перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Контекст

Кто снимает клипы Tesla Boy, Муджусу, Елке и другим русским музыкантам

«Волна» решила выяснить, как зовут людей, которые снимают видео молодым русским музыкантам, и зачем они это делают, — и поговорила с восемью режиссерами об их профессиональных корнях и творческих методах.

Алексей Киселев Алексей Киселев снимал для Pompeya и Tesla Boy

«Как фотограф я снимаю с 90-х годов, жанр видео только осваиваю. Хотя нет, снимал что-то давно, еще в Екатеринбурге — мой первый клип был про то, как один уральский художник съел певца Андрея Губина, — но вернулся я к видео только через 10 лет. Начал снимать так: был в Лос-Анджелесе, купил там камеру восьмимиллиметровую и пленку. Совершенно случайно встретил там группу Pompeya, сделал пару дублей на новую камеру, поснимал виды Лос-Анджелеса и склеил клип. Клип «Fantasy» для Tesla Boy мы тоже снимали очень быстро: основную часть сделали за 7 минут на мой лэптоп, остальную часть Антон снимал сам на своем ноутбуке. Я частично доволен тем, что получилось в результате. Группа Tesla Boy, я думаю, тоже довольна — ничего лучше в их жизни не случалось. Наверное, клип стал таким успешным благодаря Даше Малыгиной и простой идее. Вообще, снимать клип без хорошей техники — это мой профиль! Ноль рублей, ноль копеек! А сам я вообще слушаю блэк-метал и R'n'B».

Tesla Boy «Fantasy»; Pompeya «Slow»

Андрей Николаев Андрей Николаев снимал для On-The-Go, Xuman, Everything Is Made in China, «Океана Ельзи»

«Я снимаю с февраля 2010 года — тогда я одолжил денег у родителей и купил себе Canon 7D. Но я всегда знал, что буду снимать, и просто медленно шел к своей цели. Фундамент был заложен в 10 лет, когда я начал осваивать композицию и свет посредством рисования (по самоучителю, найденному дома). Первый клип, который я сделал, был для группы Xuman. Я не испытывал никаких сложностей, потому что со мной были мои друзья, — все было легко. Вообще, в моей режиссерской деятельности был только один момент, когда приходилось трудно. С моральной точки зрения — это была работа для продюсерского центра Максима Фадеева. Надеюсь, наши пути никогда не пересекутся снова. 

Второй мой клип — «Into the Wild» для On-The-Go. Мы снимали его в сентябре 2010-го на родине ребят, в Тольятти; работали три дня на Молодетском кургане. Было тяжело физически: ветер был холодный, солнце сильно грело, и я три дня по природным просторам таскал на одном плече тяжелую сумку со всей аппаратурой. Но я до сих пор доволен результатом — хотя снимали мы без опыта, чисто на интуиции. Все получилось удачно из-за стечения обстоятельств. Во-первых, у нас было много времени. Во-вторых — полное погружение: мы на неделю улетели в другой город, поэтому не могли отвлечься; все лишние мысли были оставлены в Москве. В-третьих — минимум людей: нас было всего четверо, включая двух ребят из группы, и мы воспринимали друг друга как друзей, а не как заказчика и клиента. В-четвертых, нам ничего не приходилось арендовать из съемочной техники. Серьезно, вся эта волокита с бумагами и логистикой, бесконечные звонки полностью отбивают желание снимать. Поэтому сейчас у меня план купить все необходимое оборудование. Чтобы если я просыпаюсь в 4 часа ночи с внезапным желанием снимать, у меня была возможность сделать это немедленно. А еще я собираюсь в путешествие по разным странам, чтобы снимать там клипы своим любимым группам из мира тяжелой музыки, потому что смотреть на их видео без слез невозможно и нужно с этим что-то делать. Если выбирать из российских музыкантов, то я бы хотел снять видео для Дельфина».

Xuman «Panic»; On-The-Go «Into the Wild»; Milana «Love on My High Heels»

 Игорь Шмелев Игорь Шмелев снимал для Tesla Boy, Serebro, «Мачете», «Токио», Елки, Даши Чаруши

«Начинал я с клипов про роботов — брал любимые треки, просил друзей надевать маски роботов, ну и снимал. Хочу снова к этому вернуться, кстати. Ну а потом постепенно начал этим заниматься профессионально. Моим первым клипом был клип для группы Tesla Boy — «Electric Lady». Там не было сценария, и я толком не понимал, на какую камеру я снимаю, так что это была афера чистой воды. Хотя снять хороший клип без профессиональной техники можно. Но сложно. В плане того, что в кадре. Кто в кадре. Большинство мегапопулярных роликов на ютьюбе снято на телефон (тем более что телефоны снимают уже Full HD 120 кадров в секунду). Вопрос техники скоро совсем отпадет, и останется идея в голом виде. Удачное сочетание картинки, монтажа и музыки — вот что может ввести в многолетний транс.

У меня нет алгоритма придумывания идей. Я всегда открыт к обсуждению, но если идея сильная, к ней, как правило, нет вопросов. Я не люблю компромиссы, потому что, как показывает опыт, в итоге получается середнячок, а никто не хочет середнячок, все хотят бомбу! И если что, с радостью винят режиссера. Так что есть смысл отстаивать свои идеи, только будучи внутренне в них уверенным.

Мой последний клип, «Космос» Даши Чаруши, мы снимали месяца три, в очень спокойном режиме. Разные пары в разное время. Дольше мы разговаривали и искали образы для Даши как для сверхновой. В итоге я сработал в стиле, который лучше всего чувствую. «Чувственный документализм», назовем его так. Вообще, чтобы клип стал успешным, лучше делать ставку на базовые ценности — вроде любви и искренности. Это всегда срабатывает. А термин «хипстерское видео» я считаю непрофессиональным. Что, интересно, имеют в виду люди, когда говорят слово «хипстерский»? Уверен, они сами не знают».

«Мачете» «Нежность»; Tesla Boy «Electric Lady»; Елка «Около тебя»; «Токио» «Не могу насмотреться»; Serebro «Мало тебя»; Serebro «Я тебя не отдам»; Даша Чаруша «Космос»

Сюзанна Мусаева Сюзанна Мусаева снимала для Manicure, Jekka, Юлии Началовой, VanDerBraa

«Я работаю с первого курса, в прошлом году закончила операторский факультет во ВГИКе. Последние года три снимаю то, что можно не только маме с папой показать. Если говорить о сложностях в рабочих отношениях музыканта и клипмейкера, то сложнее всего не с музыкантами, а с самой собой. Это физически тяжелая работа, трудно становится к концу съемки, когда все устали, замерзли и хотят домой спать, начинается непонимание и отрицание, всем становится наплевать, что не смонтируется видеоряд, если не доснять еще парочку кадров… Вот тогда сложно становится с любым, даже с самым приятным человеком, но в первую очередь с собой. Мне пока что везет: все музыканты, с которыми я работала, — профессионалы и знают, чего хотят, все работают на результат в меру своих человеческих возможностей. 

Из тех, кто меня особо поразил, — Юля Началова. Она на площадке дала самый настоящий мастер-класс, вот так надо работать, великий человек. Если вы посмотрите клип, который мы для нее сняли, может показаться, что это очень простая работа — студия, парочка источников, плечевая камера, телега. Там нет сложных съемок, спецэффектов, трюков и прочих атрибутов, которые сразу помещают видео в категорию «не могу сделать сам». Прикол в том, что снять «просто» очень сложно — это либо везение, либо опыт.

В прошлом году мы сняли клип для певицы Jekka. Напросились в большой зал Московской школы нового кино. Снимали один день, хотя собирались два. С Женей (Jekka) познакомились за год до съемок. Она тогда заканчивала «Стрелку», и всей их группе надо было сделать дипломный проект. Мы с режиссером Лерой Сурковой взялись за это — театральный проект про архитектуру. Было очень интересно, снимали документальный материал по всей Москве (никогда не забуду съемки на Черкизовском рынке), делали актерские этюды. Получилось красиво и интересно — ну и мы подружились. С Женей мы подружились. Потом она рассказала, что занимается музыкой, а через год предложила мне с моим коллегой Геворгом снять клип на свою песню «Break My Heart». Мы к тому моменту с Геворгом запустили свой авторский эротический проект Allusion Magazine, и нам очень хотелось расширяться.

Женя подставила под удар свою подругу, хореографа Марину Левакову (мы с Мариной только что сделали клип для Manicure), которой пришлось потом в одном боди весь день мне противостоять. У нас была парочка репетиций: Марина показывала нам движения, а мы в свою очередь не показывали ничего — только референсы вроде клипов Radiohead и Sigur Ros. Снимали без раскадровок, потому что танец современный и импровизационный, такой же должна была быть камера. Я люблю так работать. Такая работа требует очень серьезной предварительной внутренней подготовки, которую мы с Гевом тщательно проделываем перед такими съемками. Мы сами поставили себе определенные задачи, которые выполняли потом на площадке, — задачи изобразительного характера. До сих пор не знаю, был ли у этого клипа успех; все, что нас волновало к моменту выпуска, — понравится ли он Жене, правильно ли мы с ней друг друга поняли. Надеюсь, что да. Мне самой этот клип очень нравится. А еще я бы хотела поснимать для Jamiroquai, для Канье Уэста, для Фаррелла Уилльямса и для Ланы Дель Рей. Вот планирую, как бы это осуществить».

Manicure «Снег»; Юлия Началова «Буду рядом»; VanDerBraa «That Time»

Илья Колесников Илья Колесников снимал для Everything Is Made in China

«Я работал только с группой Everything Is Made in China — над всеми клипами начиная с 2008-го, кроме «Parade», его мы делали вместе с Андреем Николаевым (см. выше). Всей этой околомузыкальной визуальной темой я начал заниматься именно благодаря знакомству с ребятами из EIMIC. Первое видео — это «My Marshell», обычная нарезка из видеоархивов группы. Наверное, это можно назвать клипом. Но когда я его делал, чувства были смешанные, где-то между «я гениальный режиссер» и «блин, это полное говно» — а также «где здесь кнопка Export в это долбаном редакторе?!»

Клип «Brittle Crystal» я делал примерно полгода, с перерывами. Дома, на коленках и подоконниках, при помощи фотоаппарата и компьютера. Сложности были традиционные: не хватало навыков анимации, знания программ, усидчивости. Это был первый мой большой опыт полностью анимированного клипа. И несмотря на то что идею я себе очень четко представлял, было много моментов, когда усталость брала верх и приходилось останавливать процесс и отдыхать. Но в итоге результатом я доволен. 

Я думаю, что успех любого клипа зависит от песни. Никакой клип не спасет плохую песню, и наоборот, — хорошая песня сделает из любого видео крутой клип. Когда оба составляющих на одном хорошем уровне, то останется только результат работы «спустить на воду», и если толчок будет сильным, то мир будет у ваших ног уже к вечеру. С «Brittle Crystal» примерно так и было. Только уровень всех составляющих, как мне кажется, не такой уж и высокий, средний, я бы сказал.

Логическим продолжением моей сильной любви к музыке стал тот факт, что я сам стал делать музыку. Поэтому моя мечта — это поработать с самим собой. И настрогать клипов для своих композиций. Сидеть за одним столом с Бьорк, Джеком Уайтом или Беком и обсуждать наше будущее творение — такого рода мечты у меня нет. Если очень захочется поработать с какой-нибудь известной группой, никаких препятствий сейчас нет: берешь трек, делаешь клип, выкладываешь в сеть. Если работа будет достойна, ее может увидеть очень большая аудитория, после чего ее обязательно посмотрит и сам автор музыки. Примеров, когда любительские видео становилось популярнее официальных клипов, достаточно. Чего стоит конкурс клипов на In Rainbows, который проводили Radiohead!»

Everything Is Made in China «Brittle Crystal», «Illusion», «В рейс», «Parade»

Катя Ломакина Катя Ломакина снимала для Муджуса

 «Мои комплексы не дают мне говорить о том, для каких музыкантов я еще снимала видео. Мало кто вообще знает, чем я занимаюсь на самом деле. Я скрываюсь под псевдонимами, а еще больше мне нравится, когда автор клипа вообще не упоминается.

Снимать я начала лет в 14–15. А может, раньше, я не помню даже. С самого детства я не понимала, как применить себя к тому, что меня окружает. Пока я была совсем ребенком, папа учился во ВГИКе на операторском факультете, и, когда мои сверстники учили алфавит, мне дома рассказывали про линейную и нелинейную перспективу и аддитивный синтез. Всегда знала, что буду снимать, только не понимала, что именно и в каком качестве. Только недавно я смогла сформулировать то, что мне интересно. Мне нравится придавать форму чужому содержанию. Содержанию, которое и без формы меня привлекает. Мне сложно концентрироваться для больших работ, а музыка для меня всегда была невероятно важна, поэтому идеальная форма для меня — это музыкальные видео.

Когда я снимаю видео, мне нравится, если мне задают легкий ненастойчивый вектор. Круто, когда музыкант немного понимает, как выглядит его музыка. Мне важна коллективная работа на самом начальном этапе, мне интересно спорить, я иногда упираюсь до самого конца и в итоге вообще отказываюсь от видео, но чаще все-таки в таких спорах рождается что-то важное. И все это мне, если честно, не мешает взять и неожиданно на съемочной площадке начать снимать что-то другое.

Мы снимали «Не забудем, не простим» осенью и зимой 2012 года. Снимали невероятно долго, как мне показалось. В самых красивых и мрачных местах Москвы. Рома — один из самых близких людей в моей жизни, и это видео как раз стало для меня одновременно раем и адом. Рома до этого не знал про мою склонность работать исключительно на дедлайнах или после них. Кажется, мы даже поругались несколько раз по этому поводу. Еще было сложно, потому что я хотела серое печальное видео про одиночество, а Рома хотел того же, только чуть более веселого и цветного. Естественно, мы шли навстречу друг другу. Мне сложно быть довольной каким-либо результатом, если этот результат напрямую от меня зависит, я всегда думаю, что можно было сделать лучше. Это процесс с одними лишь запятыми, без точек. Для всех это видео про одиночество и про серую столичную архитектурную печаль, а для меня — про эмоциональный постапокалипсис и про одиночество, которого на самом деле нет».

Mujuice «Не забудем, не простим»

Никола Лучкив / Selfburning Никола Лучкив / Selfburning снимал для Pixelord, Atarix, Magnetic TarTrap

«Снимать клипы я стал в 2006 году — первый был для музыканта Atarix. Делал я его без лишних раздумий. Сработаться было несложно — он дал несколько треков, из которых был выбран один, наиболее подходящий к уже частично готовому ролику. Почему я за это взялся? Поскольку я работал в постпродакшен-студии, мне довольно быстро надоело реализовывать чужие идеи, зачастую не особенно талантливые. Тогда я и начал в свободное время создавать экспериментальные ролики и изучать ремесло клипмейкера.

Идею клипа я придумываю так: вначале делаю пару эскизов на бумаге или сразу на планшете и, если что понравится, начинаю развивать. Я не привязываюсь к историям и сюжетам — в основном все имеет абстрактный характер. Естественно, я прислушиваюсь к музыканту, у которого тоже есть свое видение клипа, но, как правило, редко меняю свое мнение.

Клип «Core» я снял в 2010 году. Работал над ним у себя дома. В общей сложности на все ушло около трех месяцев c перерывами на коммерческие заказы. Сложностей особых я не испытывал. Разве что приходилось изучать разный софт для отдельных задач, да и неплохо было бы иметь пару клонов себя, чтобы делать все побыстрее. Для производства я в основном использовал Autodesk 3ds Max, Adobe After Effects. Я почти всегда не совсем доволен своими работами, думаю всегда, что можно сделать и лучше. Pixelord вроде остался доволен клипом — иначе он не взялся бы сочинять музыку для визуального ряда другой моей работы».

Pixelord «Core»

Сергей Альхимович Сергей Альхимович снимал для Haarps

«Первый клип я снял в 2007-м — это был концертный лайв одного небезызвестного среди молодежи пубертатного возраста рок-коллектива. В некотором смысле это была плата за возможность обойти очередь на входе в клуб и потусоваться за кулисами, что давало приятное ощущение своей исключительности в те жестокие времена. С Ильей из Haarps мы знакомы давно и регулярно подбрасываем в наше сотрудничество порцию первосортного черного угля. Начав когда-то с ночных грайндкор-экзекуций на местной радиостудии, мы имеем сейчас по внушительной папке ароматного, совместно приготовленного стаффа. В клипе «Omut» я препарировал материал, снятый мной в формате «путевых заметок» во время путешествия по приуральскому региону и окрестностям Петербурга. Вообще, обычно мой фирменный метод разработки идеи — это «интервенция» самого болезненного участника коллектива. Когда кости зарытых внутри его головы психосоматических собак, всплыли наружу, мы бережно собираем из них новое существо в духе средневекового бестиария».

Haarps «Omut»

Ошибка в тексте
Отправить