По-разному. Люди, которые служат в министерстве и внутренних войсках, очень близки гражданскому населению. Там много людей, которые занимаются большой наукой. А это значит, что все это люди очень развитые, они хотят познавать мир, они исследуют такие глубины, которые даются только очень умным людям. Я всегда считал, что главное, чтобы пошло не было. А так, почему не посмеяться? У нас же демократическое общество сейчас.
- — Общество демократическое, а нравы суровые.
— Над нравами надо работать.
- — А как работать? Вот есть закон о запрете гей-пропаганды. Кто-то ваш клип «Get Lucky» посмотрит и увидит там гей-пропаганду.
— Да это глупости. Кто хочет увидеть — тот везде увидит. В любой песне.
Подозрения, что кавер на «Get Lucky» попал в сеть неслучайно, подкрепляет тот факт, что попал он почему-то в редакцию государственного информационного агентства РИА «Новости»
- — Но такие законы вам работать не мешают.
— А где такие законы? Нет их, таких законов. Все зависит от вкуса руководителя и исполнителей. Я уверен, что, если бы мы что-то сделали плохо, нас бы подправили, сказали: «Вы не туда пошли, ребята». Хотя цензуры у нас сейчас и нет. Но какие-то подсказки должны быть. Конечно, я вас понимаю — форма какие-то каноны восприятия вносит, но вот вы знаете, что вся музыка к кино 30–40-х годов написана оркестром ВВС? И что в этом плохого?
- — А вы должны свой репертуар с кем-то согласовывать?
— Так ведь нет же цензуры сейчас, я говорю. Все строится на доверии. Я 40 лет в этом ансамбле, и ничего плохого мы не сделали. Ну спели один раз «Хава Нагила», ну и что? Или «Sex Bomb». Что такого?
- — Вот про «Sex Bomb» я у вас отдельно хотела спросить. Как вам это вообще в голову пришло?
— Мы сделали пародию. Это такое легкое и ироничное отношение к этой композиции. Из-за этой песни за нами, кстати, пол-Австралии гонялось. Тысячи девчонок на все концерты приезжали, цветы на сцену бросали. И потом — мы же постоянно выезжаем в горячие точки. В трудные времена мы рассредотачивались и ездили по всем городам Чечни во время войны. Когда расстреляли площадь Минутка в Грозном, мы там были на третий день, я видел весь этот кошмар. И мы выступали для солдат, которые держали оборону. А солдаты же тоже молодые, если им во время боевых действий грустные песни тянуть, ничего хорошего же не выйдет. Нужно что-то современное, креативное. Я вчера, между прочим, просматривал интернет-отзывы — так вот там говорилось, что после просмотра «Get Lucky» очень много людей стали больше доверять полиции.
- — А кто это придумал вообще?
— Началось все с того, что мы увидели, как Хор русской армии в Санкт-Петербурге поет «Skyfall». У меня тогда возникло сомнение, что они вообще военные. Стоит парень с бородой. Ну как так? У нас в ансамбле такого не допускается. Есть устав. Так что, думаю, это переодели ребят способненьких просто под военных, чтобы вызвать интерес. И интерес был — больше миллиона просмотров. И это меня как-то подтолкнуло к тому, чтобы сделать «Get Lucky».
Песню Тома Джонса «Sex Bomb» Елисеев и его команда исполнили в эфире шоу «Что? Где? Когда?»
- — А почему именно ее выбрали?
— Да чего ее выбирать? Ее везде крутили. Разложить на оркестр ее было несложно, сложно было придумать манеру исполнения. Но у нас в коллективе есть ребята молодые. Они в теме. Главное, чтобы пошло не было. А они хорошо двигаются. Красиво.
- — Вы говорили, что клип был сделан для внутреннего пользования. Что показывать его вы широкой публике не собирались.
— Да. Для того, чтобы осталось в архиве, мы делаем фонограмму и видео.
- — Слушайте, но это все-таки профессионально сделанный клип. Там певцы на камеру работают. Играют все. Не похоже это на архивное видео.
— Не знаю. Так записали. У нас любые записи, которые мы делаем, все вот такие — как будто на концерте.
- — А в сети ролик тогда откуда взялся?
— Не знаю. Может, передал кто-то.
- — Больше похоже, честно говоря, на спланированную вирусную акцию.
— Никто ничего не планировал. Мы готовили этот номер к Дню сотрудников МВД. Записали еще и потому, что я хотел, чтобы начальство посмотрело — пойдет, не пойдет. Я вообще не думал, что ее кто-то увидит, а когда понял, что увидели, все равно такого шума не ожидал. Хотя в душе у меня что-то теплилось, потому что коллектив у нас профессиональный. Вот Daft Punk даже написали, что это лучший кавер, который они слышали.
- — Вы сказали, что люди пишут, что после вашего клипа стали больше доверять полиции. Вы же понимаете, что сейчас у имиджа полиции есть проблемы?
— А с чем сейчас все хорошо, скажите? Ни с чем. А почему? Потому что дали возможность говорить то, что думаешь. Я в этой системе с 69 года, разные были моменты и ситуации, но милиция — это тот организм, который стоит на острие всех социальных проблем. И если милиции не будет — страны не будет. Милицию нельзя только ругать, ее и защищать нужно. Это самый незащищенный организм. С одной стороны требуют руководители, с другой стороны — требует народ.
- — Может быть, это все-таки народ надо защищать, а не полицию?
— Тоже нужно. Но вот я вам приведу пример — в Германии рядовой сержант получает 5 тысяч евро. Берут на службу по рекомендации, и человек отвечает за этого человека. И не дай бог ты уже взятку возьмешь или что-то еще. Традиции там уже другие. У нас пока таких традиций нет. Их надо вырабатывать. Нужна социальная защищенность. Государство, как хороший плотник, должно содержать свой инструмент в порядке. В полиции очень много бессеребренников, которые переживают из-за того, что происходит.
По следам успеха «Get Lucky» ансамбль устроил флешмоб в метро — правда, с гораздо более традиционной песней
- — Правда много? Несмотря на уровень коррупции?
— Вот все говорят, что есть коррупция. А я этого так уж и не вижу.
- — Ну вы что. На дороге каждый второй взятки до сих пор дает.
— А если вы в ЖКХ зайдете?
- — Да, это общая проблема.
— А что тогда полицию ругать? Надо твердой рукой все налаживать.
- — Вот вы говорите, твердая рука. А сами идете несколько поперек государственных тенденций. У нас же сейчас в фаворе все консервативное. А то, что западное, — это, считается, с гнильцой.
— Русские песни определяют нацию. И они оттягивают понемножку те вещи, которые приходят с Запада. Конечно, мы должны защищать свои традиции, свои устои.
- — Вот-вот. И тут вы такие выходите с «Get Lucky»…
— А я объясню. Это связано с тем, что, если ты зайдешь с русской песней на телевидение, тебе скажут — не формат. И чтобы традиционные ценности снова вошли в моду, нужно идти хотя бы таким путем. Привлекать молодежь такими песнями, а потом петь им на концертах «Калинку» и военные песни. Чтобы они все это прочувствовали, поняли.
- — То есть вы их через Daft Punk к русской национальной идее ведете?
— Можно и так. Можно. Почему нет?!