перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Герои

Arcade Fire о юности, религии, шоу-бизнесе, Кобейне, Боуи и альбоме «Reflektor»

Через несколько дней выходит один из самых ожидаемых альбомов года — четвертый диск канадцев Arcade Fire, главной молодой рок-группы планеты. «Волна» собрала высказывания участников Arcade Fire о себе, своей музыке и своей жизни.

О юности

«Мои родители бежали с Гаити во времена режима Папы Дока (прозвище диктатора Франсуа Дювалье, президента Гаити. — Прим. ред.) Моего деда схватили тонтон-макуты (военизированная гвардия, выполнявшая на Гаити функции полиции и органов безопасности. — Прим. ред.); о том, что его убили, отец узнал лишь спустя 10 лет. Однажды моя мать и ее сестра, вернувшись с рынка, обнаружили своих родственников и друзей убитыми. Мать бросилась на колени перед сотрудниками посольства Доминиканской Республики, прося убежища на ломаном испанском. В детстве я постоянно слушала рассказы о той жизни; за обеденным столом взрослые постоянно говорили о Гаити на креольском языке. Когда я росла, у нашей семьи никогда не было денег, чтобы вернуться на Гаити. Но даже если б и были, моя мать не поехала бы. До самой смерти ей снились кошмары о том, что за ней приходят какие-то люди и уводят ее. В детстве я всегда садилась за стол с мыслью о том, что в то время как я ем, кто-то голодает. Я считала, что должна доедать все, что было в тарелке.» | Режин Шассань (вокал, аккордеон, фортепиано и т.д.)

«Когда я только переехал в Монреаль, у меня вообще не было денег. Какое-то время я был продавцом в продуктовом магазине; года два работал на компанию, которая исследовала фармацевтический рынок: звонил врачам с опросами. Платили мало, зато атмосфера была расслабленная, и я завел кучу друзей.» | Тим Кингсбери (бас, гитара)

«В старших классах я играл в группе — мы в основном исполняли песни The Cure. Однажды мы притащили с собой еду, чтобы раскидать ее по сцене. Во время исполнения первой же песни мой друг Джессон разбил сырые яйца о собственную голову и весь стал липким. Закончить мы хотели, швырнув об пол гигантских размеров арбуз, но учитель испанского запретил. Поэтому Джессон прогрыз корку арбуза, разделил его на две части и спрыгнул к зрителям, предлагая всем откусить.» | Уин Батлер (вокал, гитара, песни)

Свидетельств, показывающих, какой была школьная группа Уина Батлера, история не сохранила, зато есть вот такой ролик — юные и совсем еще не уверенные в себе Arcade Fire выступают в 2004-м году в небольшом зале в Дэнвере

«Когда я была маленькой, я однажды увидела по телевизору концерт Джими Хендрикса. Я никогда не мечтала стать рок-звездой, но мне стало ужасно интересно, каким же образом устроен Хендрикс, если он выражает себя вот так. Со стороны казалось, будто на его тело что-то действует изнутри, — и мне тоже захотелось испытать что-то такое. Такая же история у меня была с Аретой Франклин: я смотрела, как она поет, и хотела пережить ее ощущения.»| Режин Шассань

О своей группе

«Конечно, когда в группе так много народу — это непросто. С другой стороны, в этом наша сила. Именно из-за напряжения, которое между нами возникает, мы и начинаем делать что-то интересное. Когда все друг с другом согласны, группа превращается в дерьмо.» | Уин Батлер

«В нашей группе у всех в той или иной степени есть синдром дефицита внимания и одновременно — гиперактивности. В каком-то смысле это даже хорошо.» | Джереми Гара (барабаны)

«Я как-то читал книгу, где автор высмеивал людей, которые короткие рассказы Мелвилла предпочитают эпическому, но небезупречному «Моби Дику». Так вот мы совершенно точно группа моби-диковского типа.» | Уин Батлер

«Мы нормальные люди в ненормальных обстоятельствах. С другой стороны, посмотрите на U2 — у них все в 10 раз безумнее и длится намного дольше.» | Ричард Пэрри (гитара, контрабас, аккордеон и т.д.)

«Я мало сплю, пью очень слишком кофе и постоянно простужаюсь в поездках, но я счастлива, что у меня есть любимое дело. Мне очень нравится жить. Впрочем, когда мне будет лет 50, я очень надеюсь, что мне удастся отдохнуть больше трех дней подряд.» | Сара Нойфелд (скрипка)

5 августа 2010 года Arcade Fire сыграли концерт в нью-йоркском Мэдисон-сквер-гардене, который транслировался на весь мир, — а режиссером этой трансляции выступил Терри Гиллиам

«Знаете, для чего зрителей запускают на площадку за три часа до начала концерта? Чтобы продать побольше пива. Так что большую часть времени мы ощущаем себя кочевыми продавцами алкоголя.» | Уин Батлер

«Мы так привыкли к тому, что собираем стадионы, что после концерта на 7 тысяч зрителей обычно думаешь: «Как тихо, почти по-домашнему все прошло.» | Ричард Пэрри

«Большинство рок-групп на сцене выглядят очень сексуально. Думаю, к нам это не относится. В нашем случае, если концерт особенно удачный, это скорее похоже на экстаз святой Терезы.» | Уин Батлер

«Главное во время гастролей — не угробить здоровье и не сойти с ума. Трудно не поехать головой, если твоя группа начала с нуля, а теперь собирает стадионы. Лично мне очень помогает бассейн.» | Ричард Пэрри

«До Джеймса Мерфи (основатель LCD Soundsystem; спродюсировал несколько песен на «Reflektor». — Прим. ред.) у нас никогда толком не получалось работать с продюсером. Ты тратишь черт знает сколько времени и сил, чтобы всей этой толпе музыкантов группы понравилась запись, и когда наконец этот прекрасный момент настает, приходит еще кто-то и говорит: «А попробуйте теперь сыграть вот так». Ну, блин, вот только твоего мнения не хватало.» | Уин Батлер

О музыке

«Я пишу музыку потому, что не могу этого не делать. Я знаю, так многие говорят. Но если вы оставите меня одного в пустой комнате на 30 минут, я сяду писать песню.» | Уин Батлер

«Моя мать всегда бралась за любую трудную работу — лишь бы работать. Потому я никогда не считала музыку развлечением. Я занялась этим не для того, чтобы быть крутой и иметь кучу друзей. Я относилась к группе очень серьезно. Собственно, и с Уином нас свело то, что он был первым человеком из известных мне, который так же относился к музыке.» | Режин Шассань

«С некоторых пор я стал совершенно иначе воспринимать музыку, которую делали на студии Motown. Мы просто привыкли воспринимать, скажем, «I Heard It Through the Grapevine» как нечто само собой разумеющееся. А ведь это удивительная песня. Она одновременно и безумно сложно устроена, и легка как воздух. Она такая цельная, она так идеально сделана, что ее нельзя воспринимать как сумму аккордов: такое ощущение, что она существует независимо от них. Когда я пишу песни, то думаю иногда: «А могу ли я, черт побери, сочинить что-то вроде «I Heard It Through the Grapevine»?» | Уин Батлер

С большими режиссерами Arcade Fire вообще дружат — так, Спайк Джонзи снял для их предыдущего альбома «The Suburbs» небольшой фильм, отрывком из которого и является этот клип

«На «In Utero» (последний альбом группы Nirvana. — Прим. ред.) совершенно точно есть три песни, где Курт как будто говорит: «Эй вы! Задолбали уже нас слушать, проваливайте отсюда!» Я тоже иногда себя так чувствую. | Уин Батлер

Мы не стремимся к тому, чтобы от нашей музыки людям было хорошо. Страх и замешательство тоже могут быть жизнеутверждающими. | Уин Батлер

О шоу-бизнесе

«Наша группа — как крупинка перца в солонке. Мы чужие в мире премий и большого шоу-бизнеса. Но раз уж мы сюда попали, здесь мы будем жить — по  тем же правилам, по которым жили раньше, вкладывая всю душу в то, что делаем. Тем более что ничего другого мы делать, в общем-то, не умеем.» | Ричард Пэрри

«В старших классах я очень любил The Cure. Они вышли на уровень, на котором мы находимся сейчас, записав целых семь альбомов. Об этом очень полезно помнить.» | Уин Батлер

«На радио сейчас все поменялось. Раньше никому не известная песня становилась хитом, если ее ставили в эфир и постоянно крутили. Теперь надо сначала убедить менеджеров, что песня реально популярна, — только тогда они возьмут ее в ротацию.» | Уин Батлер

«Я слышала, что в каком-то африканском языке для музыки, танца и пения существует всего одно слово. Оно обозначает все сразу, и понятно — почему: если ты поешь, то, конечно, и танцевать будешь, и на инструменте каком-нибудь играть. Мне это очень близко. Сейчас принято отделять одного от другого — вот певец, вот автор текста, вот аранжировщик, вот стилист. Для меня это все об одном и том же.» | Режин Шассань

Два года назад Arcade Fire получили «Грэмми» в номинации «Лучший альбом года» — тем самым их статус главной современной рок-группы мира был подтвержден более-менее официально

«В поп-музыке сейчас есть идея, что ты продаешь человека, а не песню. Пытаешься создать нечто, с чем слушатели могут идентифицироваться, и, разумеется, идеальный вариант — если это человек. Что получается в итоге? Искусство имитирует свою аудиторию, а в ответ публика пытается быть похожей на свой же портрет. Очень странная смысловая петля — мне кажется, такого не было, когда я был ребенком.» | Уин Батлер

«Если через 35 лет лет мне дадут послушать 10 песен, которые сейчас считаются  главными радиохитами, я наверняка забракую 9 из них.» | Уин Батлер

«Мне кажется, это какой-то британский загон — устраивать соревнование за титул лучшей группы мира. Мы никогда не думаем о том, что сейчас выпустим альбом и всех порвем.» | Уин Батлер

О высоком

«В монреальском Университете МакГилла на факультете религиоведения мы изучали разные трактовки текстов священного писания. Это было потрясающе интересно. Я вообще считаю себя религиозным человеком, но не в смысле какого-то специального фанатизма. Религия позволяет глубже думать и говорить о самых разных вещах, о которых ты не можешь ничего толком узнать ни из философии, ни из науки. Нет научного способа размышлять про зло, смерть или любовь. Религия в этом смысле — чуть ли не единственный инструмент. И к тому же — в Библии очень мощный язык.» | Уин Батлер

«Когда видишь, как человек говорит правду, это и пугает, и вдохновляет одновременно.» | Уин Батлер

«Океан, который часто упоминается в «Neon Bible» (второй альбом Arcade Fire. — Прим. ред.), символизирует потерю контроля. Мои родители живут возле океана, я рос около воды и часто плавал с ними на лодке. Когда набегает волна и погода портится, ты внезапно понимаешь, что от тебя ничего не зависит. Такое же ощущение бывает, когда самолет попадает в зону турбулентности, и ты вдруг вспоминаешь, что находишься на высоте 9000 метров и не можешь ничего контролировать. Это особый тип страха.» | Уин Батлеp

Еще до того, как Arcade Fire начали продавать пластинки большими тиражами и получать премии, их сильно поддержал Дэвид Боуи — в 2005-м он спел с ними вместе «Wake Up» и тем самым в некотором смысле благословил

«Меня очень огорчает, что если ты сейчас пишешь песню про войну, люди нашего поколения реагируют примерно так: ой, ну чего мы там не слышали, мы и так знаем, что война — это плохо и все такое. Но я-то думаю, что сейчас самое время, чтобы протестовать. Да, мы уже много говорили о войнах, об Ираке, о чем угодно. Но эта херня по-прежнему происходит! И лучше не становится. Конечно, я не политик, у меня нет никакого конкретного плана. Но разве если ты в чем-то не уверен, это значит, что ты должен заткнуться? Я так не думаю. Если ты чувствуешь, что что-то неправильно, молчать нельзя.» | Уин Батлер

«Современная идея, что христианство совместимо с консюмеризмом, — это полное безумие.» |  Уин Батлер

О новом альбоме

«Наш новый альбом — это такой странный арт-проект. Своего рода помесь Studio 54 (важнейший нью-йоркский ночной клуб диско-эпохи. — Прим. ред.) и гаитянской вуду-культуры. Вообще, на Гаити вуду-ритм — это своего рода язык, на котором говорят люди.» | Уин Батлер

«Дэвид Боуи зашел в нью-йоркскую студию, где мы сводили песню «Reflektor»,  просто послушать, что мы делаем. Песня ему так понравилась, что он сказал: если вы прямо сейчас не запишете ее, я ее у вас украду! Тогда мы предложили ему тоже спеть в песне — а он согласился.» | Ричард Пэрри

Титульная вещь нового альбома Arcade Fire «Reflektor», в которой тоже поет Дэвид Боуи

«Гастроли на Гаити нас вправду перепахали. Мы там играли совсем в сельской местности — для людей, которые никогда в жизни не слышали ни The Beatles, ни The Rolling Stones. То есть ты составляешь сет-лист и думаешь: так, давайте сыграем несколько каверов; интересно, какие песни The Beatles им могут понравиться? А потом отвечаешь себе: а может, и никакие. Очень странное ощущение — ты оказываешься как бы вне истории, за пределами контекста. И тогда тебе приходится коммуницировать с людьми чисто на ритмическом уровне. Это нас очень зажгло. Отсюда и выросла песня «Reflektor».» | Уин Батлер

«Самое приятное в том, чтобы заниматься музыкой в 2013 году, в том, что можно одновременно любить и Sex Pistols, и ABBA, и никто тебе и слова не скажет. Круто, что сейчас любая музыка, если она хороша, обязательно пробьется наверх.» | Уил Батлер 

  • Альбом «Reflektor» выходит 29 октября на лейбле Merge
Ошибка в тексте
Отправить