перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Контекст

Главные мюзиклы с поп-звездами — от «Томми» до «Mamma Mia!»

В связи с новостями о том, что лидер Sex Pistols Джон Лайдон исполнит роль Ирода в мюзикле «Иисус Христос — суперзвезда», «Волна» вспоминает самые интересные случаи, когда поп- и рок-музыканты оказывались на театральных подмостках — как авторы, актеры или источники вдохновения для мюзиклов.

«Иисус Христос — суперзвезда»

Иэн Гиллан и все-все-все от Себастьяна Баха до Мелани Си в главном мюзикле всех времен

Фотография: Getty Images/Fotobank

Суперхит авторства Эндрю Ллойд-Уэббера не только проложил дорогу всем последующим рок-операм и, собственно, легитимизовал термин, но и стал магнитом для состоявшихся или начинающих музыкантов всех мастей. Солист Deep Purple Иэн Гиллан играл Христа в оригинальной версии, еще не будучи одной из первых икон хеви-метала; одна из самых успешных групп жанра «рок для взрослых» Air Supply собралась в результате совместного участия в австралийской постановке пьесы; роль Марии Магдалины в одной из версий доставалась бывшей «Спортивной Перчинке» Мелани Си; электроклэшевая дива Пичез устраивала концерты, где разыгрывала весь спектакль по ролям единолично, — и это все только начало очень длинного списка имен. Особенным почетом мюзикл пользуется у глэм-металлистов: к примеру, экс-солист Van Halen и Extreme Гэри Шероун в разное время играл как Иисуса, так и Иуду, а Себастьян Бах из Skid Row благодаря рок-опере построил для себя вторую карьеру в музыкальном театре.

Мелани Си исполняет номер «I Don't Know How to Love Him»

«The Onion Cellar»

The Dresden Dolls перекладывают Гюнтера Грасса в формате мюзикла

Фотография: Sheri Hausey

Бурлеск и театральность были заложены в самой ДНК The Dresden Dolls (зря, что ли, Аманда Палмер многие годы работала уличным артистом), так что нет ничего удивительного в том, что кабаре-дуэт породил и музыкальный спектакль. Поставленный по мотивам «Жестяного барабана» Гюнтера Грасса «Луковый подвал» сочетал в себе элементы разных жанров и подразумевал общение с аудиторией — короче, постмодернизм постмодернизмом.

«Mamma Mia!»

Песни группы ABBA в самом знаменитом джукбокс-мюзикле современности

Фотография: Getty Images/Fotobank

Жанр «мюзикла из музыкального автомата» (он же «джукбокс-мюзикл») родился еще в семидесятые — но расцвел буйным цветом лишь на рубеже тысячелетий. Сюжет, соединенный написанными ранее и не имеющими прямого отношения к либретто песнями (это и есть отличительная черта джукбокс-мюзикла), в случае «Mamma Mia!» совсем уж мелодраматичен: как могли убедиться зрители киноэкранизации с Мерил Стрип в главной роли, здесь все завязано на поисках настоящего отца молодой девушки накануне ее свадьбы. Как бы то ни было, сила песен ABBA такова, что «Mamma Mia!» и через 15 лет после премьеры не сходит с мировых подмостков окончательно, а его слава давно вытеснила из коллективного бессознательного оригинальные мюзиклы, написанные в паре двумя Б из ABBA, Бьорном Ульвеусом и Бенни Андерсоном (самый известный из них — метафорически рассказывающий о холодной войне через шахматы «Chess»).

«Passing Strange»

История малоизвестно музыканта Стю

Фотография: www.bailiwickchicago.com

Знаковый мюзикл в неожиданном поджанре автобиографии малоизвестного исполнителя повествует о скрытых расовых проблемах в нынешних США, неоднозначной сексуальности и творческом поиске за пределами одного музыкального жанра. Соответственно, все это автор музыки и либретто Стю пережил на своем опыте — а известный энтузиаст молодой афроамериканской культуры Спайк Ли превратил мюзикл в фильм, просто засняв действие с 14 камер.

«Лак для волос»

Адаптация знаменитого молодежного фильма с Белиндой Карлайл

Трейлер постановки с Белиндой Карлайл

«Лак для волос» — единственный фильм похабного романтика Джона Уотерса, который можно показывать детям без зазрения совести: от обычного уотерсовского порнобалагана в сухом остатке здесь лишь трансвестит Дивайн и безудержная любовь к китчу американских пятидесятых. Написанный по мотивам фильма сценарий соответствующего мюзикла сгладил почти все остававшиеся углы — и «Лак для волос» стал скорее историей триумфа пухлой девчушки, чем сагой о противостоянии сублимирующих родителей (несколько лет назад мюзикл был экранизирован — так история сделала полный круг). Роль злодейки Велмы фон Тассл в оригинале досталась Дебби Харри, а на вест-эндской сцене в той же роли какое-то время можно было увидеть другую восьмидесятническую поп-диву — Белинду Карлайл.

«Faust»

Мрачный мюзикл одного из самых радужных сонграйтеров наших дней Рэнди Ньюмана

Фотография: Getty Images/Fotobank

По состоянию на 2014 год главная ипостась заслуженного пианиста и сонграйтера Рэнди Ньюмана — штатный композитор песен к фильмам Pixar. Но в начале своей карьеры Ньюман записал несколько альбомов крайне политизированной песенной сатиры — и вышедший в 1995 году мрачный мюзикл «Faust» имеет гораздо большего с этой его стороной, чем с треками из «Истории игрушек». В записи альбома участвовали пятеро великих артистов семидесятых: помимо Ньюмана это Линда Ронстадт, Джеймс Тейлор, Дон Хенли и Бонни Рейтт, а в фанатских кругах «Faust» периодически называют «великим потерянным мюзиклом». Театральные же версии рок-оперы пока что постигали неудачи: никому не удается перенести альбом на сцену адекватно.

«Элвис»

Шейкин Стивенс в постановке по песням Элвиса Пресли

Фотография: www.tekstowo.pl

Вест-эндское шоу хоть и не было самым первым джукбокс-мюзиклом, но именно от него принято отсчитывать историю этого поджанра. Сделанный по горячим следам (Король умер в августе 1977 года — а уже в ноябре состоялась лондонская премьера спектакля), мюзикл делил карьеру артиста на три части: Элвис — подростковый идол, Элвис — солдат и кинозвезда, ну и в самом конце Элвис — завсегдатай Лас-Вегаса. Каждого из Элвисов играл новый певец; во второй ипостаси исходно был занят рок-н-рольщик Шейкин Стивенс, через несколько лет ставший одним из главных хитмейкеров Великобритании. Кстати, это не последний биографический мюзикл про Пресли: несколько лет назад на сцене появился «Million Dollar Quartet», рассказывавший о легендарной джем-сессии, в рамках которой пересеклись Пресли, Джонни Кэш, Карл Перкинс и Джерри Ли Льюис.

«Spider-Man: Turn Off the Dark»

Боно и Эдж из U2 адаптируют одну из главных комиксовых франшиз для Бродвея

Фотография: Marvel

К печали солиста и гитариста U2, их детище, скорее всего, запомнится на Бродвее рекордными денежными потерями, отложенной несколько раз премьерой и скандалами, связанными с безопасностью каскадеров. Тем не менее относиться к недавно сошедшему с бродвейской сцены мюзиклу про марвеловского персонажа как к очень дорогой воронке для туристических денег не вполне корректно: это разноплановая в музыкальном плане и крайне динамичная история с безумно красивыми декорациями — и она уж точно не уступает в плане материала последним альбомам U2.

Длинная нарезка сцен из мюзикла

«Волосы»

Знаменитая рок-опера, с которой началась карьера Мита Лоуфа

Фотография: Getty Images/Fotobank

«Волосы», наверное, вторая по известности рок-опера в истории жанра (пусть вышла она и раньше, чем «Иисус Христос — суперзвезда»). Образы и песни оттуда давно уже воспринимаются как стереотипный объект для насмешек, олицетворяющий всю наивность «Лета любви» и антивоенного движения в США (символично, что самое известное применение песне «The Age of Aquarius» за последние годы было найдено на титрах «40-летнего девственника» — в совершенно издевательском ключе), но отрицать их историческую важность довольно глупо. Через первые составы мюзикла прошло сразу несколько важных контркультурных персонажей, главный из них — будущая суперзвезда софт-рока Мит Лоуф.

«Our House»

Постановка по песням Madness

Фотография: www.glenstheatreblog.com

Один из самых милых спектаклей периода тотального поглощения сцены джукбокс-мюзиклами — особенно на фоне довольно монструозного «We Will Rock You» по песням Queen, появившегося примерно в то же время. Песни лондонских классиков нью-вейва и ска изначально сюжетны и афористичны — потому ложатся в сюжет своеобразного «мюзикла воспитания» как влитые. В каком-то смысле «Our House» можно считать театральным ответом фильму «Осторожно, двери закрываются», вышедшему несколькими годами ранее: подобно героине Гвинет Пэлтроу, персонаж по имени Джо Кейси за время спектакля проживает две версии своей жизни.

«Buddy — the Buddy Holly Story»

История Бадди Холли и других пионеров рок-н-ролла с их же песнями

Фотография: Getty Images/Fotobank

Вал биографических мюзиклов начался в конце восьмидесятых именно с этого спектакля, рассказывающего не только о трагической гибели Бадди Холли в авиакатастрофе и предшествовавших ей событиях: история музыканта здесь параллельна раннему развитию рок-н-ролла как жанра. Помимо песен самого Холли, оставившего за 22 года жизни не слишком большое по объему наследие, в спектакле звучат треки других рок-н-ролльщиков пятидесятых; в их числе — Биг Боппер и Ричи Валенс, летевшие с Холли в одном самолете.

«Billy Elliot the Musical»

Созданная при участии Элтона Джона адаптация известного фильма

Фотография: mrcellophane13.wordpress.com

Вообще говоря, перу сэра Элтона принадлежит немалое число мюзиклов: «Король-лев» на основе диснеевского мультфильма, «Лестат» по мотивам «Вампирских хроник» Энн Райс, написанная совместном с Тимом Райсом «Аида» — но сценическая версия фильма Стивена Долдри стоит здесь особняком. История провинциального английского мальчика, вырывающегося из объятий среды и становящегося артистом вопреки родительским пожеланиям, имеет много общего с биографией самого Джона; возможно, еще и поэтому абсолютно все критики сходятся в том, что оркестровка и сами песни в этом мюзикле — чуть ли не главные достижения Элтона за последние годы.

«Чикаго»

Филипп Киркоров в самой успешной российской адаптации бродвейского мюзикла

Фотография: PhotoXPress

Предсказывавшийся журналом «Афиша» в начале двухтысячных московский бум мюзиклов по большому счету так и не материализовался (отчасти по известным невеселым причинам, отчасти — по понятным финансовым). «Чикаго», возрожденная в прошлом году постановка бродвейской классики, — это ностальгический привет из 2002-го, когда гигантский баннер с Анастасией Стоцкой, растянутый над Театром эстрады, не казался чем-то удивительным. Как и тогда, главная приманка здесь — это не песни, известные по оскароносному фильму, а болгарский соловей Киркоров, довольно естественно выглядящий в роли гнусного юриста Билли Флинна. В обновленной версии Филипп появился не сразу — спектакли с его участием начали идти лишь в этом марте, а вот другой титан российской поп-музыки — Лариса Долина играла в новой версии гангстерского кабаре-мюзикла с самого начала.

Номер Киркорова «All That Jazz»

«Fela!»

Биографический мюзикл по песням отца афробита Фелы Кути

Фотография: flavourmag.co.uk

Бывают биографические истории, которые скорее напоминают агиографии, — и сюжет о противостоянии группы Фелы Кути и нескольких сотен нигерийских солдат, безусловно, относится к этой категории (сюда же просится мюзикл «Lennon» про понятно кого; либретто этого спектакля во многом составлено из прямых цитат). Несмотря на некоторую прямолинейность сюжета, «Fela!» заслуженно считается одним из лучших мюзиклов последних лет — как за счет сценографии, так и за счет песен, каждая из которых — камень в фундаменте афробита как жанра.

«Томми»

Театральная постановка рок-оперы Пита Таунсенда

Фотография: Corbis/All Over Press

Как это ни удивительно, но до сценической версии ключевого альбома The Who его основной автор Таунсенд добрался лишь в начале девяностых — притом что написанный по мотивам диска фильм вышел еще в 1975 году. Либреттисты избавили сюжет концептуального альбома от части мессианских коннотаций и сделали фабулу слегка более прямолинейной — как нетрудно догадаться, это пошло истории о глухом, слепом и немом мальчике на пользу. Ну а с мелодиями у Таунсенда, как известно, проблем не было никогда.

«Sunshine on Leith»

Мюзикл по песням малоизвестной группы The Proclaimers

Фотография: Ian Georgeson

Забавные братья-близнецы из Шотландии много лет назад написали один очень-очень большой хит, «I’m Gonna Be (500 Miles)», но целый мюзикл по их милым поп-роковым песням — это, если переносить в российские реалии, как, скажем, мюзикл по песням группы «Шао? Бао!». Тем не менее эта удивительная идея была реализована в одном из театров города Данди, а в прошлом году вышла киноверсия мюзикла про британских военных — и она собрала даже более положительную прессу, чем оригинальная пьеса.

«American Idiot: The Musical»

Билли Джо Армстронг в бродвейской версии альбома его группы Green Day

Фотография: Jeremy Daniel

В постановке по мотивам альбома, вернувшего Green Day на радары подростков по всему миру (сложно в это поверить, но диск «American Idiot» вышел уже десять лет назад), нет ничего такого, что бы вызывало сильное удивление: это очередная история про локального пророка для выросшего поколения эмо-тинейджеров. Занятных деталей здесь две: во-первых, в мюзикле начисто отсутствуют любые диалоги (вся сюжетная информация сообщается через тексты песен); во-вторых, вокалист Green Day Армстронг, не имея прямого отношения к постановке спектакля, периодически все же появлялся на сцене в роли дьявольского альтер эго главного героя.

Финальный выход Армстронга в бродвейской постановке мюзикла

«Motown the Musical»

Мюзикл по песням Марвина Гея, Смоки Робинсона и других героев черной музыки семидесятых

Фотография: Getty Images/Fotobank

Поток биографических джукбокс-мюзиклов и не думает прекращаться: в прошлом году на сцене появилась постановка о Кэрол Кинг, одной из наиболее успешных певиц и авторов песен начала семидесятых, а в ближайшее время начнутся показы спектакля, посвященного золотым годам лейбла Motown. Именно там выпестовали Дайану Росс, Майкла Джексона, Стиви Уандера и многих других, а также фактически сформировали моду в черной американской музыке шестидесятых.

Ошибка в тексте
Отправить