перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Герои

FKA twigs, Джай Пол и другие дети эмигрантов, меняющие поп-музыку

Сегодняшняя западная поп-культура обильно вдохновляется культурами стран Востока, Африки и Латинской Америки, а дети эмигрантов из этих стран добавляют в свою музыку то, что они слушали в детстве. «Волна» рассказывает о самых интересных таких музыкантах – и том, как это помогает им менять поп.

FKA twigs

Ни много ни мало — новая надежда британской поп-музыки

Семья

У матери Талии Барнетт испанские корни, и она зарабатывала уроками сальсы (благодаря этому и дочь начала заниматься танцами), отец с Ямайки, но очень рано ушел из семьи. Тем не менее ямайское сообщество Глостершира, от­куда она родом, продолжало поддерживать ее семью и дальше.

Звук

На первый взгляд, на музыку Талии — футуристичный новый R’n’B — практически не повлияли ее корни, но это только кажется — ее родители в детстве практически не ставили в доме популярную музыку: вместо этого маленькая девочка слушала джаз, ска, африканский фьюжн и бразильскую певицу Таню Марию. Важно не то, что есть в ее музыке, а то, чего нет: вместе с венесуэльским продюсером Arca у нее получается музыка, начисто лишенная каких-либо отсылок к белой культуре.

Что есть и что будет

Лейбл Young Turks с самого начала ставил на Барнетт, теперь же практически сдувает с певицы пылинки и молится на нее: ее дебютный альбом с незамысловатым названием «LP1» хвалят критики по всему миру, а количество фанатов растет с каждым днем. Перед нами случай не субкультурного артиста, а того самого музыканта, который может быстро стать чем-то большим в поп-музыке. Талия, собственно, туда и метит, главное для нее — это не сворачивать с выбранного пути.

«Two Weeks»

Бен Хан

Стойкий и уравновешенный поп с корнями из Афганистана

Семья

Из-за азиатского имени Бена Хана сравнивают с Джаем Полом (см. ниже) — но он на это лишь отвечает, что лучше бы его звали Блейк Джонсон. Известно, что его отец из Кашмира и занимался там творчеством, точнее, создавал картины из шелковых нитей.

Звук

Музыка Хана — это в какой-то степени вариация на тему того, что было бы, если бы Джеймс Блейк имел афганские корни. «В какой-то» — потому что это влияние как раз практически не заметно, скорее это повлияло на его характер. Несмотря на прошлое продавца марихуаны и вообще, судя по интервью, веселое юношество, Хан в своей музыке очень сдержан и не дает себе ухода в отрыв — это достаточно строгий, но слегка доминирующий поп.

Что есть и что будет

Через пару EP выяснится, чего на самом деле стоит Хан, но судя по его последней записи, он вполне может задержаться в наших плеерах. Впрочем, настоящего хита у него пока что нет — вполне возможно, что это в скором времени исправится. Возможный прогноз: Хан постепенно раз­говорится — и мы узнаем о его жизни гораздо больше, вначале он отказывался даже фотографироваться. Судя по тому, что единственное на данный момент фото сделано его отцом, он четко продумывает, чего хочет в своей музыке, — это умение стоит ценить.

«Youth»

Кэт Далиа

Пробивная рэперша из Майами с предельно личными треками

Семья

Главный хит Катрины Хьюге «Gangsta» ­говорит о семье достаточно прямо: отцу приходится жить в одной комнате с бабушкой, а мама делит комнату с сестрами. Ее вещи в целом ав­тобиографичны, а кубинские корни не дают ­жительнице Майами петь о скучной жизни. В целом же ей скорее досталось много трудо­любия — в музыке Куба практически не заметна.

Звук

Далиа всем своим видом показывает, что ­метит в мейнстрим: она похожа на других популярных американских артистов, и Латинская Америка тут совсем ни при чем. Тем не менее это не означает, что ее совсем не за что любить: все-таки достаточно личные тексты делают свое дело — и певица постепенно завоевывает сердца слушателей. Насколько далеко в этом удастся зайти — это еще вопрос, но все шансы на хорошее ­будущее у нее есть. Впрочем, все самое лучшее начнется, когда ее перестанут сравнивать с другими — например, с Рианной.

Что есть и что будет

Далиа, конечно, Рианной не станет — просто потому что на деле совсем на нее не похожа, только лишь в балладных номерах. Судя по тому, что у нее есть испанские версии отдельных хитов, ее может ждать успех как минимум на латиноамериканском рынке: как показывает практика отдельных артистов, это шаг достаточно понятный, да и в целом это легкий путь к успеху. Будет ли биться Далиа за американский рынок дальше или выберет проторенную дорожку, пока непонятно, но хотелось бы ­верить, что она действительно может прогрызать себе маршрут к славе.

«Crazy»

Сюзанна Абдулла

Участница украинского телешоу, начавшая писать песни самостоятельно — и не прогадавшая

Семья

История Абдуллы кажется в чем-то похожей на ту, что была у FKA twigs: ее отец, наполовину араб, наполовину эфиоп, очень рано ушел из семьи — а семья быстро перебралась из родного для Сюзанны Воронежа в Керчь. Гораздо больше на нее повлияла бабушка, научившая не обращать внимания на издевки одноклассников. Впрочем, свое имя Абдулла, помня о корнях, специально дублирует на арабском.

Звук

Сначала Сюзанна, участница украинского телешоу «X-фактор», выступала под псевдонимом Сэлем, но не добилась большого успеха; теперь, уйдя от продюсеров и начав писать песни самостоятельно, она показала, на что способна: всего три новых трека, что есть у нас на руках, напоминают о новом R’n’B и в целом очень подвижны, не лишены грува — именно так на ней сказывается унаследованный горячий нрав. Единственная ее проблема — не очень большое количество песен; это поправимо.

Что есть и что будет

Три песни: «Крошки в одеяле», «Ломаная» и «Дикая» — последние две очень хорошо описывают то, как звучит Абдулла. У нее есть все шансы встать в ряды новой украинской поп-музыки наравне с Иваном Дорном, Kazaky, Ией и Монатиком — и быть там совсем не на последнем месте. Тем более что количество песен говорит совсем не о том, что певице нечего сказать, а что она знает, чего хочет, и начинает медленно воплощать желания в жизнь.

«Ломаная»

Tālā

Будущая Майя — или по крайней мере достойная продолжательница ее дела

Семья

Ее родители из Ирана, но родилась она уже в Лондоне, в остальном же это уже классическая история: в семейный дом очень часто при­ходила куча гостей — и от них певица постоянно узнавала что-то новое, а груда родительских пластинок повлияла на ее музыкальный вкус. Разница в том, что гости говорили между собой на огромном количестве языков, а кроме Принца звучала и иранская певица Гугуш. Tālā, конечно, это новая Майя — только без неоднозначного партизанского прошлого семьи.

Звук

Как и Майя, певица говорит примерно за весь третий мир сразу: здесь и посвященный «Сербскому фильму» трек, и клип на него, снятый в Марракеше, и рассказ о посещении дальних родственников в Катаре. Похоже, впрочем, это совсем не на госпожу Арулпрагасам, а на резидентшу лейбла Hyperdub, умную электронщицу Фатиму аль-Кадири: обе вдохновляются гэриджем, а не байле-фанком, да и присутствие Азии и Востока здесь скорее ностальгическое, хоть и довольно важное. Главное же — значение псевдонима: на разных языках это значит «золото», «пальмы» и «ритм».

Что есть и что будет

Дебютная EP «The Duchess», конечно, не дарует ей никаких громких титулов, но по крайней мере заставляет присмотреться к ней повнимательней. Судя по пока редким интервью, певица достаточно умна, чтобы не доводить обилие этнической составляющей до раздражающего абсурда, не доходить до противоречий и не изображать из себя жертву (последнее в ее случае просто невозможно). Пока за ней следят только профильные издания, но далее станет ­понятно, чего хочет от своей музыки она сама и чего хотят слушатели.

«Serbia»

Джай Пол

Затворник и перфекционист с предположительно очень хорошим будущим

Семья

Единственное интервью, данное Джаем Полом кому-либо, состоялось в январе 2011-го — журналист Dazed разделил с музыкантом ужин в KFC. О корнях речь не зашла, но очевидно, что они индийские, что не может не подтвердить трек «Str8 Outta Mumbai». Интересно, что у него есть брат Ануп, успевший поиграть на басу с Эмели Санде и Джесси Уэйр, а также записавший собственную песню.

Звук

Официально у Пола вышло две песни, одна из которых носит подзаголовок «Демо», но в прошлом году неизвестный украл у него ноутбук и выложил все демоверсии музыканта. Пол — один из тех, кто сохраняет в своих песнях традиции своего народа: кроме вышеупомянутой песни про Мумбай это чувствуется в особенно быстрых треках, где передается ощущение музыки из индийского кино. Эклектичность и то самое шебутное состояние, впрочем, ему только на руку.

Что есть и что будет

Пола уже не стесняясь называют гением: у него есть и голос, и умение написать прилипчивую песню, и понимание того, как должна выглядеть поп-музыка настоящего; после слива песен многие обратили внимание на то, что эти толком не сведенные треки звучат лучше иных альбомов года. Дело за малым — выпустить уже наконец долгожданный альбом: судя по словам представителей лейбла, певец «над этим работает».

«Jasmine (Demo)»

Ibeyi

Парижские близнецы из музыкальной семьи

Семья

Для Ibeyi это, пожалуй, самый важный пункт. Девятнадцатилетние близняшки Лиза-Каинде и Наоми Диас — дочери кубинского музыканта Мигеля Диаса, игравшего с Buena Vista Social Club. После смерти отца (им тогда было всего одиннадцать) они решили научиться играть на его фирменном инструменте кахоне и пойти еще дальше к своим корням.

Звук

Дальнейшее движение в полной мере отражается на их звуке и на их словах — девочки заинтересовались языком народа йоруба, корни которого у них также имеются (собственно, их название и значит «близнецы» на наречии йоруба). Теперь они поют на английском и на йоруба в рамках одной песни — сочетание получается удивительное, но совсем не сбивающее с толку; кажется, гармония досталась девушкам при рождении. Кубинских мотивов, впрочем, у них не наблюдается — но это не страшно.

Что есть и что будет

Ibeyi уже подписали контракт с XL Recordings и выпустили там первый сингл: «Oya» — это всего две песни, но какие — они завораживают и не хотят отпускать, прямо как кадры их второго клипа «River», где сестры лежат в воде и поют, опускаясь под конец в реку с головой. Поддержка лейбла и хороший бэкграунд уже могут говорить о том, что вскоре мы услышим о близнецах чуть больше. Впрочем, история знает много примеров, когда что-то в таких случаях шло не так; хотелось бы верить, что не в этом.

«River»

Тей Ши

Гражданка мира с довольно милыми и пока не слишком обязательными песнями

Семья

В каком-то смысле Валери Тейчер (ее псевдоним переводится с китайского примерно как «ошибка верный») стала эмигранткой за компанию: ее в возрасте восьми лет вместе с тремя сестрами увезли из Боготы в Ванкувер — двое из сестер поступили в местный университет. Ассимиляция прошла успешно: совсем быстро певица утратила акцент.

Звук

Валери очень переживает по поводу исчез­новения колумбийского произношения — но и не сказать чтобы всеми силами пыталась ­выразить это в своей музыке. Ныне живущая в Бруклине, она назвала свою дебютную EP «Saudade» (она родилась в Буэнос-Айресе и может иметь галисийские корни), но в ее песнях совсем не чувствуется Испании — скорее Ванкувер и Монреаль: здесь и чувственный R’n’B The Weeknd, и что-то похожее на канадский фолк.

Что есть и что будет

Пока у Тей Ши есть один хит — «Nevermind the End» — и о ней пишут только маленькие издания, но она уже успела ­поработать с Glass Animals, выступить с Микки Экко и получить ремикс от Saint Pepsi — те, о ком еще не так давно писали в рубриках «Талантливые новички» сайты и блоги, помогают ей как могут. Что будет с певицей, пока не ясно — она может остаться в тематических блогах и добиться, чтобы ее треки играли в магазинах одежды, а может пойти куда дальше.

«Nevermind the End»

Фатима

Любительница перемены мест с довольно искренним соулом

Семья

Дочь эмигрантов, Фатима и сама привыкла к перемене мест: из Стокгольма она переехала в Лондон, а сейчас живет с парнем в Нью-Йорке; ее семья происходит из Сенегала, что дало очень умилительную деталь для ее дебютного альбома «Yellow Memories» — название пришло ей в голову, когда она вспомнила, что у ее бабушки был дом желтого цвета.

Звук

Так как Фатима работает с совершенно разными продюсерами, то нельзя сказать, что в ее песнях как-то чувствуется Швеция или Сенегал, но один из продюсеров, Флако, очень удачно попадает в ее прошлое: он сам родился в Чили и прожил долгое время в Германии, и поэтому ­получается нечто под стать ее имени. В остальном же — просто хороший соул, который довольно искренен и не пытается быть тем, чем он и не является.

Что есть и что будет

Фатима выпустила в этом году дебютный альбом, при создании которого, как она смущенно признается, пропустила несколько дедлайнов, то есть болезнь Джая Пола (см. выше) у нее в определенной степени есть. Участь большой певицы, впрочем, ей все равно не грозит: Фатима для этого достаточно скромна, но небольшую часть преданных фанатов она точно получит — таких честных песен в современном попе еще поискать.

«La Neta»

Ольга Белл

Участница Dirty Projectors, нашедшая в себе тягу к родине — России

Семья

Мать певицы Марина сейчас работает ­переводчиком, но до отъезда из России она пела и вела радиопередачу про народную музыку. Сама Ольга практически не помнит Москву — только лишь Большой театр и еду: до переезда на Аляску они успели застать только открытие первого «Макдоналдса» на Тверской.

Звук

На своем первом альбоме Белл играла электропоп — и русский след в ее музыкальной карьере был совсем неочевиден, особо пытливые могли разве что разузнать, что учительницей музыки Ольги была русская эмигрантка, практически член семьи, тоже переехавшая в Анкоридж. Тем не менее в этом году Белл выпустила альбом «Край», полностью основанный на представлениях о далекой России, где настоящие народные песни совмещались со стилизациями под них (их Ольга написала вместе с матерью). В итоге дух малых народов очень хорошо совпал с той музыкой, на которую певица перешла после опыта работы с Dirty Projectors и Chairlift.

Что есть и что будет

Белл уже заметили на родине — и не заметили в ней никакой клюквы: у нее действительно получилось признаться в любви стране. Что примечательно, по другую сторону океана к альбому также не отнеслись как к курьезу: премьеру концертной программы «Края» не обошли стороной ни Форум американских композиторов, ни The New York Times. Скорее всего, Белл займет свое место в нише людей, балансирующих между поп-музыкой и авангардом, — и совсем там не затеряется.

«Хабаровский край»

Этот материал был опубликован в журнале «Афиша» №15 (375) с 25 августа по 7 сентября 2014 года.
Ошибка в тексте
Отправить