«Люцифер — это грустный советский житель»: Петр Чинават о виниле Sonic Death
В субботу отмечается Record Store Day — и один из лучших московских магазинов винила, Dig, в этот день совместно с Kostёr Records выпускает сингл Sonic Death. Сооснователь магазина Петр Чинават написал эссе о том, почему Sonic Death действительно важны для русской музыки и откуда идут их корни.
Питерский диджей Коля Могила как-то поделился такой историей. Когда он работал в музыкальном магазине, к нему пришел Арсений Морозов и попросил найти диск с металл-соляками. Коля посоветовал ему Sepultura. Через некоторое время он пришел на концерт группы Арсения и очень удивился, когда услышал точно такой же гитарный рифф в исполнении Арсения, как и на диске, который ему был рекомендован. Могилу это развеселило.
Многим, кто родился в 80-е и 90-е и любит рок, музыка Sonic Death доступна, близка и понятна. В юности мы слушали на кассетах пиратские записи англоязычных групп. Я помню, даже был период, когда слушать кассету в плеере русского исполнителя было очень немодно и отстойно. И сейчас детские привычки оказывают влияние на наши вкусы.
Однажды я очутился у Арсения дома, при входе он указал пальцем на следы приклеенной к наличнику вокруг двери выцветшей бумаги. «Входная дверь была опечатана, когда папа умер. В этой квартире я стараюсь ничего не менять с тех пор». Внутри жилое пространство оказалось типичной советской однушкой с характерными обоями и скупой на излишества кухней. В своем логове Арсению хотелось сохранить советский быт.
Много времени спустя я услышал из колонок песню Sonic Death «Мягкий удар» (эта композиция выходит на виниловом сингле, который мы издаем). Громкая часть песни начиналась со слов: «Твой папа Люцифер/Носит кожаный пиджак». Меня это поразило — я поставил на повтор этот маленький кусок песни, при прослушивании которого мысли и ассоциации привели меня в комнату музыкалки на Гиляровского, куда я ходил по классу классической гитары в подростковом возрасте. Я вспомнил своего учителя, у него был коричневый потертый полупиджак с потрескавшейся кожей. Он его вешал на гвоздик. К этому преподавателю я начал ходить в 1998 году, а купил он полупиджак, наверно, в начале девяностых на рынке — на деньги, которые копил всю свою советскую жизнь. Хотел купить новую стенку домой, а после 1991 года на эти деньги он смог купить только кожанку на осень, в которой ходил зимой. Конечно, это недостоверно, но, думаю, образ мужчины в кожаном пиджаке Арсению пришел через память о внешнем виде отца. Подсознательно. Большинство мужчин в девяностые носили верхнюю одежду из потрескавшейся турецкой кожи. Страшный Люцифер — это грустный советский житель спального района.
В виниловом магазине, где я работаю, часто вижу этих людей. Теперь они носят дубленки и пуховики, ездят на иномарках, купленных в кредит. Эти мужчины обожают западную музыку, все по классике: Led Zeppelin, Black Sabbath, The Beatles, Deep Purple, Pink Floyd. Это обычные мужики, вы встречаете их каждый день на городских улицах. Они в кепочках, они с усами, зимой в шарфах. Огромная их часть слушает западную музыку. Я даже не буду упоминать банальные примеры людей из политики, которые публично признавались в любви к английским рок-группам. Им за 45, это люди старшего поколения, и они любят русскую музыку гораздо меньше западной. Конечно, они слышат русские песни в машине по радио, но на пластинках они покупают Led Zeppelin и Оззи.
Жить в России и слушать иностранную музыку — привычное дело, так было и в советское время, так это и сейчас. Раньше так происходило, потому что, несмотря на развитую инфраструктуру (существовали студии в ДК для репетиций и записи, заводы пластинок и концертные площадки), новые отечественные группы, чтобы получить все эти блага и быть допущенными к изданию собственного альбома, должны были пройти отбор в организации, которую Паук из «Коррозии металла» называл «так называемый Союз композиторов по типу ОПГ». На этом уровне большая часть групп забраковывалась — именно поэтому так мало было разнообразия в стилях и артистах на советских пластинках, выпущенных «Мелодией» до 1985 года.
Чтобы записывать новую музыку, нужно вдохновляться старой. Когда рокеры 70-х годов, которых принято называть панками, сочиняли свои песни, то они все как один говорили, что на них повлияли ранние записи Элвиса Пресли, Чака Берри и других первых рок-н-ролльных исполнителей, которые были популярны многими годами ранее. Позже Soft Cell перепели типичную для 60-х годов соул-вещь, «Tainted Love» Глории Джонс, сделав ее очень популярной в 80-е. Как и многие музыканты того десятилетия, они вдохновлялись музыкой 60-х. Похожее явление можно было наблюдать и в 90-е. В наше время только ленивый не сравнивает того или иного современного музыканта с исполнителем из прошлого. Все толковые группы обязательно черпают свое вдохновение в песнях, записанных гораздо раньше. Если человек, играющий музыку, говорит вам, что его творчество ни на что не похоже и он создает абсолютно новое искусство, — отойдите от него в сторону. Этот человек совершенно не понимает, что он делает, ему не надо быть музыкантом. Настоящий музыкант всегда подражает, в каком-то смысле его творчество всегда вторично, это просто интерпретация того, что он уже слышал.
Отпечатанная в Германии пластинка считается неофициальным релизом на Record Store Day — для официального участия нужно обладать статусом мейджора; из-за этого маленькие лейблы начинают бойкотировать праздник
Что делать, если ты играешь рок-музыку в десятых и живешь на территории СНГ? Копаться в прошлом. Много ли альбомов поп-рок-групп с вокалом, которые были изданы в СССР до 1985 года, можно назвать классными? Я думаю, от силы можно набрать песен 30. Не альбомов, а всего лишь песен! Советская эстрада, руководимая ОПГ «Союз композиторов СССР», была очень низкого уровня. В перестройку и после нее стало издаваться гораздо больше музыки и, наверное, появилось больше интересных исполнителей, но все равно настоящего прорыва не произошло. Любой русский рок-музыкант вынужден копаться в старых заграничных записях, потому что хороших примеров на русском крайне мало.
В песнях Sonic Death можно услышать схожие мелодии и ходы, которые знакомы по композициям разных музыкантов из старого времени: от Джи-Джи Аллена до хард-рок-команд 70-х. Корни их музыки идут из старого нерусского рока. Даже в русских текстах есть отсылки на англоязычные песни исполнителей из прошлого. Однако музыка Арсения и Дэна звучит актуально и современно и похожа на то, что сейчас делают разные группы из тусовок в Калифорнии и Нью-Йорке. То есть Sonic Death — современная западная рок-группа, которая поет на русском. Для здешних мест это естественно и понятно. Но то, что они делают это очень здорово, — это редкость.
На сингле они продолжили тему, которую начали на «Ugly Session», — длинные хард-рок-композиции с психоделическим оттенком. Я не зря толкнул такую длинную телегу про любовь русского мужчины к рок-группам 70-х годов. На «Ugly Session» есть кусок, который похож на одну из композиций Pink Floyd с альбома «Meddle». На новом сингле слышно влияние Black Sabbath. Однако исполнено все это совсем не пошло, а круто. Да и попросту классно. Парни из Sonic Death просто начинают взрослеть, меняется их музыка. Трехаккордовые гараж-панк-песни заменяются вдумчивыми тяжеловесными композициями по пять и больше минут. И корни у этой музыки вполне понятные, можно сказать, исконные — западный рок 70-х годов. Здесь его слушает и пытается копировать не первое поколение, но именно у Sonic Death получается играть подобную музыку лучше остальных. Однако даже не это самое важное. Главное, что у нас есть хорошая группа, которая существует уже не первый год, регулярно гастролирует по стране, исправно делает записи, и она в этом году наконец-то издает первый винил. Сейчас Sonic Death в начале нового этапа и готовятся к созданию альбома с другим звуком. Как минимум за этим интересно наблюдать, а если зацепит — то можно немного и погордиться. После сингла ждем от парней нового альбома.
- Сингл «Мягкий удар/Гибель мира» выйдет на виниле 18 апреля и на Bandcamp 19 апреля
- Концерт Ближайшее выступление Sonic Death состоится 18 апреля в московском Powerhouse