Как сервис Musicmama спасет российский концертный бизнес
После месяцев тестирования запускается Musicmama — инструмент для музыкантов, промоутеров, менеджеров и прочих участников концертного рынка, помогающий наладить совместную работу по стране. «Волна» выяснила у основателей сервиса, что это такое и зачем это нужно.
Что это и зачем
Маргарита Саяпина: Десять лет я проработала в моде и в музыку пришла оттуда. Меня всегда интересовала российская сцена, музыка для меня — апогей человеческого таланта, мне хотелось поддерживать наши группы, делать про них материалы, чтобы рассказать о местных исполнителях каждому встречному-поперечному, ну и просто хотелось посмотреть в глаза талантливым ребятам, пообщаться с ними, сходить на халяву на концерт. В какой-то момент мои друзья из группы InWhite попросили меня заняться их менеджментом. Я подумала, что менеджмент — он и в Африке менеджмент, что в моде, что в музыке, что в цементе, — и согласилась. За 5 лет я поработала с большим количеством интересных музыкантов — от InWhite, Xuman и Moremoney до Machete Records. В какой-то момент я столкнулась с проблемой в работе: обо всем, что дальше Москвы и Петербурга, очень трудно нагуглить информацию — будь то клубы, площадки, фестивали или музыканты. Например, планируя тур по новым городам, можно нагуглить 1–2 подходящих клуба в нужном городе, что-то найти во «ВКонтакте», но внятно личные контакты арт-директоров практически нигде не указаны. Какой-то структурированной базы данных нет нигде. Если мне нужно было делать тур, я просто звонила своим знакомым менеджерам, и все подсказывали мне контакты, с кем из промоутеров, площадок и СМИ стоит общаться в конкретном городе.
Все мои знакомые менеджеры просто вели собственные контактные базы по городам, клубам и промоутерам, а также СМИ на местах в Excel, и я в какой-то момент предложила их объединить. Вместе с несколькими менеджерами мы сделали общую таблицу в Google Docs, куда сливали все рабочие контакты. Это было неудобно, но все равно: наша база структурировалась, информации суммарно прибавилось, и всем чуть-чуть стало легче жить и работать.
Так выглядит титульная страница Musicmama для тех, кто заходит на сайт впервые
Был другой момент, который заставил меня задуматься. Мы делали сайт для группы Moremoney — долго сочиняли, рисовали, сделали. Просуществовал он ровно год, и за все это время я им ни разу не пользовалась как менеджер. Он был очень красивой мигающей имиджевой штукой, но там не было ни техрайдера, ни бытового, никакой важной рабочей информации. Как для менеджера для меня он был бесполезен. Весь функционал у меня оставался в почте. А информационное письмо в почте менеджера занимает 20 мегабайт— в нем содержатся технический и бытовой райдер на нужный состав, паспортные данные артистов, пресс-релиз со ссылками, хайрезы фотографий, логотип группы и еще 20 ссылок для ознакомления. Это письмо ты пересылаешь методично всем своим респондентам, при этом удалить какую-то ветку переписки ты не можешь, потому что тогда контакт потеряется. И в итоге получается бесконечное количество веток писем, и в каждой болтаются эти 20 мегабайт. В общем, в какой-то момент я начала мечтать и в порядке бреда рисовать схемы друзьям на салфетках — как хорошо было бы иметь закрытую для общего доступа соцсеть, где можно было бы шарить всю эту нашу рабочую информацию. Один из тех, с кем я поделилась этой идеей, был мой друг Вадим Потехин, он к тому моменту занимался созданием самой большой в России рендер-фермы www.rendermama.ru — платформы для киношников, 3D-дизайнеров и прочих профессий, которым нужны ресурсы для обработки гигантских файлов. На следующий день он перезвонил и говорит: «Я подумал, надо делать Musicmama». Я была настроена скептически, но Вадим принялся за дело серьезно — нанял серьезный штат и вложил стартовый капитал. В закрытую версию мы уже запустили первых пользователей — тех людей, с которыми мы консультировались: артистов, менеджеров артистов, промоутеров и клубных арт-директоров. Да и я сама уже больше месяца работаю на созданных мною на Musicmama профайлах, и это чудо.
Вадим Потехин: Мы начали анализировать данные и столкнулись с тем, что в отличие от большинства рынков музыкальный до сих пор не структурирован. И это мешает, причем мешает как действующим музыкантам, так и начинающим. Музыкантам все-таки нужен заработок, концерты. Мы решили структурировать рынок гастролей и концертов, чтобы они могли сосредоточиться на своей работе, на написании музыки, а поиск площадок для концертов и организация самих гастролей стали бы проще. Для этого мы разработали матрицу, структурировали ее и разрабатываем уже около года. Идея, которая пришла в голову Маргарите, не нова, о такой сети задумывались и начинали делать дружественными силами многие, но до ума такой продукт довести очень сложно, необходимы инвестиции и команда, задействованная в работе над проектом каждый день, — мне удалось такую команду собрать. Мы не претендуем на открытие Америки, мы просто реализовали на рынке запрос, который назревал уже давно.
Некоторые площадки, представленные на Musicmama и готовые сотрудничать с артистами
Как это работает
Потехин: У нас есть три основных участника рынка: артисты, площадки и заказчики (промоутеры, ивент-агентства и прочие). Плюс еще отдельный участник — СМИ. Мы хотим их соединить и упростить между ними взаимосвязь. Musicmama — это большая база данных, в которой каждый из участников рынка может иметь доступ ко всей рабочей информации одновременно. Сайт позволяет структурировать информацию по географии, музыкальным направлениям, ценам, похожести и так далее. Важный момент для артистов — мы даем возможность сделать идеальный сайт-визитку, создание которого многие откладывают на потом, а многие строят Вавилоны, превращая рабочий ресурс в бестолковый и недостаточно информативный. Для каждого из направлений мы разработали отдельные условия. Если это артист-новичок, он входит на одних условиях, профессиональный — на других. Артист получает возможность занимать площадки, на которых он может выступить, а площадки, в свою очередь, понимают, где искать новые лица. Они все заинтересованы — региональные, московские, столичные. Из-за дефицита музыкальных СМИ рынок сильно законсервировался, а число площадок растет — все хотят найти новые лица, нового Ивана Дорна.
Саяпина: Если конкретнее: артист дает свое досье и понимает, кто из площадок или заказчиков готов его принять, кому он соответствует по критериям. Он может даже себе составить гастрольный график. Он знает занятость клубных площадок, сцен, есть календарь, который ведут все. И артист может, учитывая географическую протяженность страны, составить себе график по малым и большим городам. Если он приезжает в Иркутск, то клуб в соседнем городе Шелехове, в который артист сам никогда не поедет, видит, что артист приезжает в Иркутск, и может его пригласить.
Мы боялись, что артисты не захотят предоставлять свои райдеры и гонорарные расценки, но, как оказалось, все они это делать готовы. Просто так, чтобы это было в закрытой системе, чтобы это никто не обсуждал во «ВКонтакте». В нашей сети вообще отсутствуют комментарии — мы не базар, тут болтовня и торги неуместны.
Площадки также получают знания. Допустим, кто-то понимает, что у него хорошо идут артисты определенных направлений — и он может сразу посмотреть всех схожих и понять, кто из них готов приехать за соответствующий гонорар.
Важно, что заказчики и СМИ могут открыть для себя новых, популярных среди своей
аудитории артистов. Сегодня каждый день появляются
группы, о которых не пишут СМИ, но которые только благодаря «ВКонтакте» находят своих слушателей и чья аудитория стремительно растет. Мы придумали
механизм рейтинга, который назвали «рейтинг Musicmama», — это суммарный
показатель всех соцсетей, которые указывает артист в своем профайле. Мнение типа «я аутист, не хочу вести соцсети, я просто хочу, чтобы мою музыку слушали»
крайне недальновидно и непрофессионально. По сумме подписчиков твоих соцсетей
заказчик видит, сколько аудитории можно будет охватить анонсом концерта, по комментариям
видит активность живых людей. Все это необходимо было свести в одном месте,
поэтому мы сгенерировали рейтинг Musicmama. Например, организаторам нравится группа Moremoney, но они делают фестиваль под спонсора, и им нужно еще четыре группы примерно такой же популярности и одна покрупнее в качестве хедлайнера. У нас они могут посмотреть группы с примерно тем же рейтингом и одну с рейтингом крупнее и подобрать себе состав. Можно взять, например, направление инди, там поющих на английском языке и из них выбрать самого популярного. Или, например, мне часто звонят заказчики с просьбой найти группу «типа Guru Groove Foundation, не такую раскрученную, но такую же классную и чуть подешевле». На такой запрос я присылаю ссылку на страницу Anise, о которой мало пишут СМИ, но у нее при этом несколько концертов в неделю и аудитория растет на глазах. И заказчик может все это увидеть и оценить.
Как пользователь, музыкальный менеджер я уже сегодня довольна. Например, профайл «Наади», на которую сейчас дикий спрос среди заказчиков. Я офигела, когда однажды утром мне впервые за время нашего сотрудничества позвонил звукорежиссер и сказал, что ему звонил такой-то заказчик, они обсудили техрайдер и все в порядке. Телефон звукорежиссера был указан в техрайдере, загруженном на Musicmama. Ранее эту цепочку прозванивала с обратной стороны я. А теперь уже больше месяца я живу в дивном новом мире — имею по телефону кратчайшие разговоры о подтверждении мероприятия с обоснованным «да» по всем вопросам или отправляю заказчикам всего одну ссылку, которая отвечает на 100 вопросов. Уже сложно посчитать, сколько времени своего и своих респондентов я сэкономила. Это ли не чудо?
«Промоутеры» тут в самом широком смысле; и вообще этот скриншот отражает наступление новой эпохи — поскольку самый высокий рейтинг не у кого-нибудь, а у паблика «ВКонтакте»
Как это выглядит
Саяпина: Мы начали с сайта артиста, потому что это ключевая вещь — скелетообразующая. Мы старались сделать так, чтобы после просмотра у заказчика не оставалось никаких вопросов: «Вижу, что у вас свободна такая-то дата, ваш состав от такой-то до такой суммы, а у нас обычный концерт, то есть по нижней планке этой вилки цены. Я скачал технический райдер, мы можем его выполнить, бытовой райдер нас устраивает, промоинформацию всю изучил, хайрезы фотографий для промо нашел. Я хочу вас забукировать на свободную дату, которую я вижу у вас в календаре». Да-да, нет-нет. И все! В былые времена я тратила на подобные переговоры много времени, чтобы к концу переговоров уточнить, что заказчик, например, не знает, что такое техрайдер, что эти расходы ложатся на него сверх гонорара — группа не может просто приехать с инструментами и просто сыграть свою музыку. Или, например, мне звонит заказчик и говорит: «Мы бы хотели заказать артиста Артемьева на мероприятие, вот у нас есть 30 тысяч рублей». А артист Артемьев стоит на порядок выше в минимальном составе. Не нужно тратить свое и мое время на ненужные переговоры. Есть и другой пример, звонит заказчик в лице девочки-менеджера агентства и говорит: «Мы бы хотели заказать артиста Артемьева, но у нас, к сожалению, только 500 тысяч рублей. Возможно ли?» «Ну я постараюсь, давайте попробуем» — говорю я, хотя группа стоит ниже полумиллиона. Мы поймали одного дурака-заказчика, но, возможно, потеряли нескольких, кто побоялся сделать запрос, узнав откуда-то, что Artemiev стоит полмиллиона. Чем больше знакомых-паразитов — посредников между артистом и непосредственным заказчиком, — тем по слухам выше стоимость артиста. Это русский подход — «сарафанное радио», «договориться за друга», «скидка по-братски», вот это все. Такая ситуация, может, и выгодна единожды, но невыгодна для рынка в целом.
Потехин: Важно, что наш сайт — это еще и инструмент для поиска молодых ярких артистов. Когда мы обсуждали проект с
промоутерами, один из них сказал: «Вы хорошие, я у вас зарегистрируюсь, но мне
это все не нужно. Я всех артистов уже знаю. Но готов отдавать бесплатные дни в
начале недели для ярких региональных
новичков, если вы их найдете». Ведь невозможно нагуглить молодую набирающую
популярность группу — нужно следить за всеми пабликами, изданиями, соцсетями,
это много времени отнимает, более того, сегодня это уже практически физически нереально.
Так что в какой-то момент мы сможем запустить рейтинг по динамике роста.
Саяпина: На страницах Musicmama артист может указать свои гонорарные вилки — они видны только зарегистрированным пользователям, доказавшим свою причастность к рынку (нельзя просто назваться «Вася, певец» и зарегистрироваться — мы сначала проверим, кто он, через соцсети, подтвердим, потом уже его примем). По поводу гонораров мы даем максимальный разброс — это не гонорар, а таблица разницы цены относительно состава. Детали, понятно, обсуждаются в личных переговорах. Столько-то за диджей-сет, столько за соло, полуакустический или акустический состав, столько-то за полный. Есть также и вилки по цене: нижняя планка — обычное мероприятие, верхняя — заказное, спонсорское. Почему это важно: банально — менеджер каждого артиста получает по 10–20 звонков в день на эту тему. «Мы молодой клуб, хотим ночной фестиваль, 5 групп чтобы сыграло, у нас на каждого всего по 10 000 рублей. Давайте группа X поиграет». А группа стоит от 80 000 до 120 000 рублей, например, — не надо мне звонить, звоните кому-то помоложе.
Наконец, аудио. Мы долго
спорили, думали, в итоге решили сделать стрим с SoundCloud. Три песни — для промоутера
больше не нужно, этого достаточно для ознакомления, остальное он сможет найти
по ссылке на официальный канал артиста. Плюс одно видео с выступления —
промоутеру важно, как выглядит группа на сцене, как звучит. Дальше он сможет
посмотреть уже на ютьюбе.
И несколько фото, чтобы посмотреть, как выглядит артист.
Создав страницу, артист создает себе сайт-визитку. Сюда можно зайти со стороны, не имея аккаунта на Musicmama, и увидеть только рейтинг, аудио, видео, цитаты — никакого календаря, никаких гонораров. Для многих это решает важную проблему.
Как можно видеть, на Musicmama уже обитают не только люди, о которых бесконечно пишет «Волна», но и популярные артисты вроде рэперов 25/17
Что из этого получится
Саяпина: Наша максимальная цель — чтобы через полгода, через год участники рынка не предоставляли организацию любых концертов без нас. Мы не претендуем ни на что, мы не создаем информацию, мы просто всегда есть рядом. Если тебе надо что-то узнать — ты лезешь в базу данных. Мы все прошлое лето встречались с менеджерами, промоутерами, с площадками, показывали им все, а они рассказывали, что им нужно. Ситуация такая: музыкальный бизнес ведется сегодня примерно на том же уровне, что и в 90-х. Все деньги в конвертах, все дико неорганизованно. У меня есть идеологическая цель — сделать прозрачнее и удобнее. Я хочу отдать свою телефонную книжку людям, чтобы друзья отдали свои и еще чужие книжки увидеть. Что касается гонораров — да, если я обелю гонорары рынка, мне не предложит какой-нибудь профан 300 тысяч за обычный концерт, который стоит 100–150. Одного идиота я потеряю, зато приобрету больше точных запросов. Мероприятия станут интереснее — сейчас это несчастный набор из одних и тех же десяти групп по всем фестивалям, мне как слушателю скучно. Молодые команды же появляются — вписывайте их по одной, по две, можно же отследить. И мы даем простые механизмы для этого: все написали про эту группу, есть все доказательства, ты можешь поставить ее в лайнап. Мы все очень любим поколение музыкантов, появившееся пять лет назад, и им гордимся, но дальше в спину никто не дышит. Это очень стремно. Хочется как-то расшатывать рынок.
- Смотреть Musicmama