Лок-Дог, «Легенды Про» и другие рэперы, создающие поэтику московских окраин
Хип-хоп-культура, помимо прочего, подразумевает еще и известный локальный патриотизм — и русского хип-хопа это тоже касается. «Волна» решила выяснить, есть ли свои певцы и поэты у московских окраин, нашла семерых рэперов, посвящающих строки Жулебино, Гольяново и Кузьминкам, и поговорила с ними.
Loc-Dog
Юго-Восток, Люблино
Кто это
Александр Жвакин, один из самых успешных и востребованных на сегодняшний день российских рэперов, изначально родом из Ульяновска, но давно уже привязался к московскому Юго-Востоку: свои московские концерты артист обычно завершает напутствием «Мир всем, кто с ЮВАО!».
Цитата
«Он не случайно уже чувствует ее тепло,/Она смеется, но все время подрывается./И в новом доме где-то на районе Люблино/Он шпарит и кричит ей в ухо: «Мы ЮВАО!» («Мистер Палево»)Прямая речь
«В своем районе живу с детства. Это окраина Москвы, у нас тут все просто и понятно. Вообще, в спальных районах быстрее прививается культура: тут осталось нетронутым такое понятие, как «сохранять достоинство». Чего-то среднего быть не может: либо ты поступаешь плохо, либо хорошо. Это не бандитский район, не опасный — это просто норма, которая, к сожалению, во многих элитных и центральных районах стала вытеснятся псевдоинтеллигентностью. Но это и не значит, что все как на подбор здесь честные и бравые парни. Много наркомании, алкоголизма — того, с чем сам сталкивался. Тут проблема широты кругозора. Многие ведь не видели других ценностей и развлечений, развлечься тут и вправду было особо нечем — вот и понеслась. А остановиться трудно. То, что раньше было на Черкизовском рынке, кстати, сейчас переехало к нам в ТЦ «Москва», так что со стороны Люблино — это маленький Чайнатаун. Тут очень много китайцев, вообще район стал довольно интернациональным. В связи с увлечением спортом наблюдаю, в каком состоянии спортивные залы и секции. Все очень бодро, полно ребят на спорте — тут можно увидеть, что не вся нация спивается. Правда, о смене места жительства подумываю. Сейчас здесь растет дочка, а воздух от капотненской трубы грязноват, да и не нужна ей школа жизни спального района. А еще Волгоградка всегда в пробках».«Легенды про»
Хорошево-Мневники
Кто это
Квартет, ставший в меру популярным после совместного альбома с группой Centr; стилистика — околофилософский рэп под синтетический бит.
Цитата
«Мы не пытаемся добраться до трона,/Если б наш рэп яблоком был, то вы нашли б мертвым Ньютона…/В желтом доме все не так, и пусть мы там будем одни/Среди фонарей-ренгтенов Хорошевской западни» («Хорошевка в деле»)
Прямая речь
«Наш район, в котором мы все выросли, назван именами дворцового села Хорошево и рыбацкой деревни Мневники. К сожалению, сейчас здесь не осталось ничего, что было бы не тронуто строительными компаниями. И нас это огорчает. Постоянная индустриальная карусель: стройка, реконструкция, стройка, реконструкция, тоннель, стройка, эстакада, реконструкция. Она уничтожает многие плюсы этого места и омрачает оставшиеся. Но Хорошевка нас объединила, с этого все и началось. Мы писали про нашу жизнь, про ее жизнь. И не потому что это мода, тенденция или тренд, а потому что это наш дом. Сейчас нас узнают здесь люди, а со многими мы пересекаемся частенько в магазине, транспорте или на улице — мы же живем обычной жизнью. Ну а так, если отбросить всю серьезность, тут сказочно! Серебряный Бор, Москва-река, живописные места. Крыши и их виды. Здесь круглый год можно спуститься к реке с друзьями, отдохнуть на природе от шума города. И единственное, что может заставить нас переехать отсюда, — это снос дома, в котором мы жили, и бюрократическо-коррупционный ад, через который придется пройти в связи с этим. Нас как магнитом тянет сюда. Ведь здесь до сих пор по Карамышевской набережной, по улице Народного Ополчения, по проспекту Маршала Жукова и по Мневникам среди придворных и рыбаков ходят легенды. Легенды про 16 кварталов».
Mesr
Выхино, Жулебино
Кто это
Бывший участник группы «Черная экономика» много сотрудничал с близкими по духу рэп-подпольщиками вроде Kunteynir. Также известен как уличный художник и участник граффити-команды MDT Crew.
Цитата
«В Люберцах, в Жулебино, в Перово, на Выхино/Запись хреновая, но нас ценит Юрий Сапрыкин./В Марьино, в Гольяново, в Лефортово или в Братеево/ Новых треков нет, тебя ломает, как Акинфеева» («Отражение в луже»)
Прямая речь
«В район Выхино-Жулебино я переехал в 1994 году с «Автозаводской», и это было совсем унылое по тем временам местечко: максимум бетонных блоков и минимум зелени плюс Люберцы под боком. Так что впитать в себя район я так и не смог, уехав через год в Бразилию. Когда вернулся в 2000-м, изменения ощутились, но для меня контраст все равно был большой. В целом, думаю, как и везде, меняться все здесь стало в конце двухтысячных — деревья подросли, обросли листьями и расцвели. Но количество приезжих стало зашкаливать. Не так, как, скажем, в Лефортово, где я тоже успел пожить, но все же их присутствие очень сильно заметно. Я думаю, что упоминание районов в треках — это дань американцам, как и все подражания в рэпе вообще. Но если подумать, местоположение сильно влияет на хип-хоп. Взять хотя бы то, что вся основа независимого рэпа Москвы — с Юго-Востока!»
Младший Сын Неба
Кузьминки
Кто это
Представитель интеллектуального крыла русского хип-хопа — зарабатывает деньги, переводя для телевидения с японского, а в песнях не стесняется показывать свою начитанность, бросаясь именами Марека Хласко и Сьюзен Зонтаг. Не в последнюю очередь из-за этого взгляд рэпера на родной район напрочь лишен оптимизма.
Цитата
«Люблю смотреть с балкона вниз, люблю поставить диск,/Залипнуть, исчезнуть, забыть про жизнь,/Но во мне такой большой кусок Москвы./Евал, Кузьминки, мрачный город пустынь» («Комната с видом на войну»)
Прямая речь
«За вычетом времени, проведенного в других местах, в Кузьминках я прожил больше двадцати лет. Особенно мрачно здесь было в середине-конце девяностых: разборки со стрельбой (кажется, вокруг рынка «Афганец»), шприцы на лестничных клетках… Сейчас тоже не особо весело: у метро понатыканы напоминающие о нищете ломбарды, торговля наркотиками на площади Славы идет настолько бойко, что тамошним дельцам впору открывать собственную ярмарку выходного дня, а около кинотеатра «Высота» недавно пытались вырубить часть сквера под постройку «храмового комплекса». На месте снесенных хрущевок закончили лепить скучные многоэтажки с уродливыми швами между грязно-белыми и грязно-кремовыми плитами — непонятно, как такое можно строить в двадцать первом веке. В утренний час пик поезда в центр идут забитыми под завязку, и уехать, сохранив человеческий вид, очень непросто, а вечером, соответственно, все наоборот — вагоны рвет помятыми, злыми людьми, которые или растворяются в прилежащих к станции метро темных дворах, или набиваются в маршрутки до Жулебина, Люберец и Лыткарина. Волгоградка же корчится в пробках с шести утра до полудня и с шести вечера до полуночи, поэтому покупка машины не решает проблему. Радует глаз и успокаивает нервы только Кузьминский парк. В нем по-настоящему здорово и зимой, и летом, особенно рано утром, когда тихо. Люди занимаются спортом, кормят вместе с детьми уточек, выгуливают собак — без такого места было бы совсем душно. Буквально месяц назад переехал в район помягче — чувствую себя гораздо лучше. Лично для меня Кузьминки навсегда останутся напоминанием о том, как больше не хочу и не буду жить».
Янкель
Гольяново
Кто это
Малоизвестный рэпер, очевидно вдохновляющийся Гуфом, зато истинный патриот своего района: даже статус Янкеля в «ВКонтакте» гласит: «Только если в страшном сне увидишь меня пьяного, невменяемого, кувырком на тазике в Гольяново». Работает он при этом школьным учителем.
Цитата
«С «девятки» на «десятке» еду к двенадцати месяцам,/А ты по лестнице бегом, твои соседи бесятся./Планета вертится в Гольяново, своя страна/От Камчатки до Урала — встречай братана!» («Правило»)
Прямая речь
«Гольяново — это мой родной район. Я родился тут и люблю его честно и искренне, хотя, стоит признать, тут настоящее гетто — с мигрантами, драгдилерами и продажной полицией, как в американских фильмах. Тем не менее я вряд ли перееду куда-либо, так как прикипел к этому месту. Ну разве что в Нью-Йорк. По поводу роли местности в текстах: все знают, как Леша Гуф обожает Замоскворечье, — и мне кажется это нормальным. Я поддерживаю эту тенденцию. Тут важно показать все честно и красиво. А в Гольяново есть чем вдохновиться: это отличная хип-хоп-территория со своими командами, культурой и достопримечательностями. Я вообще люблю кататься по Москве, и меня очень радуют некоторые самобытные районы. Летом вкатывает делать фристайлы на Арбате и в парке Горького, а вообще обожаю Восток Москвы. ВАО решает!»
Дабл
Жулебино
Кто это
Харизматичный эмси с политическими амбициями — он не только сочинил про Жулебино песню и снял клип, но и выступил на митинге против строительства нового рынка в прилегающем к Жулебино городе Котельники.
Цитата
«С первых минут понятно, что я в игре не временно,/Хочешь тягаться силами? Ищи меня в Жулебино./Район не самый фешенебельный, но мой район./Теперь заткнется тот, кто мнил себя королем» («Из Цифрового района»)
Прямая речь
«Цифровой район находится между МКАД и городом Люберцы. В начале девяностых наша семья сюда переехала. Кто-то считает, что он цифровой, потому что разделен на шесть микрорайонов, каждому из которых присвоена своя цифра. Но более точная версия — это первый экспериментальный проект Лужкова. Так, например, в Жулебино были введены в эксплуатацию цифровые табло на остановках, показывающие время ожидания автобуса определенного маршрута. В остальном ничего высокотехнологичного я не заметил. Но район мне нравится — тихий, спокойный и очень сплоченный. Когда сюда хотели перенести Черкизон, весь район выходил на митинги и протестовал. В итоге рынок решили не строить. Недавно вот метро построили, аж целых две станции. Правда, я сменил место жительства — из-за ужасных пробок. Добраться до работы утром — это потерять два часа, вернуться домой — еще два часа. Сейчас живу внутри Третьего транспортного и не испытываю таких проблем. Важно ли, чтобы рэп-исполнители говорили о своем районе? Думаю, важно. Каждый район должен знать своих героев. Это мотивирует местную аудиторию слушать твой рэп. Людям приятно слышать названия своих районов или городов в твоих треках».
I Diggidy
Гольяново
Кто это
«Лучший англоязычный рэпер России» — как утверждает его группа в «ВКонтакте». Рэпер и правда много читает на английском, что для российского хип-хопа, прямо скажем, несвойственно — более того, читает вполне квалифицированно. Но все-таки не только — и когда I Diggidy сочиняет на русском, он много внимания уделяет родному району: в частности, в его репертуаре есть гимн родному району «Гольяново не Бруклин» и целый альбом под названием «Гольяново».
Цитата
«Планета крутится, в моих планах — крутиться./Если получится, то подняться даже выше птицы./Я останусь тем, кем стал раз и навсегда./I Diggidy из Гольяново у МКАДа» («Гольяново не Бруклин»)
Прямая речь
«В Гольяново я живу 10 лет, больше половины своей жизни. Наш район прекрасен тем, что в нем есть пара мест, где можно приятно прогуляться. Правда, когда я только переехал в Гольяново, пруд выглядел не так, как сейчас. Он был стремноватый. Фонарные столбы выглядели так, как будто могут обрушиться в любой момент. Вместо дорожки вокруг пруда была какая-то неровная бетонная корка. Зато там раньше была баскетбольная коробка. Мы тусовались там, я очень вдохновлялся этим. Там был такой желтый свет фонарей, бетонное покрытие — в общем, ощущение урбана. Но с тех пор его привели в порядок, сделали полноценный парк для семейного отдыха. Еще мне нравится район тем, что за 15 лет я узнал много людей. Мне приятно выйти на улицу — например, в магазин — и столкнуться со старым знакомым. А вот чем наш район неприятно удивляет, так это пробками по утрам. Казалось бы, окраина Москвы, откуда здесь пробки? Но они есть, и были, и будут. Еще считается, что Гольяново пропитано антисоциальным духом. Я, например, всегда шучу по этому поводу. Мол, ты пришел на день рождения, а там поножовщина — так держать, это по-гольяновски!»