перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Контекст

10 главных альбомов-сиквелов в истории хип-хопа

К выходу нового альбома Эминема «The Marshal Mathers LP 2», продолжения его важнейшей пластинки 13-летней давности, «Волна» изучает присущий исключительно рэпу феномен альбомов-сиквелов и выбирает 10 самых примечательных: Джей-Зи, Доктора Дре, Лила Уэйна и других.


AZ «Doe or Die: The 15th Anniversary» (2010)

Фотография: архив «Афиши»

Исполнитель: AZ

В 22 года AZ стал единственным гостевым MC на великом альбоме Наса «Illmatic», прочитав первый куплет в композиции «Life’s a Bitch». Выход был таким сильным, запоминающимся и уместным, что бруклинец мигом обзавелся контрактом и уверенностью в надежной и долгосрочной карьере, однако, как это бывает, все пошло немного не так. Подписавшая AZ рекорд-компания EMI вскоре начала реорганизацию, рэпер «пошел по рукам», пертурбации с выпускающими фирмами помешали четко выстроить отношения со слушателями, которые, в свою очередь, предпочитали концентрировать все свое внимание на том же Насе. Сейчас имя AZ украшает практически каждый список самых недооцененных MC, что, впрочем, не мешает объявить классикой его дебютный альбом.

Оригинал: «Doe or Die», 1995

По сути, младший брат «Illmatic» — такой же прямой и доходчивый рэп восточного побережья, достойный палаты мер и весов: Нью-Йорк, 1990-е, густая карамельная читка, тающие, отражающиеся от нью-йоркских кирпичных многоэтажек бум-бэповые биты и ни одного проходного трека. Биты сделаны гораздо менее именитой командой продюсеров, чем та, что поработала над «Illmatic» (из действительно известных фигур здесь лишь Пит Рок), однако каждый минус запоминается и в каждом находится мелодическая линия.

«Rather Unique»

Продолжение: «Doe or Die: The 15th Anniversary», 2010

Вопреки названию, предполагающему расширенное переиздание старого материала, версия «Doe or Die», вышедшая в честь 15-летия оригинального альбома, — это новые композиции, идущие вперемешку с ремиксами на старые вещи. В новых треках AZ рефлексирует по поводу собственной карьеры, заявляет, что за последние пятнадцать лет схоронить его никому не удалось, рэпер все там же, где и был, — у микрофона разит рифмой, подача на месте; старые вещи вроде «Gimme Yours» получают свежее прочтение силами главного по бум-бэпу среди современных продюсеров Static Selektah. В паре треков оживает дух оригинального альбома — городской, ностальгический, одновременно и обреченный, и полный надежд. При всей своей смехотворной продолжительности (чуть больше получаса) альбом успевает добиться всего, к чему обычно стремятся пластинки-сиквелы. Что интересно, сам AZ полноценным продолжением это издание не считает: еще в 2009 году он анонсировал выход альбома под названием «Doe or Die 2», однако шансы услышать пластинку уменьшаются пропорционально с заявлениями AZ о том, кого он видит в продюсерах записи. Последний раз он называл Канье Уэста и Доктора Дре.

«The Calm»

GZA — «Legend of the Liquid Sword» (2002)

Фотография: архив «Афиши»

Исполнитель: GZA

Старший участник Wu-Tang Clan, гроссмейстер, согласно распространенному мнению самый талантливый поэт из всех членов клана, способный строить головокружительные многоуровневые рифмы, от которых натурально пухнет голова. Из всех девяти участников Wu-Tang, Джиза был первым, кто выпустил сольный альбом, еще за год до образования клана, но именно его вторая пластинка «Liquid Swords», целиком спродюсированная его двоюродным братом Риззой, стала одним из столпов хип-хопа и, возможно, вообще лучшим релизом из всех, что связаны с именем клана.

Оригинальный альбом: «Liquid Swords», 1995

Джиза не самый активный из членов Wu-Tang: альбомы записывает редко, на «фитах» за пределами клана практически не гостит, однако именно ему выпала честь выпустить определяющий релиз для всей группы. «Liquid Swords» — это все, чем славен «Ву-Танг», помноженное на десять, отлаженное и раскаченное до пределов возможного. Это невероятно мрачная пластинка, совершенно при этом гипнотическая в своей «загруженности». Продюсер Ризза мешает забытую классику соула с готическими, кладбищенскими клавишными, семплами из фильма «Убийца сегуна» и битами, которые больше всего напоминают щелканье костей, в то время как участники клана соревнуются в техничности рифм. Над всем, впрочем, как и полагается настоящему самураю, парит и возвышается Джиза: тексты, написанные им для «Liquid Swords», — одни из самых сложных за всю историю рэпа.

«Living in the World Today»

Продолжение: «Legend of the Liquid Sword», 2002

Четвертый альбом Джизы открывается монологом в исполнении сына рэпера, перекликающимся с легендарным интро из оригинальной пластинки, взятом из «Убийцы сегуна». Не считая нескольких словесных отсылок к оригиналу, «Legend of the Liquid Sword» мало чем напоминает первоисточник: он начисто лишен монолитности и загробной атмосферы, имевшейся на «Liquid Swords»; продакшен распределен между кучей малоизвестных и типично звучащих продюсеров, никто из которых не пытается прыгнуть выше головы. В гостях, помимо некоторых участников Wu-Tang Clan, обнаруживается начинающая карьеру певица Санти Уайт (впоследствии Сантиголд) и множество людей лишь с косвенной связью с «Ву-Тангом», вроде рэпера 12 O’Clock, брата Ол Дёти Бастарда. Несмотря ни на что, Джиза сообщает всей пластинке неожиданно бодрый заряд и выдает свои лучшие тексты за долгое время. Трек «Animal Planet», объясняющий порядки в обществе на примере взаимоотношений представителей фауны, напоминает слушателю о том, почему этот человек носит прозвище Гений.

«Animal Planet»

Nas — «Stillmatic» (2001)

Фотография: архив «Афиши»

Исполнитель: Nas

Уроженец Бруклина, Насир Джонс — один из самых влиятельных и одаренных рэперов девяностых, считается одним из лучших рассказчиков в истории хип-хопа, регулярно фигурирует в научных и псевдонаучных исследованиях, доказывающих его превосходство над другими исполнителями хип-хопа.

Оригинальный альбом: «Illmatic», 1994

Восемь из десяти поклонников рэпа, если их спросить, укажут на «Illmatic» как на лучшую рэп-пластинку в истории. Дебют Наса ценят прежде всего за то, что это всеобъемлющий хип-хоп-альбом, являющий собой, в принципе, все основные идеи жанра, сведенные без потери качества в тридцать минут. Записанная здесь музыка, над которой трудились великие битмейкеры, среди которых Лардж Профессор, Пит Рок и Диджей Премьер, до сих пор звучит свежо; прочитанные здесь тексты — искренние жизненные наблюдения невероятно поэтичного двадцатилетнего черного Холдена Колфилда. Это хип-хоп как он есть без чего-либо лишнего, даже названия треков звучат громко: «Life’s a Bitch», «One Love», «The World Is Yours». Не песни, а самые настоящие тезисы, прочитанные с Бруклинского моста для всего мира и для мира во всем мире.

«One Love»

Продолжение: «Stillmatic», 2001

«Stillmatic» был призван вернуть веру в Наса после пятилетки неудачных альбомов и неуклюжих попыток коммерциализоваться. Месть первым делом: альбом стартует с яростной отповеди Jay-Z, в которой Нас использует все возможные формы унижения противника, включая насмешки над внешностью. «Ether» задает альбому победный тон, однако достаточно скоро «Stillmatic» начинает напоминать о своем великом оригинале 1994 года выпуска лишь самоцитатами и заявлениями о том, что «мир по-прежнему мой». Насу часто изменяет вкус: половина битов на альбоме представляют собой бледные пародии на работы Доктора Дре трехлетней давности, необязательные гости, которых, как это обычно бывает, слишком много, раздражают, а на фоне подавляющего количества посредственного материала теряются удачные вещи вроде «2nd Childhood». Неровный, ерзающий и пытающийся усидеть одновременно на двух стульях (уличном и коммерческом) «Stillmatic» в очередной раз не стал откровением, однако позиции Наса в ортодоксальном хип-хоп-сообществе крепки настолько, что, похоже, никакая халтура не лишит его звания лучшего рэпера из всех.

«Ether»

Lil Wayne «Tha Carter II–IV» (2005–2011)

Фотография: архив «Афиши»

Исполнитель: Лил Уэйн

Главный модернизатор множества связанных с чтением рэпа процессов в хип-хопе нулевых, сильно повлиявший на степень дозволенного для коммерческого исполнителя. Лил Уэйн изменил подход к читке и сочинению рифм, ввел в рэп дадаизм и настолько свободный фристайл, что поднял абстрактный хип-хоп на принципиально новый уровень. Повсеместно превалирующие сейчас южные мотивы и трэп — тоже во многом его заслуга, как и новые подходы к распространению музыки: на пике творческих возможностей артист ежегодно выпускал с десяток бесплатных релизов, не уступавших в качестве номерным. Впрочем, сейчас, после нескольких срывов и спорных пластинок, Уэйн проходит по категории «посмешище».

Оригинальный альбом: «Tha Carter», 2004

Сейчас, спустя почти десять лет, шесть сольных альбомов, несколько десятков микстейпов и коллабораций, первый «Tha Carter» видится на удивление ровной и неамбициозной для Лила Уэйна записью, однако на деле это не совсем так. «Tha Carter» был первой пластинкой, на которой Уэйн продемонстрировал свою новую «свободную» читку, нарочно то промахиваясь между тактами, то забегая вперед, и впервые стал делать серьезную ставку на свой голос, запросто повышая и понижая тон в одном и том же куплете. Здесь же, в конце концов, впервые прозвучала из уст самого исполнителя фраза о «лучшем рэпере из ныне живущих» — начало новой эпохе было положено. Звук на альбоме — довольно обычный синтетический клацающий южный хип-хоп.

«Go DJ»

Продолжения: «Tha Carter II–IV» (2005–2011)

Вышедший через год после первого, второй «Картер» раскрыл таланты Лила Уэйна сполна. В пользу рэпера сыграло разнообразие: помимо традиционного южного хип-хопа здесь имелся и регги («Mo Fire»), и спродюсированный популярным ныне Робином Тиком ритм-н-блюз («Shooter»), и джи-фанк с западного побережья («Lock and Load»), однако главным аттракционом на «Tha Carter II» стал сам Уэйн — бесконечно гибкий, беспринципный и остроумный. Фразы вроде «Dear Mr. Toilet, I’m the shit» или «If we too simple then ya'll don't get the basics» сделали Уэйна любимцем критики и присудили ему звание если еще не лучшего рэпера из живых, то одного из самых заметных точно. К 2008 году и третьему «Картеру» Лил Уэйн пришел в статусе самого продуктивного хип-хоп-исполнителя: за три года он более пятидесяти раз появился на чужих пластинках, параллельно выпустив два десятка микстейпов. К пришествию Уэйна публика была готова, поэтому «Tha Carter III» стал безусловным хитом и продался тиражом в миллион с лишним копий в первую же неделю. Однако альбом стал победой не только коммерческой, но и творческой: тут есть и устанавливающие новые границы для коммерческих артистов работы, и настоящие поп-хиты. После «Tha Carter III» от Лила Уэйна ждали откровений, но последовал спад, и к девятому в общем счете альбому «Tha Carter IV» Уэйн подрастерял былой энтузиазм, замедлил читку и убавил артистизм — примерно пропорционально успокоилась по отношению к его творчеству и публика. «Tha Carter IV» — альбом не без удач («Six Foot, Seven Foot» и дуэт с Дрейком «She Will» — более чем достойные выходы), и он совершенно точно не заслуживал всей той критики, что на него обрушилась, однако предыдущим двум частям новый альбом явно проигрывал. Сейчас Лил Уэйн заявляет, что хочет окончательно распрощаться с хип-хопом и заняться воспитанием четверых детей, а также катанием на скейтборде. Прощальной песней рэпера должен стать альбом «Tha Carter V», дата выхода которого пока не намечена.

«Dr. Carter»

Ghostface Killah «More Fish» (2007)

Фотография: архив «Афиши»

Исполнитель: Гостфейс Килла

Наиболее продуктивный член Wu-Tang Clan. Из десятка его сольных релизов более половины действительно заслуживают внимания, что большая редкость. Гостфейс Килла читает громко, экспрессивно, много прямо и грубо шутит, а также рассказывает истории из криминального прошлого как мало кто другой в рэпе. Ко всему прочему, Гостфейс запросто может облегчить для начинающего интересоваться хип-хопом слушателя знакомство с «Ву-Тангом»: из всех остальных участников он наиболее открытый и наименее мрачный.

Оригинальный альбом: «Fishscale», 2006

Из всего, что было выпущено в нулевые участниками Wu-Tang Clan вместе и порознь, ни одна пластинка и близко не подбиралась к пятому сольнику Гостфейса Киллы. На «Fishscale» основательно выпавший к тому моменту из современности «Ву-Танг», будто бы скинув пыль и бронзу, обновился и вернулся в настоящее. Альбом навел мосты между хип-хопом коммерческим и андеграундным, между хардкорным и поп-рэпом, между рэпом «сознательным» и потоками сознания. Баланс выдержан гениально: за час с лишним альбом вихрем проносится, кажется, по всем возможным подвидам рэпа, ни разу не теряя темпа, не путаясь в повествовании. Каким образом удалось настолько ладно склеить единое произведение из такого количества разного материала — не совсем ясно до сих пор.

«The Champ»

Продолжение: «More Fish», 2006

Сиквел, который, по сути, не претендует ни на что: продолжение «Fishscale» вышло всего лишь спустя полгода после появления оригинала, и то, что на альбоме содержится то, что осталось на полу монтажной, никто не скрывал. Ни одна из композиций на «More Fish» не способна заменить что-либо с «Fishscale», однако представленные треки отнюдь не проходной материал. Здесь нет буйства красок, которое имелось на оригинальном альбоме, большинство номеров представляют собой довольно обычный угрюмый злой бум-бэп, однако Гостфейс по-прежнему мощно наседает на микрофон; каждый его выход заряжен и мотивирован, каждое слово искрится.

«Outta Town Shit»

Lupe Fiasco — «Food & Liquor II: The Great American Rap Album (Part 1)» (2012)

Фотография: архив «Афиши»

Исполнитель: Лупе Фиаско

До 23 лет рэпер скитался по лейблам сольно и в составе коллективов, пока внезапно не оказался с гостевым куплетом на «Touch the Sky» Канье Уэста. В сингле Уэста молодого рэпера приметил Джей-Зи, чье покровительство обеспечило его контрактом с Atlantic, где у Лупе сначала вышло два успешных альбома, а потом началась война за свободу творчества, которая продолжается до сих пор. Ситуацию постоянно усугубляет сложный характер Фиаско: он редкий американский музыкант, яро выступающий против действующего режима и лично президента Обамы.

Оригинальный альбом: «Lupe Fiasco’s Food & Liquor», 2006

Дебют Фиаско украшает космический взрыв, из которого вместе с кучей барахла вылетает одетый в кеды и модную куртку исполнитель. Примерно такой же взрыв представляет собой и записанный на альбоме материал: на постмодернистском «Food & Liquor» смешались аниме, комиксы и трансформеры, скейтборды, религия и интернет, заговоры, повсеместная жажда успеха и несчастные отношения. Это амбициозный, очень тинейджерский рэп-альбом, показательный в плане того, как вдруг изменился хип-хоп в нулевых: при всем своем бунтарском духе «Food & Liquor» — пластинка, сделанная самым настоящим ботаником с цветным рюкзачком за плечами, набитом видеоиграми, но готовым гордо об этом заявить в форме рэп-куплета.

«Real» (feat. Sarah Green)

Продолжение: «Food & Liquor II: The Great American Rap Album (Part 1)», 2012

Многострадальный сиквел «Food & Liquor» родился еще во время сессий к предыдущему, катастрофически неудачному альбому Фиаско «Lazers». К выходу «Food & Liquor II» битвы с выпускающим лейблом озлобили Фиаско, превратили его в остервенелого борца с окружающим миром и при этом лишили ресурсов для производства качественного хип-хопа. Фиаско пытается уложить на лопатки истеблишмент, вдохновенно рассекает воздух рифмой, но плоский продакшен диктует свои условия, вынуждая рэпера часто выбирать неудачные вокальные и ритмические решения. Ярким примером является второй сингл «Bitch Bad», посвященный месту женщины в современном, насыщенном сексом мире, слушать который практически невозможно из-за раздражающей, нарочито запинающейся читки.

«Lamborghini Angels»

Jay-Z — «The Blueprint 2–3» (2002, 2009)

Фотография: архив «Афиши»

Исполнитель: Джей-Зи

Артист и предприниматель, проделавший долгий извилистый путь от сутенера до владельца крупного бизнеса, скупающего баскетбольные команды и регулярно завтракающего в компании президента Соединенных Штатов. По пути Джей-Зи успел построить витиеватую карьеру одного из самых популярных рэперов на свете, записав с десяток проходных альбомов и как минимум три безоговорочно выдающихся.

Оригинальный альбом: «The Blueprint», 2001

Шестая номерная запись Джея-Зи стала именем нарицательным. К началу нового века рэп-альбомы преимущественно строились по одному и тому же канону: 80-минутный диск забивался треками под завязку, пара хитов щедро разбавлялись второсортным материалом, ворохом бесполезных гостей и раздражающими скитами, пластинки казались бесконечными и бесконечно скучными. Джей-Зи ввел в хип-хоп понятие «блюпринт-альбом», подразумевающее минимум филлера и максимум безотказно срабатывающих треков. Музыкально «The Blueprint» стал памятником сладкому и чувственному соулу: начинающие на тот момент продюсеры Канье Уэст и Джаст Блейз отобрали для диска семплы из Эла Грина, Бобби Блю Бленда, Тома Брока и Jackson 5 и насытили красивейшую музыку прошлого века питчами, задав ей новый ритм. Джей-Зи написал для «The Blueprint» самые искренние тексты в карьере: рэпер буквально выворачивает перед слушателем свою душу, честно и без прикрас повествуя о своем детстве и рефлексируя по поводу прошлых грехов.

«Song Cry»

Продолжения: «The Blueprint 2: The Gift & The Curse», 2002 и «The Blueprint 3», 2009

Сиквел стал как раз всем тем, чем не был оригинал, споткнувшись обо все кочки, которых рэпер старательно избегал на первой пластинке. «The Blueprint 2: The Gift & The Curse» — неподъемная свэг-бравада длиной в два диска и два часа, страдающая от нехватки качества и оригинальности, дорогая, бледная, совсем неискренняя и незапоминающаяся. Вышедшая в 2009 году третья часть «The Blueprint» провозглашала новую эпоху. Канье Уэст, ходивший некогда в протеже Джея-Зи в течение двух лет выпустил неоднозначные альбомы «Graduation» и «808s & Heartbreak», которые неожиданно кардинально перепахали хип-хоп-ландшафт, обозначив путь таким артистам, как Дрейк и Кид Кади — не стесняющимся читать о своей грусти модно одетым мажорам. Под это влияние попал и Джей-Зи: на «The Blueprint 3» он предстал тонким ценителем искусства, умудренным опытом мэтром, по-отечески провозглашавшим смерть автотюна, конец широких штанов и ботинок Timberland, а также старт нового хип-хопа, который не боится откровенного разговора и дизайнерской одежды «со вкусом». Получилось не слишком удачно: альбом содержал великий хит «Empire State of Mind», все прочее было довольно спорно и сильно ему уступало.

«What We Talkin’ About»

Dr. Dre — «2001» (1999)

Фотография: архив «Афиши»

Исполнитель: Доктор Дре

Бывший участник самой опасной группы на Земле N.W.A., великий хип-хоп-продюсер, определивший звук западного побережья, открывший и популяризовавший басистый и ухающий джи-фанк. Ко всему прочему, у Доктора Дре безупречная репутация в плане скаутинга: за последние двадцать с лишним лет он открыл и вывел в люди таких артистов, как Снуп Догг, Эминем и Фифти Сент; последний его протеже Кендрик Ламар вполне заслуженно считается лучшим рэпером современности. Последние тринадцать лет Дре обещает разжиться третьим альбомом «Detox», надежд на который нет совершенно никаких.

Оригинальный альбом: «The Chronic», 1992

Столп джи-фанка, для Лос-Анджелеса означающий примерно то же самое, что «Illmatic» означает для Нью-Йорка, навеки запечатавший дух западного побережья, который оживает каждый раз, когда игла проигрывателя касается этой пластинки. Это не столько рэп-, сколько хип-хоп-альбом: читка играет тут второстепенную, если не третьестепенную роль: все выходы хороши (особенно Снуп Догга, которому тут отведен первый план), однако именно фантастические, революционные биты сделали «The Chronic» самой важной и влиятельной пластинкой на западном побережье в 90-е. Достаточно вслушаться в басовые линии  «Let Me Ride», чтобы понять, что Доктор Дре — по-настоящему великий американский композитор, достаточно обратить внимание на тяжелые, вибрирующие синтезаторы «Deeez Nuuuts», чтобы осознать то, что Дре — обладатель уникального слуха и по-настоящему удивительных ушей. Одним «The Chronic» Доктору Дре удалось повернуть русло целого жанра и задать ему новые условия.

«Let Me Ride»

Продолжение: «2001», 1999

Изначально второй альбом Доктора Дре носил название «The Chronic 2001» и планировался прямым сиквелом альбома 1992 года, однако впоследствии название слегка поменялось, но суть осталась прежней: на «2001» Дре снова изобретает свой фирменный, определивший целую эпоху в хип-хопе звук. На «2001» звучит джи-фанк будущего: гораздо более минималистичный и сдержанный, но за счет этого более точный и обескураживающе свежий. Для нового миллениума Дре избавил джи-фанк от треска и грохота. Его новая музыка стала кристально чистой, стерильной, но это, как ни странно, пошло ей только на пользу. Биты отнюдь не стали проще, здесь по-прежнему есть, что расслушать: каждый использованный семпл является произведением сам по себе, за семьдесят минут не надоедает и не раздражает ни один звук, каждый хлопок находится на своем месте, откалиброван каждый удар драм-машинки. В «Still D.R.E.» рэпер объясняет свою низкую продуктивность фразой «Still I take time to perfect the beat», и это на самом деле так: альбом «2001» — это перфекционизм в чистом виде.

«Xxplosive» (feat. Hittman, Kurupt, Nate Dogg & Six-Two)

Raekwon — «Only Built 4 Cuban Linx… Pt. II» (2009)

Фотография: архив «Афиши»

Исполнитель: Рейквон

Один из самых сдержанных MC в «Ву-Танге», Рейквон практически не повышает голоса и читает куплеты про криминал и наркотики (прозвище The Chief тут неспроста), хоть и экспрессивной, но, как правило, вкрадчивой хрипотцой. Тесно связан с другим участником Wu-Tang Clan Гостфейсом Киллой, чей взрывной темперамент отлично гармонирует с его олимпийским спокойствием.

Оригинальный альбом: «Only Built 4 Cuban Linx», 1995

Из всех сольных альбомов членов Wu-Tang Clan «первой очереди», «Only Built 4 Cuban Linx», пожалуй, самый тяжелый и сложный. Это концептуальная пластинка, повествующая о продвижении на самую вершину криминального мира, попытках завязать и начать жизнь с чистого листа. На пару с участвующим здесь в каждом треке Гостфейсом Киллой Рейквон прокладывает лабиринты рифм, часто прибегая к специфическому сленгу и особому языку, разобраться в которых без специальной подготовки практически невозможно, даже имея на руках все расшифровки. Ко всему прочему, на альбоме наиболее полно на тот момент реализованы творческие возможности продюсера Риззы: именно тут полностью совпали нарративные возможности поэзии с кинематографичностью музыки. Насыщенный диалогами, наделенный некоторым подобием титров в начале и конце, «Only Built 4 Cuban Linx» продвигается в особом ритме Риззы — склеенном из саундтреков к блэксплотейшенам и фильмам про кун-фу.

«Glaciers of Ice»

Продолжение: «Only Built 4 Cuban Linx… Pt. II», 2009

 «Only Built 4 Cuban Linx… Pt. II» застает Рейквона и Гостфейса примерно там же, где они были в девяностых, даже дизайн обложки один в один тот же. Первый сингл пластинки носит название «New Wu», во втором эпизоде «Only Built 4 Cuban Linx» участвует множество новых для «Ву-Танга» людей, биты обеспечивает толпа разношерстных продюсеров, но по факту каждый из присутствующих всеми силами пытается возродить дух оригинальной пластинки. Вторая часть «Cuban Linx» — все та же глухая и безжалостная рэп-резня, очень консервативная и старомодная, совершенно не пытающаяся ответить веяниям современности — оттого, пожалуй, и столь любимая всеми поклонниками «Ву-Танга». При всей его упертости и верности идеалам прошлого «Only Built 4 Cuban Linx… Pt. II» трудно назвать диском выдающимся: запоминающихся вещей здесь практически нет, уже на трети альбома треки становятся трудноразличимы и сливаются в одну густую кашу из криминала и киносемплов.

«The House of Flying Daggers»

2 Chainz — «B.O.A.T.S. II: Me Time» (2013)

Фотография: архив «Афиши»

Исполнитель: Ту Чейнз

Нашедший успех в возрасте 35 лет, бывший носитель прозвища Тити Бой, успешнее прочих взявший на вооружение методы Лила Уэйна середины нулевых. В последние пару лет от Ту Чейнза не было отбоя: рэпер не отказывал в своем присутствии никому и появлялся везде, куда звали. А звали прилично: за год исполнитель делает порядка тридцати гостевых куплетов, за каждый из которых требует по $100 тыс. Ту Чейнз исполняет чрезвычайно тупую и дуболомную версию трэпа, читает медленней позднего Джей-Зи раза в три, не отличаясь при этом ни остроумием, ни какой-либо оригинальностью. Впрочем, при нужной кондиции музыка Ту Чейнза — это то, что нужно.

Оригинальный альбом: «Based on a T.R.U. Story», 2012

Современный коммерческий рэп в своем абсолюте: узкая тематическая направленность (свэг, успех, деньги, секс), однообразная клацающая минусовка с угрожающими, драматическими клавишными, шаг в сторону — расстрел. В зависимости от восприятия слушателя, «Based on a T.R.U. Story» с легкостью может считаться как чистым злом, так и в некотором роде и шедевром, сообщающим о духе времени, в принципе, все, что необходимо знать обывателю. Тот случай, когда настолько плохо, что даже хорошо: все, что касается персонажа, которого тут играет Ту Чейнз, гротескно и доведено до абсурда.

«Riot»

Продолжение: «B.O.A.T.S. II: Me Time», 2013

Как и Лил Уэйн, вторую часть своей победной серии Ту Чейнз выпустил в кратчайшие сроки, всего год спустя после выхода оригинала. Новый альбом демонстрирует незначительные улучшения, в основном за счет приглашенных людей, их количество и статус тут как у Канье Уэста на «My Beautiful Dark Twisted Fantasy». Лучшие битмейкеры мира, в гостях обнаруживаются Фаррелл и Ферги. Среди прочего на альбоме впервые находится место личным переживаниям исполнителя, треки вроде «Black Unicorn» посвящены рефлексии по поводу успеха, периодически встречаются упоминания о детях и посвящения семье рэпера, и вообще карикатура, которую изображает из себя артист, постепенно обрастает человеческими чертами. Такими темпами альбомов через пять Ту Чейнза вполне можно будет слушать на трезвую голову.

«Netflix» (feat. Fergie)


Ошибка в тексте
Отправить